РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2011 года
с. Шебалино Дело № 2-15/2011
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи С.Н. Черткова,
при секретаре Н.И. Шниткиной,
с участием заместителя прокурора И.Р. Лопатиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шебалинского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по Шебалинскому району и Министерству внутренних дел по Республике Алтай о понуждении к устранению нарушений законодательства в изоляторе временного содержания ОВД по Шебалинскому району,
установил:
Прокурор Шебалинского района Республики Алтай обратился в суд с требованием к отделу внутренних дел по Шебалинскому району и Министерству внутренних дел по Республике Алтай об обязании установить кнопки для вызова дежурного в камерах изолятора внутреннего содержания (с 1-ой по 7-ю) отдела внутренних дел по Шебалинскому району; оборудовании с 1-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району кранами с водопроводной водой; оборудовании со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности; снести надземные постройки ранее используемого надворного туалета, расположенного на территории ИВС ОВД по Шбелинскому району, вычистить его водопроницаемый выгреб; привести вновь построенный надворный туалет в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями путем оборудования его водонепроницаемым выгребом.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения законодательства в местах содержания под стражей выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии в 7 камерах изолятора временного содержания ОВД по Шебалинскому району (далее ИВС) кнопок для вызова дежурного, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, а также несоответствии надворного туалета, располагающегося на территории ИВС, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает право подозреваемых и обвиняемых на получение в полном объеме материально-бытового обеспечения. На имя начальника ОВД по Шебалинскому району выносились представления об устранении нарушений, однако по состоянию на 07.12.2010 требования прокурора не выполнены. МВД по РА действий по финансированию мероприятий по оборудованию камер ИВС ОВД по району кнопками вызова дежурного, кранами с водопроводной водой, санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности, оборудовании надворного туалета водонепроницаемым выгребом, сносе туалета, который использовался до постройки нового туалета (переполнен и не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства) не осуществляло.
Осуществление ИВС ОВД по Шебалинскому району деятельности в нарушение требований законодательства нарушает конституционные права неопределенного круга лиц – подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС в настоящее время и вновь прибывающих, контингент которых регулярно изменяется.
Министерство внутренних дел по Республике Алтай требования истца не признало, в письменных возражениях на заявление указало, что вопрос по приведению изоляторов временного содержания ОВД в соответствии с предъявляемыми требованиями, в том числе по улучшению материально-бытовых и медико-санитарных условий обеспечений подозреваемых и обвиняемых неоднократно решался на уровне Правительства Республики Алтай, МВД России. Финансирование изоляторов временного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ. Выделяемых из бюджета МВД России ассигнований для ИВС ОВД недостаточное, поступивших средств не хватает на проведение косметического ремонта и поддержания помещений ИВС в рабочем состоянии. Здание ОВД по Шебалинскому району 1980 года постройки, проект не типовой, помещение ИВС находится в подвальном помещении 2-этажного кирпичного здания, введено в эксплуатацию до вступления ФЗ № 103 от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В 2008 году здание признано ограничено работоспособным, инженерное оборудование недопустимым. Устранение указанных нарушений в настоящее время не представляется возможным, так как необходима разработка проектно-сметной документации. В настоящее время финансирование по данной статье расходов не предусмотрено, однако в МВД РФ направлена заявка на выделение денежных средств в размере 2100000 на проведение капитального ремонта в ИВС.
В судебном заседании заместитель прокурора Лопатина И.Р. заявила об отказе от иска в части требования об установлении в камерах изолятора временного содержания ОВД по Шебалинскому району кнопок для вызова дежурного. Требования в остальной части поддержала, просила суд обязать ОВД по Шебалинскому району, МВД по РА снести надземные постройки ранее используемого надворного туалета, расположенного на территории ИВС ОВД по Шебалинскому району, вычистить его водопроницаемый выгреб; привести вновь построенный надворный туалет в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями путем оборудования его водонепроницаемым выгребом в срок до 01 августа 2011 года; обязать ОВД по Шебалинскому району и МВД по РА в срок до 01 января 2012 года оборудовать со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району кранами с водопроводной водой; оборудовать со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности.
