о взыскании денежных средств



Дело № 2-905/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июня 2010 года г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.

при секретаре Гришиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова ФИО5 к ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен» о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Казаков М.С. обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям. Он работает заведующим 1-го отделения ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен». Врачи привлекаются к дежурствам по больнице. Согласно Инструкции дежурного врача-психиатра от Дата обезличена г. дежурный врач-психиатр дежурит по графику, утвержденному главным врачом больницы, с 8-00 часов до 8-00 часов следующего дня. При этом оплата врачебных дежурств производится администрацией больницы не за 24 часа, а лишь за 7,5 часов - с 15-42 часов до 8-00 часов следующего дня. Отказ в полной оплате дежурств ответчик ничем не мотивирует, а под угрозой вынесения дисциплинарных взысканий и увольнения заставляет отрабатывать дежурства полностью, т.е. 24 часа. В неправомерных действиях ответчика усматриваются признаки трудовой дискриминации, что является нарушением прав человека. Сумма недоплат за врачебные дежурства за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. составляет 36300 рублей. Просит взыскать с ответчика сумму недоплат за врачебные дежурства и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В предварительном судебном заседании истец Казаков М.С. уточнил исковые требования, пояснив, что он просит взыскать с ответчика оплату за 7,5 часов за 55 дежурств, которые фактически совпадали с рабочим временем за период с Дата обезличена г. по день подачи иска, Дата обезличена года, при этом требования ограничиваются периодом, начиная с Дата обезличена года, поскольку с этой даты действует Инструкция дежурного врача-психиатра, полагает, что дежурство должно оплачиваться из расчета 50 % от должностного оклада.

Истец Казаков М.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, дав объяснения аналогичные изложенным в иске, дополнительно пояснив следующее. Согласно должностной инструкции дежурного врача от Дата обезличена г. дежурный врач с 8-00 часов до 08-00 часов следующего дня выполняет работу вне отделения больницы, его обязанности не ограничиваются приемом больных, он обеспечивает нормальное функционирование больницы, отвечает за противопожарную безопасность, выполнение техники безопасности во всех структурных подразделениях больницы, снимает пробу и осуществляет закладку продуктов на пищеблоке, решает вопросы санитарной обработки, производит наблюдение за поступившими больными, делает не менее 2-х обходов, взаимодействует с органами милиции в особых случаях и т.д. Учитывая заинтересованность работодателя в круглосуточных дежурствах, он должен был предусмотреть различные формы оплаты, в том числе и дежурства в рабочие часы с 8-00 до 15-42 часов. Считает, что любая выполняемая работа должна быть оплачена работодателем. Считает, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку данный вопрос поднимался им неоднократно в больнице, но его решение в администрации больницы затягивалось, в феврале этого года обращался уже письменно, не получив ответа, обращался за защитой своих прав в прокуратуру, но положительного результата не добился. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен» Дмитриев В.Н. исковые требования не признал, пояснив следующее. Дежурство подразумевает собой работу во внерабочее время. В должностных инструкциях врача-психиатра, дежурного врача-психиатра, заведующего отделением - врача-психиатра четко определено, какую работу врач должен выполнять, указано, что прием вновь поступающих больных должен осуществлять врач-психиатр, поэтому рабочее время, как дежурство не оплачивается. За каждое дежурство производится оплата на основании постановления Правительства МО «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области» от 03.07.2007 г. в размере 50% от ставки врача-психиатра. Казакову М.С. также производится доплата в размере 10% от ставки за ученую степень. В больнице производится оплата за прием каждого больного, что определяется приказами главного врача. Речь идет о дежурствах на дому, но истцу оплачивалось и за прием больных и в рабочее время. Количество больных определяется на основании журнала приема. Кроме этого, истцом пропущен 3-месячный срок давности обращения с иском в суд за разрешением трудового спора. Просит в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

Казаков М.С. работает в ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен» в должности заведующего 1-ым отделением - врача-психиатра, совмещает работу по должности врача-психиатра (приказы Номер обезличен от Дата обезличена, Номер обезличена от Дата обезличена, Номер обезличен от Дата обезличена г. –л.д. 33-35).

