Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 мая 2010 года г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.,
при секретаре Гришиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лакалина ФИО6 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Лакалин И.В. обратился в суд с указанным заявлением по следующим основаниям.
Дата обезличена года на имя Главы Шатурского муниципального района он подал заявление о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: ..., ..., рядом с земельным участком .... Протоколом от Дата обезличена года Номер обезличен Комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию администрации Шатурского муниципального района не возражала предоставить ему в собственность указанный участок по рыночной стоимости. Полагает указанное заключение комиссии незаконным, поскольку в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок, как участок, на котором расположено принадлежащее ему строение, должен быть ему предоставлен в собственность по кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель Лакалина И.В. Лакалина О.И. уточнила основание заявления, полагая, что испрашиваемый земельный участок должен быть предоставлен заявителю в собственность как участок, на котором расположено принадлежащее заявителю строение, по 10-кратной ставке земельного налога на основании ст. 12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», пояснив, что испрашиваемый участок является дополнительным к ранее оформленному в собственность земельному участку, на котором расположены жилой дом и баня, у них общее целевое назначение, и в последствии предполагалось объединить эти участки в один. Изменение продажной цены участка связано с тем, что Комиссия затянула рассмотрение заявления, зная о предстоящем изменении законодательства, т.к. ранее действовавшим областным законом, предусматривалось безусловное предоставление земли в их случае по кадастровой стоимости. После вынесения заключения комиссией документы хотели направлять на оценку участка, за что заявитель должен был заплатить еще около 10 000 рублей, но, получив протокола комиссии, она обращалась с просьбой не начинать оценку участка, что она с заключением не согласна и будет обращаться в суд, поэтому никаких дальнейших действий с заявлением не проводилось. Просит заявление удовлетворить.
Представитель администрации Шатурского муниципального района Срайди Т.Ю. в судебном заседании заявление обоснованным не признала, пояснив, что Лакалиным И.В. спорный земельный участок не испрашивался в собственность как участок, на котором расположены принадлежащие заявителю строения, в связи с чем заключение комиссии является обоснованным и принято в соответствии с законом. Кроме этого заключение комиссии не является властным решением органа местного самоуправления, которым затрагиваются права заявителя, заключение носит рекомендательный характер, это один из этапов для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка. Уставом Шатурского муниципального района Комиссия не отнесена к органам местного самоуправления. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ (статья 29 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении в собственность земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный орган местного самоуправления.
Дата обезличена года Лакалиным И.В. на имя Главы Шатурского муниципального района подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: ..., ..., ..., рядом с земельным участком ..., кадастровый номер Номер обезличен, площадью 120 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства л.д. 31). К указанному заявлению заявителем были приложены договор аренды на испрашиваемый земельный участок с приложениями. Согласно объяснениям представителя заявителя к заявлению также прикладывалось свидетельство о государственной регистрации права собственности Лакалина И.В. на смежный земельный участок при ....
Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ уполномоченный орган местного самоуправления на основании заявления в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, т.е. принимает решение по существу представленного заявления.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Шатурский район» Московской области от 27 февраля 2003 г. № 6/37 на основании ст. 11 ЗК РФ утверждены Временные правила землепользования в Шатурском районе (далее Правила).
Согласно Разделу I статьи 3 Правил Комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию создана при администрации Шатурского района для оперативного решения вопросов земельных отношений, при этом Администрация Шатурского района в силу Устава района является органом местного самоуправления, в связи с чем доводы представителя заинтересованного органа, что Комиссия не является органом, чьи действия могут быть обжалованы в суде в порядке главы 25 ГПК РФ, являются необоснованными.
Основными целями и задачами комиссии является, в том числе рассмотрение заявок и обращений по вопросам предоставления земельных участков и разрешений на строительство (п. 2.2. раздела II ст. 3), Комиссия принимает принципиальные решения о дальнейшем рассмотрении вопроса (или об отказе), результаты заседаний комиссии оформляются протоколом в недельный срок со дня заседания и подписываются председателем и секретарем комиссии (Раздел III).