Представители ответчика МВД по Республике Алтай Кокулеков А.Б., Бояринцева О.В. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно указали круг лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Шебалинскому району является определенным, обоснования невозможности обращения указанных граждан в суд самостоятельно в исковом заявлении не приведено, в связи с чем прокурор является ненадлежащим истцом по делу, от лиц, содержащихся в ИВС ОВД по Шебалинскому району жалоб не поступало.
Представитель ответчика ОВД по Шебалинскому району Абанин В.Л. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, аналогичным приведенным представителями МВД по РА.
Определением суда от 20 января 2011 года производство по делу в части требования об устранении нарушений законодательства в изоляторе временного содержания ОВД по Шебалинскому району в части требования об установлении в камерах изолятора временного содержания ОВД по Шебалинскому району кнопок для вызова дежурного, прекращено.
Заслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Шебалинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РА в Шебалинском, Чемальском районах выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в отсутствии в 7 камерах изолятора временного содержания ОВД по Шебалинскому району (далее ИВС) кнопок для вызова дежурного, санитарных узлов с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, а также несоответствии надворного туалета, располагающегося на территории ИВС, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На основании проведенной проверки 14 сентября 2010 года прокурором в адрес начальника ОВД по Шебалинскому району было внесено представление с требованием безотлагательно принять исчерпывающие меры к устранению нарушений ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в изоляторе временного содержания ОВД по Шебалинскому району и главы V Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно ответа и.о. начальника ОВД на представление прокурора от 14 октября 2010 года «Об устранении нарушений Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» камеры ИВС оборудованы радиоприемниками, скамейками по лимиту наполняемости мест в камерах, тазами для гигиенических целей на каждого содержащегося в ИВС ОВД. В камере № 5 оборудована полка для туалетных принадлежностей. Также приобретены предметы личной гигиены и создан необходимый запас, установлен контроль за необходимым запасом чистого постельного белья по расчету наполняемости ИВС.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Часть 4 ст.15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, подписанные Российской Федерацией, образуют неотъемлемую составную часть ее правовой системы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемый и обвиняемый - лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 указанного федерального закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст.15 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу ст. 23 ФЗ № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ № 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
На основании ч. 2 ст. 16 ФЗ № 103-ФЗ Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей устанавливается порядок материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (п.42 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).
Камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности (п.45 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за № 950).
В судебном заседании установлено, что в изоляторе временного содержания ОВД по Шебалинскому району в камерах со 2-ой по 7-ю отсутствуют санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, краны с водопроводной водой.
Доводы представителей ответчиков об отсутствии технической возможности для устройства в камерах изолятора временного содержания санитарных узлов и кранов с водопроводной водой являются несостоятельными и в нарушение ст. 56 ГПК РФ какими-либо доказательствами не подтверждены. Факт нахождения указанных камер в подвальном помещении здания ОВД по Шебалинскому району сам по себе не может являться доказательством отсутствия технической возможности для устройства санитарных узлов и кранов с водопроводной водой, поскольку не свидетельствует о невозможности устройства соответствующих сетей с использованием насосных агрегатов и другого оборудования.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (п. 122 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года за №950).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статья 2 указанного Закона содержит положение, согласно которому санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 2.3.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубины выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 метров. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 метров от поверхности земли.
Согласно п. 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88 выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.
В судебном заседании установлено, ответчиками не оспаривается, что надворный туалет, которым пользовались до постройки нового туалета, в настоящее время переполнен более чем до 0,35 метров от поверхности земли и не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства: без надземного помещения (сооружения), выгреб водопроницаемый. Вновь построенный туалет, в нарушение санитарно-эпидемиологических требований имеет водопроницаемый выгреб и представляет собой не обшитую фильтрационную яму.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации изолятора временного содержания ОВД по Шебалинскому району имеют место. Указанное обстоятельство представителями ответчиков не опровергнуто.
