Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области
резолютивная часть решения вынесена и оглашена 28 июля 2010 года
мотивированное решение изготовлено 5 августа 2010 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,
с участием помощника Шатурского городского прокурора Пыльциной И.А.,
при секретаре судебного заседания Кирсановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Шатурского городского прокурора к Совету депутатов городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области об оспаривании Решения Совета депутатов городского поселении Шатура Шатурского муниципального района Московской области № 3/2 от 8 апреля 2010 года,
у с т а н о в и л:
Шатурский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями к Совету депутатов городского поселения Шатура и администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, ссылаясь на следующее.
23.11.2009 года между муниципальным образованием городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области в лице главы городского поселения Филимонова А.В. и Шатурским муниципальным районом в лице главы Шатурского муниципального района Келлера А.Д. было заключено Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области сроком действия до 31 декабря 2010 года. Данным Соглашением часть поселенческих полномочий в сфере формирования и исполнения бюджета, организации мероприятий с распоряжением имущества, коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, содержания аварийно-спасательных служб, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, содействия развития сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства, работы детьми и молодежью передано району.
Указанное Соглашение утверждено взаимными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года.
Пунктом 6.1. Соглашения предусмотрено, что Соглашение может быть прекращено досрочно по соглашению Сторон после утверждения соглашения о расторжении решениями Советов депутатов муниципального района и поселения.
Решением Совета депутатов городского поселения Шатура от 08 апреля 2010 года № 3/2, решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года, которым утверждалось Соглашение, отменено.
Считая, что принятие данного решения совершено в нарушение установленного п. 6.1. Соглашения порядка, прокурор просит признать его недействительным.
В судебном заседании помощник прокурора Пыльцина И.А. поддержала заявленные требования, просит их удовлетворить.
Представитель Совета депутатов Шатурского муниципального района по доверенности Лаврентьева Ю.В. поддержала требования прокурора по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела отзыве л.д.53-54). Просит их удовлетворить.
Представитель администрации Шатурского муниципального района по доверенности Федорова В.Е., считая заявленные требования законными, просит их удовлетворить л.д. 55-56).
Представители Совета депутатов городского поселения Шатура Лихачев А.А., Беляев М.П. считая требования прокурора необоснованными, просят отказать в их удовлетворении, по доводам, содержащимся в письменном и приобщенном к материалам дела возражении (л.д. ). Дополнительно поясняли, что оспариваемое решение, вынесено уполномоченным органом, в чью компетенцию входят полномочия издания нормативных и ненормативных актов.
Представитель администрации городского поселения Шатура по доверенности Кузнецов И.Б., просит отказать в удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела возражении л.д. 57-59).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
По смыслу ч.3 ст. 34 Закона орган, уполномоченный заключать соглашения, определяется уставом муниципального образования, которым может быть как представительный орган, так и глава муниципального образования или местная администрация.
Частью 4 ст. 11 Устава городского поселения Шатура предусмотрено право органа местного самоуправления городского поселения Шатура заключать соглашения с органом местного самоуправления Шатурского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета городского поселения Шатура в бюджет муниципального района
Из дела следует, что 23.11.2009 года между муниципальным образованием городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области в лице главы городского поселения Филимонова А.В. и Шатурским муниципальным районом в лице главы Шатурского муниципального района Келлера А.Д. заключено Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области сроком действия до 31 декабря 2010 года.
Согласно п. 1.2 указанного Соглашения часть поселенческих полномочий в сфере формирования и исполнения бюджета, организации мероприятий с распоряжением имущества, коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, содержания аварийно-спасательных служб, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, содействия развития сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства, работы детьми и молодежью передано району.
Пунктом п.5.1. Соглашения предусмотрено, что субвенции, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, предоставляются из бюджета поселения в бюджет муниципального района и предусматриваются в соответствующем решении представительного органа местного самоуправления о бюджете поселения.
Бюджет городского поселения Шатура на 2010 год принят и утвержден решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/38 от 27.11.2009 года, опубликованном в газете «Ленинская Шатура» от 05 декабря 2009 года.
Пунктом 9.1. Соглашения предусмотрен порядок его вступления в законную силу, согласно которого Соглашение вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями Сторон, но не ранее его утверждения решениями представительными органами муниципального района и поселения и действует до 31 декабря 2010 года.
Как следует из дела, Соглашение подписано главами района и поселения 23 ноября 2009 года, а утверждено взаимными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года.
Пунктом 6.1. Соглашения предусмотрено, что оно может быть прекращено досрочно по соглашению Сторон после утверждения соглашения о расторжении решениями Советов депутатов муниципального района и поселения.
