Решение по делу об оспаривании отдельных положений Устава муниципального образования



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области

резолютивная часть решения вынесена и оглашена 9 июля 2010 года

мотивированное решение изготовлено 14 июля 2010 года

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,

с участием помощника Шатурского городского прокурора Кулешовой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Борзовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Еремеева АС к Совету депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Шатура об оспаривании отдельных положений Устава городского поселения Шатура и решения Совета депутатов городского поселения Шатура,

у с т а н о в и л:

Еремеев А.С., являющийся депутатом Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области обратился в суд с заявлением об оспаривании Решения Совета депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области № 8/25 от 24.06.2008 года, первым абзацем пункта 10 приложения к которому, внесены дополнения в ст. 26 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, согласно которых установлена правомочность заседания Совета депутатов городского поселения Шатура в случае присутствия на нем более 50 процентов от числа избранных депутатов (п 4.1. ст. 26 Устава).

Указал, что частью 2 ст. 27 Устава городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области определена правомочность заседания Совета депутатов городского поселения Шатура согласно которой заседание Совета депутатов городского поселения Шатура является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленной численности депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, положения которой в связи с дополнением пунктом 4.1. статьи 26 Устава, внесенным Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 8/25 от 24.06.2008 года, отменено либо изменено не было, что повлекло противоречие указанных положений Устава и создало неопределенность по вопросу правомочности заседания представительного органа. Полагает данное положение противоречащим федеральному закону, согласно которого правомочность заседания представительного органа определяется Уставом муниципального образования. Неопределенность правомочности заседания Совета депутатов городского поселения Шатура нарушает его право участия в принятии легитимных решений представительного органа местного самоуправления. Просит признать с момента принятия недействующим п 4.1. ст. 26 Устава городского поселения Шатура и абзац первый пункта 10 приложения к Решению Совета депутатов городского поселения Шатура № 8/25 от 24.06.2008 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселения Шатура» и обязать Совет депутатов городского поселения Шатура привести нормы Устава в соответствии с законом.

В судебном заседании представитель заявителя Еремеева А.С. по доверенности Патук О.Л. поддержал заявленные требования по доводам, содержащимся в заявлении. Просит их удовлетворить.

Заинтересованное лицо председатель Совета депутатов городского поселения Шатура Лихачев А.А., и представитель Совета депутатов городского поселения Шатура по доверенности Беляев М.П. просят отказать в удовлетворении заявленных требований, по доводам, содержащимся в письменном и приобщенном к материалам дела возражении.

Представители администрации городского поселения Шатура по доверенности Кузнецов И.Б., Мишина Е.Н., считая, что оспариваемыми нормативными актами права заявителя не нарушаются, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор в своем заключении просит отказать в удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами должны выноситься на публичные слушания.

В силу ч.4 ст. 28 Закона порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Согласно материалам дела, Советом депутатов городского поселения Шатурского муниципального района Московской области принято решение № 8/25 от 24.06.2008 года «О внесении изменений и дополнений в Устав городского поселении Шатура» которым статья 26 Устава дополнена пунктом 4.1. следующего содержания: «Заседание Совета депутатов городского поселения Шатура считается правомочным, если на нем присутствуют 50 процентов от числа избранных депутатов».

В соответствии с ч. 4 ст. 44 Закона решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 25 марта 2008 года № 4/22, опубликованное в газете Ленинская Шатура 17 апреля 2008 года № 15, назначено проведение публичных слушаний по проекту оспариваемого решения, на 23 мая 2008 года в зале заседаний администрации л.д.194).

Как видно из Протокола публичных слушаний от 23 мая 2008 года вопрос о внесении изменений и дополнений в ст. 26 Устава, оспариваемую заявителем, являлся предметом обсуждения, рекомендаций со стороны участников слушания не последовало л.д.140).

Результаты публичных слушаний опубликованы в газете Ленинская Шатура от 29 мая 2008 года № 21 л.д.201)

31.07.2008 года приказом Управления Министерства юстиции РФ по Московской области решение Совета депутатов № 8/25 от 24.06.2008 зарегистрировано и включено в Государственный реестр уставов муниципальных образований, а Устав поселения в редакции с принятыми изменениями и дополнениями опубликован в газете. Таким образом, оспариваемое решение принято, зарегистрировано и обнародовано в установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Частью 3 ст. 26 Устава городского поселения Шатура установлена численность депутатов Совета депутатов в количестве 20-ти.