В обязанности заведующего отделением – врача-психиатра входит осуществление руководства отделением в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами (Должностная инструкция –л.д. 30-32).

Согласно должностной инструкции врача-психиатра, утвержденной главным врачом ГУЗ МО «ПБ Номер обезличен» Дата обезличена г., врач-психиатр принимает вновь поступающих больных в приемном отделении л.д. 28-29).

Как следует из инструкции дежурного врача-психиатра, утвержденной главным врачом ГУЗ МО «ПБ Номер обезличен» ФИО3 Дата обезличена г., дежурный врач-психиатр дежурит по графику, утвержденному главным врачом больницы, с 8-00 часов до 8-00 часов следующего дня. На дежурного врача-психиатра возлагаются обязанности по обеспечению нормально функционирования больницы во время его дежурства, он отвечает за противопожарную безопасность и выполнение техники безопасности во всех структурных подразделениях больницы; осуществляет прием больных; снимает пробу пищи на пищеблоке, дает разрешение на выдачу готовой продукции и др. л.д. 6-7).

Как следует из объяснений истца Казакова М.С. за период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. он осуществлял 55 дежурств в дни, совпадающие с рабочими днями, при этом оплата этих дежурств ему производилась не за 24 часа (с 8-00 часов до 8-часов следующего дня), а за 7,5 часов – с 15-42 часов до 8-00 часов следующего дня, т.е. за время после окончания рабочего дня.

Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается, мотивируется ссылкой на Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.07.2007 г. № 483/23, согласно которому оплата дежурств врачей производится сверх их месячной нормы рабочего времени из расчета должностного оклада врача-специалиста с учетом повышений в связи с тяжелыми работами, работами с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда для здоровья за фактически отработанное время, а также надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждении.

Приказом ГУЗ МО «ПБ « Номер обезличена от Дата обезличена г. л.д. 17) установлена оплата дежурств на дому врачам-психиатрам из расчета 50% должностного оклада с учетом повышений в связи с выполнением работы с вредными условиями труда.

За дежурство на дому, в том числе в ночное время, врачам и среднему медицинскому персоналу производится доплата из расчета 50 процентов должностного оклада за фактическое время дежурств.

Суд не может признать обоснованным указанную позицию ответчика.

Отсутствие нормативно установленного порядка оплаты дежурства врачей во время, когда исполнение обязанностей дежурного врача фактически совпадает с рабочим временем врача по основной должности, на уровне субъекта РФ и локального регулирования не является основанием не производить оплату за выполнение врачом дополнительных обязанностей в рамках дежурства, которые, как указывалось выше, не ограничиваются приемом вновь поступающих больных.

В силу ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение обязанностей дежурного врача в периоды, совпадающие в рабочим временем по основной работе, является по существу выполнением работы в условиях, отличающихся от нормальных, в связи с чем за выполнение обязанностей дежурного врача в рабочее время работнику должны производиться выплаты компенсационного характера.

Таким образом, требования истца по существу являются законными и обоснованными.

При этом суд также считает обоснованным заявление представителя ответчика ГУЗ МО «ПБ Номер обезличен» о пропуске истцом срока обращения в суд части требований о взыскании денежных сумм.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска указанных сроков по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом.

Как следует из объяснений истца, вопрос об оплате дежурств поднимался им неоднократно, но администрацией больницы его решение затягивалось.

Между тем суд считает возможным учесть факт обращения Казакова М.С. к главному врачу ГУЗ МО «ПБ Номер обезличен» Дата обезличена г. с просьбой решить вопрос об оплате полного суточного дежурства, что подтверждается докладной запиской л.д. 9) и удовлетворить требования истца в отношении доплат дежурств, осуществленных за период с ноября 2009 года по май 2010 года.

Согласно представленному ответчиком расчету заработной платы Казакова М.С., ему произведена оплата дежурств за рабочие дни - 19 и Дата обезличена г.; 4, 9, 15, 28, Дата обезличена г.; 13, 19, Дата обезличена г.; 3, 9, 19, Дата обезличена г.; 1, 12, 17, 22, 25, Дата обезличена г.; 1, 6, 15, 20, 21, Дата обезличена г.; 4, 6, Дата обезличена г. за 16,3 часа дежурства. При этом один час работы со ставки врача-психиатра составлял в ноябре 2009 г. – 90,57 рублей, в декабре 2009 г. – 79,94 рублей, в январе 2010 г. – 109,01 рублей, феврале 2010 г. – 86,70 рублей, в марте 2010 г. – 74,33 рубля, в апреле 2010 г. – 74,80 рубля, в мае 2010 г. – 86,06 рублей.