Таким образом, указанные положения Правил и ст. 34 ЗК РФ в их взаимосвязи, дают основание полагать, что заключение комиссии (в редакции Правил – принципиальное решение по вопросу) является решением органа местного самоуправления по существу поставленного вопроса в смысле ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, которое принимается в месячный срок (в том числе независимо от того, что испрашиваемый земельный участок стоит на кадастровом учете, при этом, как следует из заявления Лакалина И.В. на имя Главы района, заявителем не предоставлялся кадастровый паспорт на земельный участок, при предоставлении которого согласно ч. 5 ст. 34 ЗК РФ решение ОМС принимается в двухнедельный срок), в связи с чем доводы заявителя о намеренном затягивании комиссией вопроса о предоставлении в собственность земельного участка в связи с предстоящим изменением законодательства, являются необоснованными. При обращении заявителя с заявлением Дата обезличена года, решение могло быть принято в срок до Дата обезличена года, когда Закон МО «О плате за земельные участки» прекратил действие.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно объяснениям представителя заинтересованного органа, положениям ст. 11, 29, 34 ЗК РФ, Правилам землепользования обжалуемое заявителем заключение Комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию при администрации Шатурского района в данном случае является основанием для начала процедуры рыночной оценки испрашиваемого земельного участка, в связи с просьбой заявителя не начинать указанную оценку, никаких решений в отношении заявления после принятия Заключения Комиссии Главой администрации далее не принималось.
В связи с этим указанным Заключением Комиссии созданы препятствия к осуществлению гражданином имеющегося у него (по его мнению) права на приобретение испрашиваемого земельного участка в собственность по цене равной 10-кратной ставке земельного налога.
Таким образом, доводы представителя заинтересованного органа, что обжалуемое Заключение не является властным решением, которое может быть обжаловано в порядке главы 25 ГПК РФ, являются необоснованными.
При этом, суд не считает обоснованными доводы заявителя по существу обжалуемого заключения.
Как видно из материалов дела, испрашиваемый земельный участок не является земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения и сооружения, принадлежащие заявителю. Согласно заявлению Лакалина И.В. на имя Главы администрации о предоставлении в собственность земельного участка площадью 120 кв.м. и представленному Свидетельству о государственной регистрации права Лакалина И.В. относительно смежного участка площадью 600 кв.м. указанные участки являются самостоятельными объектами кадастрового учета (кадастровые Номер обезличен, площадью 120 кв.м. и Номер обезличен, площадью 600 кв.м. соответственно).
Согласно объяснениям представителя заявителя жилой дом и баня, принадлежащие заявителю, расположены на смежном относительно испрашиваемого земельном участке, уже приобретенном им в собственность. Испрашиваемый земельный участок площадью 120 кв.м. представлял собой прежде запрошенный пустырь, был предоставлен по заявлению Лакалина И.В. ему в аренду, и фактически представляет единое целое с участком, находящимся в собственности, в связи с чем он выразил желание приобрести его в собственность.
Намерение заявителя объединить в дальнейшем указанные участки в единый объект, поскольку они являются смежными и у них общее целевое назначение (ЛПХ) не может служить основанием для придания испрашиваемому участку в настоящий момент статуса земельного участка, на котором расположены строения, принадлежащие заявителю.
Поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок не является земельным участком, на котором расположены принадлежащие заявителю строения, в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (в редакции Закона Московской области № 106/2006-ОЗ, с изменениями, внесенными Законами Московской области № 244/2006-ОЗ, № 23/2007-ОЗ) цена земельного участка устанавливается в размере, равном рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, суд не находит заявление Лакалина И.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Лакалина ФИО7 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Шатурский городской суд.
Судья Хаванова Т.Ю.
Мотивированное решение составлено Дата обезличена г.
Судья Хаванова Т.Ю.