Согласно ч.4 ст. 26 Устава Совет депутатов городского поселения Шатура может осуществлять свои полномочия после избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

14 марта 2010 состоялись выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура, по итогам проведения которых, в Совет депутатов городского поселения Шатура избрано 17 депутатов, количество которых превышает двух третей от установленной численности, что соответствует ч.1 ст. 35 Закона и ч.4 ст. 26 Устава.

Частью 2 ст. 27 Устава, принятой решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 4/8 от 18 декабря 2006 года (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Шатура от 26.06.2007 года № 6/14л.д.22), определена правомочность заседания Совета депутатов согласно которой: «Заседание Совета депутатов городского поселения Шатура считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа депутатов Совета депутатов городского поселения Шатура».

Оспариваемым решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 8/25 от 24.06.2008 года, внесены изменения и дополнения в Устав, среди которых, статья 26 Устава городского поселения Шатура дополнена пунктом 4.1. следующего содержания: «Заседание Совета депутатов городского поселения Шатура считается правомочным, если на нем присутствуют 50 процентов от числа избранных депутатов».

Оспаривая акт, заявитель ссылается на неопределенность правомочности заседания представительного органа, поскольку в связи с введением в действие дополнений частью 4.1. статьи 26 Устава, действующее положение п.2 ст. 27 Устава, отменено не было. Наличие в действующей редакции положений п 4.1. ст. 26 и п.2 ст. 27 Устава, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что Уставом не определена правомочность заседания Совета депутатов городского поселения Шатура, что противоречит положениям ч. 1.1. ст. 35 Закона.

По своему правовому смыслу положения п. 4.1. ст. 26 Устава, введенное оспариваемым решением Совета депутатов не противоречит положениям части 1.1. ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Наличие в действующей редакции положений п 4.1. ст. 26 и п.2 ст. 27 Устава, имеющие одинаковую юридическую силу, устанавливающие различное правило в отношении одного вопроса о правомочности заседания Совета депутатов городского поселения Шатура, изданные одним органом в разное время, указывает об их внутренней коллизии (противоречии) друг другу.

Однако, действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт изменений и дополнений этого акта.

Утрата нормативным актом юридической силы происходит в результате истечения срока, если нормативный акт издан на определенный срок, прямой отмены данного акта другим актом, изданным компетентным правотворческим органом, либо в результате фактической отмены (замены), когда компетентным правотворческим органом издан новый нормативный акт, устанавливающий по данному вопросу новые правила поведения. В этом случае, ранее действовавшие нормы утрачивают силу со дня введения в действие нового акта.

При таких обстоятельствах, оспариваемое заявителем решение Совета депутатов № 8/25 от 24.06.2008 года и положения ч.4.1. ст. 26 Устава городского поселения Шатура, не может быть признано судом недействующим, поскольку оно содержит в себе принятые в развитие положений ч.2 ст. 27 Устава, установленные решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 4/8 от 18.12.2006 года новые нормы, которые не противоречат положениям ч. 1.1. ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иным нормативным правовым актам и ч.3 ст. 15 Конституции РФ.

По общему правовому толкованию, в случае издания одним правотворческим органом в различное время нормативно правовых актов по одному вопросу, преимущество имеет более поздний акт, который, установив новые нормы по этому вопросу, отменяет ранее существовавшие нормы вне зависимости от их признания утратившими силу прямым указанием на это в более позднем акте.

В силу положений ст. 44 Закона принятие Устава, его изменение и дополнение является компетенцией представительного органа муниципального образования, в связи с чем, требования заявителя об обязании Совет депутатов городского поселения Шатура привести нормы Устава в соответствии с законом, не основаны на законе, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции этого органа, принявшего нормативный правовой акт.

Кроме того, как следует из дела, Советом депутатов городского поселения Шатура, по прокурорскому реагированию, совершаются действия по внесению изменений в устав городского поселения л.д.181-182).

Признавая, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Еремеевым А.С. требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Еремеева АС - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде.

Судья Ю.С.Давыдова