Таким образом, оплата дежурств истца производилась с 15-42 часов до 8-00 часов, т.е. не производилась оплата за 7,7 часов каждого дежурства.

Как указывалось судом выше, приказом руководителя ответчика установлена оплата времени дежурства на дому из расчета 50 % должностного оклада врача-специалиста с учетом повышений в связи с тяжелыми работами, работами с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда для здоровья за фактически отработанное время, а также имеющимися надбавками.

В связи с отсутствием нормативных актов, в том числе локальных, устанавливающих размер оплаты времени дежурств, совпадающих с рабочим временем, суд считает возможным производить расчет выплат за время дежурств, совпадающих с рабочим временем, из расчета аналогичного установленному относительно оплаты дежурств на дому, полагая условия работы, отличающиеся от нормальных, – выполнение обязанностей дежурного врача одновременно с обязанностями по основной должности, не менее трудозатратным и интенсивным, чем дежурство на дому.

Относительно указанной ответчиком часовой ставки оплаты дежурств (с разбивкой по месяцам) истцом возражений суду не представлено, в связи с чем суд полагает возможным произвести расчет сумм, недополученных истцом за отработанный дежурства, исходя из указанных выше почасовых ставок оплаты дежурств (из расчета 50 % должностного оклада врача-специалиста с учетом повышений и надбавок).

В связи с этим недоплата истцу за дежурства составляет:

за ноябрь 2009 г. – 90,57 х (7,7 часа х 2 дня) = 1394,78 рублей;

за декабрь 2009 г. – 79,94 х (7,7 часа х 5 дней) = 3077,69 рублей;

за январь 2010 г. – 109,01 х (7,7 часа х 3 дня) = 2518,13 рублей;

за февраль 2010 г. – 86,70 х (7,7 часа х 4 дня) = 2670,36 рублей;

за март 2010 г. – 74,33 х (7,7 часа х 6 дней) = 3434,05 рублей;

за апрель 2010 г. – 74,80 х (7,7 часа х 6 дней) = 3455,76 рублей;

за май 2010 г. – 86,06 х (7,7 часа х 3 дня) = 1987,99 рублей,

а всего 18538,76 рублей, с учетом НДФЛ (13%) - 16128,72 рублей.

Согласно приказу Номер обезличена от Дата обезличена г. в период дежурства на дому в случае вызова врача-психиатра в учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи в течение часа, оплачивается дополнительно в размере 50% должностного оклада с учетом повышения в связи с выполнением работы с вредными условиями труда.

Согласно объяснениям представителя ответчика на основании указанного приказа доплата производится и в случае приема больных дежурным врачом в рабочее время.

Казакову М.С. за период с ноября 2009 г. по май 2010 г. в период дежурств, совпадающих с рабочим временем, непосредственно за прием больных в основное рабочее время было оплачено 3217,95 рублей, что подлежит учету при определении сумм недоплат (вычету).

Таким образом, сумма доплат за дежурства составляет:

16128,72 – 3217,95 = 12910,77 рублей.

Казаковым М.С. также заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

С учетом установления судом факта нарушения работодателем прав истца в части не полной оплаты дежурств, принципа разумности и справедливости суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 200 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление Казакова ФИО6 удовлетворить частично.

Взыскать с ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен» в пользу Казакова ФИО7 в счет доплаты за дежурства 12910 (Двенадцать тысяч девятьсот десять) рублей 77 копеек, в счет компенсации морального вреда 200 (Двести) рублей.

Взыскать с ГУЗ МО «Психиатрическая больница Номер обезличен» в местный бюджет госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Шатурский городской суд.

Судья Хаванова Т.Ю.

Мотивированное решение составлено 02.07.2010 года.

Судья Хаванова Т.Ю.