Таким образом, стороны пришли к соглашению о расторжении заключенного между ними Соглашения на взаимной основе. Часть 4 ст. 15 Закона не содержит императивной нормы расторжения соглашения в одностороннем порядке, поскольку передача полномочий тесно связана с принятием решений представительных органов поселения и района о бюджетах, а также с законодательным регулированием расходования бюджетных средств.
Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 23 ноября 2009 года, утвержденное совместными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года, по своему характеру представляет собой публично-правовой нормативный договор (акт), предметом которого являются властные полномочия и связанные с ними административные права и обязанности публичных органов. Заключенное сторонами Соглашение нормативно по своей природе.
8 апреля 2010 года, вновь избранным на выборах 14 марта 2010 года, Советом депутатов городского поселения Шатура принято решение № 3/2 «Об отмене решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 года «Об утверждении Соглашения о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области», опубликованное в газете «Ленинская Шатура» № 17 от 29 апреля 2010 года.
Согласно п. 1 указанного Решения, решение Совета депутатов городского депутатов Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 года, которым утверждалось Соглашение о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области отменено и считается утраченным силу с 1 апреля 2010 года.
Пунктом 2 Решения, предложено Совету депутатов Шатурского муниципального района отменить решение Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года, которым утверждалось Соглашение о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, а пунктом 3 Решения, главе городского поселения Шатура В.Г. Ларионову, - расторгнуть Соглашение о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области с 1 мая 2010 года.
Согласно ст. 43 Федерального закона № 131 - ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона представительным органом муниципального образования принимаются как нормативные, так и иные (ненормативные) правовые акты.
Пунктом 1 оспариваемого Решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/2 от 08.04.2010 года, отменено предыдущее решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 года «Об утверждении Соглашения о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области».
Согласно ч.3 ст. 43 Федерального закона, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (нормативные правовые акты), а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт изменений, дополнений, а так же отмене этого акта.
При этом, решение, издавшего в пределах своих полномочий органом, должно соответствовать требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения; должно быть принято в порядке установленном нормативно-правовыми актами.
Как следует из протокола заседания Совета депутатов городского поселения Шатура от 8 апреля 2010 года, на нем обсуждался вопрос о расторжении заключенного между поселением и районом Соглашения о передаче отдельных полномочий, ввиду несогласия с ним вновь избранного Совета депутатов городского поселения Шатура, а так же проект оспариваемого решения об отмене ранее изданного решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 год, который единогласным положительным голосование (9 - «за», «против» - нет) был принят.
Однако такой порядок его принятия, противоречит положениям пункта 6.1. заключенного Соглашения, устанавливающий досрочный порядок его прекращения только по соглашению сторон после утверждения соглашения о расторжении решениями Советов депутатов муниципального района и поселения.
Сторонами Соглашения являются главы поселения и района подписавшие его 23 ноября 2009 года, со сроком действия до 31 декабря 2010 года, которое утверждено взаимными решениями Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года.
Соглашения между главами поселения и района о расторжении заключенного ими Соглашения, на момент принятия оспариваемого решения Совета депутатов городского поселения Шатура, достигнуто не было.
Оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/2 от 08 апреля 2010 года, признающее пунктом 1 ранее изданное решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 год утратившим силу с 1 апреля 2010 года, не устанавливает в развитие положения п. 9.1. Соглашения новых норм, чем ограничиваются права и обязанности Шатурского муниципального района, принятые на себя заключенным Соглашением.
При таких обстоятельствах, решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/2 от 08 апреля 2010 года в части первой об отмене решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27 ноября 2009 года «Об утверждении Соглашения о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура шатурского муниципального района Московской области» и признании его утратившим силу с 1 апреля 2010 года не может быть признано судом законным.
В силу положений п. 10, 12 ст. 30 Устава городского поселения Шатура, к полномочиям главы городского поселения Шатура относится организация выполнения решений Совета депутатов городского поселения Шатура в пределах своих полномочий. Глава городского поселения Шатура подотчетен и подконтролен Совету депутатов городского поселения Шатура.
Пункт 3 оспариваемого решения предписывающий главе городского поселения Шатура расторгнуть Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области» не противоречит вышеуказанным положениям Устава. Пунктом 2 оспариваемого решения, которым Совету депутатов Шатурского муниципального района отменить решение Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года, не противоречит положениям ст. 26 Устава, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора в указанных частях оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования прокурора удовлетворить частично.
Признать решение Совета депутатов городского поселения Шатура от 08 апреля 2010 года № 3/2 в части отмены решения Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/8 от 27 ноября 2009 года «Об утверждении Соглашения о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области» и признании его утратившим силу с 1 апреля 2010 года - незаконным.
В удовлетворении остальных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья Ю.С.Давыдова