Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области
резолютивная часть решения вынесена и оглашена 15 июля 2010 года
мотивированное решение изготовлено 20 июля 2010 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,
с участием Шатурского городского прокурора Клочкова И.А.,
при секретаре судебного заседания Борзовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шилова МА к Совету депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Шатура, территориальной избирательной комиссии Шатурского муниципального района об оспаривании отдельных положений Устава городского поселения Шатура и решения Совета депутатов городского поселения Шатура,
у с т а н о в и л:
Шилов М.А., обратился в суд с заявлением об оспаривании Решения Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области № 7/32 от 28.04.2009 года, частью 4 приложения к которому, внесены изменения в часть 5 ст. 15 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, согласно которых, при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, определена избирательная система по единому избирательному округу пропорционально числу голосов поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.
Указал, что частью 1 ст. 16 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения определена избирательная система по многомандатным избирательным округам, положения которой в связи с изменением части 5 ст. 15 Устава, внесенными Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 7/32 от 28.04.2009 года, отменено либо изменено не было, что повлекло противоречие указанных положений Устава и создало неопределенность по вопросу конкретного вида избирательной системы. Полагает данное положение противоречащим федеральному закону, согласно которого уставом муниципального образования должна быть определена та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Считает, что оспариваемым решением Совета депутатов городского поселения Шатура, которым были внесены изменения в ч.5 ст. 15 Устава нарушено его право избирать и быть избранным в Совет депутатов городского поселения Шатура по мажоритарной избирательной системе, установленной ч.1 ст. 16 Устава. Просит признать с момента принятия недействующей часть 5 ст. 15 Устава городского поселения Шатура и часть 4 решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 7/32 от 28.04.2009 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Шатура» и обязать Совет депутатов городского поселения Шатура привести нормы Устава в соответствии с законом.
В судебном заседании представитель заявителя Шилова М.А. по доверенности Патук О.Л. поддержал заявленные требования по доводам, содержащимся в заявлении и письменном объяснении, приобщенном к материалам дела, данном в ходе судебного разбирательства л.д.252-254). Просит их удовлетворить.
Заинтересованное лицо представитель Совета депутатов городского поселения Шатура по доверенности Денисов М.В., просит отказать в удовлетворении заявленных требований, по доводам, содержащимся в письменном и приобщенном к материалам дела возражении (255-258).
Представитель администрации городского поселения Шатура по доверенности Кузнецов И.Б., считая, что оспариваемыми нормативными актами права заявителя не нарушаются, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Территориальной избирательной комиссии Шатурского муниципального района Московской области по доверенности Волков В.С., считая, требования заявителя законными, просит их удовлетворить.
Прокурор в своем заключении, полагая, что неопределенность Устава городского поселения Шатура по конкретному виду избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, нарушила конституционное право заявителя избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, находит требования, подлежащими удовлетворению частично, со времени по усмотрению суда.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами должны выноситься на публичные слушания.
В силу ч.4 ст. 28 Закона порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Согласно материалам дела, Советом депутатов городского поселения Шатурского муниципального района Московской области принято решение № 7/32 от 28.04.2009 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселении Шатура» которым статья 15 Устава дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями».
В соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона, решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 27 февраля 2009 года № 4/31, опубликованное в газете Ленинская Шатура № 8/1 от 3 марта 2009 года, назначено проведение публичных слушаний по проекту оспариваемого решения, на 8 апреля 2009 года в большом зале заседаний администрации л.д.245 оборот).
Как видно из Протокола публичных слушаний от 08 апреля 2009 года вопрос о внесении изменений и дополнений в ст. 15 Устава, оспариваемую заявителем, являлся предметом обсуждения. Рекомендаций со стороны участников слушания не последовало. Положительным единогласным голосованием принято решение рекомендовать Совету депутатов городского поселения Шатура утвердить проект Устава с изменениями и дополнениями.
Результаты публичных слушаний опубликованы в газете Ленинская Шатура от 16 апреля 2009 года № 15.
Как следует из Протокола заседания Совета депутатов городского поселения Шатура от 28 апреля 2009 года большинством голосов («за» - 15, «против» - 2, «воздержавшихся» - нет) решение «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Шатура принято л.д. 179).
15 мая 2009 года приказом Управления Министерства юстиции РФ по Московской области решение Совета депутатов № 7/32 от 28.04.2009 зарегистрировано и включено в Государственный реестр уставов муниципальных образований, а Устав поселения в редакции с принятыми изменениями и дополнениями опубликован в газете Ленинская Шатура № 23 от 11 июня 2009 года л.д.58).
Таким образом, оспариваемое решение принято, зарегистрировано и обнародовано в установленном законом порядке.
Согласно ч.3 ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Частью 1 ст. 4 Закона Московской области № 101/2006 - ОЗ от 11.07.2006 года «О муниципальных выборах в Московской области» предусмотрено, что выборы депутатов Советов депутатов муниципальных образований, других должностных лиц местного самоуправления проводятся по одномандатным избирательным округам или по многомандатным избирательным округам, а в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, по единому избирательному округу. При проведении выборов депутатов Советов депутатов муниципальных образований, других должностных лиц местного самоуправления по многомандатным избирательным округам число мандатов в каждом из них не может быть более пяти.
Частью 4 указанной нормы права установлено, что избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования.
Частью 1 ст. 16 Устава, принятой решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 4/8 от 18 декабря 2006 года (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Шатура от 26.06.2007 года № 6/14л.д.65), определена избирательная система согласно которой: «Выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, других должностных лиц, органов местного самоуправления проводятся по многомандатным избирательным округам. Число мандатов в каждом избирательном округе не может быть более пяти».