На основании ч. 3 ст. 9 ФЗ № 103-ФЗ, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 3 Положения об отделе внутренних дел по Шебалинскому району, утвержденного приказом МВД по РА от 30.01.2007 № 51, ОВД по Шебалинскому району входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел по Республике Алтай.
В соответствии с п. 12 Положения финансирование ОВД по Шебалинскому району осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Алтай, местного бюджета и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 13 положения материально-техническое обеспечение ОВД по Шебалинскому району осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ и нормативно-правовыми актами МВД России.
В соответствии с подп. 38 п. 16 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 25.10.2006 № 846, установлены полномочия МВД, УВД по субъекту РФ в виде распределения выделенных бюджетных ассигнований и осуществления материально-технического обеспечения подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций.
В силу п.п. 18 п. 17 Положения ОВД по Шебалинскому району в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России и в пределах компетенции органов внутренних дел осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных исковых требований прокурора об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», а также требований ведомственных приказов МВД России.
Обязанность по устранению выявленных нарушений следует возложить на ответчиков солидарно, поскольку в силу вышеизложенных нормативных актов они входят в единую систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и финансируются из бюджета Российской Федерации. Кроме того, из пояснений представителей ответчиков следует, что в настоящее время здание ОВД по Шебалинскому району, в котором находится помещение ИВС, закреплено за МВД по Республике Алтай на праве оперативного управления, однако фактически его эксплуатацию осуществляет ОВД по Шебалинскому району.
При этом суд исходит из того, что имеющиеся в ИВС ОВД по Шебалинскому району нарушений требований действующего законодательства и ведомственных приказов МВД России, существенно ущемляют права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, круг которых является неопределенным, поскольку контингент указанных лиц постоянно изменяется. Права подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены и санитарии, предписаны Федеральным законом «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей» от 15 июля 1995 года, поэтому нарушение указанных прав подлежит устранению путем вынесения решения суда.
Доводы ответчиков о том, что устранение выявленных прокуратурой недостатков и приведение условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Шебалинскому району в соответствие с требованиями действующего законодательства невозможно, так как из федерального бюджета не выделяются для этого необходимые денежные средства, а здание Шебалинского РОДВД построено до принятия Федерального закона № 103-ФЗ, несостоятельны, поскольку отсутствие финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ОВД по Шебалинскому району соблюдать требования Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления» и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Прочие доводы ответчиков суд не оценивает ввиду их несущественности.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы, а также необходимости обеспечения финансирования указанных работ и считает необходимым установить срок по сносу надземных построек ранее используемого надворного туалета, расположенного на территории ИВС ОВД по Шебалинскому району и вычистить его водопроницаемый выгреб; привести вновь построенный надворный туалет в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями путем оборудования его водонепроницаемым выгребом до 01 сентября 2011 года; оборудовать с 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району кранами с водопроводной водой; оборудовать со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности обязать ОВД по Шебалинскому району и МВД по РА в срок до 01 января 2012 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Шебалинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по Шебалинскому району и Министерству внутренних дел по Республике Алтай удовлетворить.
Обязать Отдел внутренних дел по Шебалинскому району и Министерство внутренних дел по Республике Алтай в срок до 1 сентября 2011 года:
- снести надземные постройки ранее используемого надворного туалета, расположенного на территории ИВС ОВД по Шебалинскому району, вычистить его водопроницаемый выгреб;
- привести вновь построенный надворный туалет в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями путем оборудования его водонепроницаемым выгребом.
Обязать Отдел внутренних дел по Шебалинскому району и Министерство внутренних дел по Республике Алтай в срок до 1 января 2012 года:
- оборудовать со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району кранами с водопроводной водой;
- оборудовать со 2-ой по 7-ю камеры изолятора временного содержания отдела внутренних дел по Шебалинскому району санитарными узлами с соблюдением необходимых требований приватности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено 25 января 2011 года
Федеральный судья С.Н. Чертков