Оспариваемым решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 7/32 от 28.04.2009 года, внесены изменения и дополнения в Устав, среди которых, статья 15 Устава городского поселения Шатура дополнена пунктом 5 следующего содержания: «Выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура проводятся по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями»
Оспаривая акт, заявитель ссылается на неопределенность избирательной системы, поскольку в связи с введением в действие дополнений пунктом 5 ст. 15 Устава, действующее положение п.1 ст. 16 Устава, отменено не было. Наличие в действующей редакции положений п.5 ст. 15 и п.1 ст. 16 Устава, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что Уставом не определена избирательная система при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, что противоречит положениям ч. 4 ст. 4 Закона Московской области № 101/2006 - ОЗ от 11.07.2006 года «О муниципальных выборах в Московской области», предусматривающая, что избирательная система, применяемая в конкретном муниципальном образовании, определяется им самостоятельно на основании настоящего Закона и закрепляется в уставе муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По своему правовому содержанию положение п. 5 ст. 15 Устава, введенное оспариваемым решением Совета депутатов о виде избирательной системы при проведении выборов депутатов Совета депутатов не противоречит положениям части 1 ст. 4 Закона Московской области « О муниципальный выборах в Московской области, которой предусмотрен вид избирательной системы по единому избирательному округу (пропорциональная система).
Наличие в действующей редакции положений п. 5 ст. 15 и п.1 ст. 16 Устава, имеющие одинаковую юридическую силу, устанавливающие различное правило в отношении одного вопроса об избирательной системе при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, изданные одним органом в разное время, указывает на их внутреннюю коллизию (противоречие) друг другу.
Однако, действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт изменений и дополнений этого акта.
Утрата нормативным актом юридической силы происходит в результате истечения срока, если нормативный акт издан на определенный срок, прямой отмены данного акта другим актом, изданным компетентным правотворческим органом, либо в результате фактической отмены (замены), когда компетентным правотворческим органом издан новый нормативный акт, устанавливающий по данному вопросу новые правила поведения. В этом случае, ранее действовавшие нормы утрачивают силу со дня введения в действие нового акта.
При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителем решение Совета депутатов № 7/32 от 28.04.2009 года и положения п.5 ст. 15 Устава городского поселения Шатура, не может быть признано судом недействующим, поскольку оно содержит в себе принятые в развитие положений ч.1 ст. 16 Устава, установленные решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 4/8 от 18.12.2006 года новые нормы, которые не противоречат положениям ч. 1 ст. 4 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
По общему правовому принципу, в случае издания одним правотворческим органом в различное время нормативно правовых актов по одному вопросу, преимущество имеет более поздний акт, который, установив новые нормы и правила по этому вопросу, отменяет ранее существовавшие нормы и правила вне зависимости от их признания утратившими силу прямым указанием на это в более позднем акте.
В силу положений ст. 44 Закона принятие Устава, его изменение и дополнение является компетенцией представительного органа муниципального образования, в связи с чем, требования заявителя об обязании Совет депутатов городского поселения Шатура привести нормы Устава в соответствии с законом, не основаны на законе, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции этого органа, принявшего нормативный правовой акт.
Кроме этого, как установлено судом в ходе рассмотрения данного спора, Советом депутатов городского поселения Шатура, по прокурорскому реагированию, совершаются действия направленные на внесение изменений в устав городского поселения Шатура.
Решением Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области № 3/39 от 21 декабря 2009 года были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура и главы городского поселения Шатура по единому избирательному округу, на 14 марта 2010 года л.д.57).
Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а так же ст. 22 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в муниципальных выборах. В случае, если уставом муниципального образования предусмотрено, что в Совете депутатов муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, то в целях гарантирования реализации пассивного избирательного права граждан, не являющихся членами политических партий, быть избранными депутатами Советов депутатов муниципальных образований, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом на выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения Совета депутатов муниципального образования (решения избирательной комиссии, организующей выборы) о назначении выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования вправе обратиться в региональное отделение или иное структурное подразделение любой политической партии, имеющей право в соответствии с федеральными законами участвовать в выборах органов местного самоуправления, с предложением включить его в единый список кандидатов, выдвигаемый политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем пятью членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального либо местного отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием соответствующей политической партии в выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования. Отсутствие обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, обладающего пассивным избирательным правом и не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов.
Как следует из дела, решением территориальной комиссии Шатурского муниципального района Московской области № 990 от 04.02.2010 года был зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения Шатура, выдвинутый Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Московской области, первым кандидатом в составе которого, являлся заявитель Шилов М.А. л.д.83-84, 184) и принимавший участие в выборах депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура.
Решением территориальной избирательной комиссии № 1102 от 15 марта 2010 года выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области 14 марта 2010 года признаны состоявшимися и действительными. В Совет депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области избрано 18 депутатов, из которых 11 человек - зарегистрированных в составе единых списков кандидатов, выдвинутых Шатурским районным отделением Московского областного отделения КПРФ, а 7 человек - местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» Шатурского муниципального района Московской областил.д.85). Шилов М.А., зарегистрированный в списке кандидатов, выдвинутого Региональным отделением Политической партии «Справедливая Россия» в Московской области, депутатом в Совет депутатов городского поселения Шатура на выборах 14 марта 2010 года - не избран.
При таких обстоятельствах, заявителем было реализовано гарантированное вышеуказанными нормами закона избирательное право быть избранным в органы местного самоуправления, в связи с чем, его конституционное право, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ нарушено не было.
Признавая, что права заявителя нарушены не были, а оспариваемые нормативные правовые акты, не противоречат федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Шиловым М.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Шилова МА - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья Ю.С.Давыдова