Дело № 2-1004/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2010 года г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.
при секретаре Гришиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаталовой ЕГ к ОАО «МК «Шатура» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л :
Шаталова Е.Г. обратилась в суд с указанным иском по следующим основаниям.
В соответствии с трудовым договором от Дата обезличена г. она была принята на работу в Региональное торговое представительство «Сибирь и Дальний Восток» ОАО «МК «Шатура» торговым представителем с местом работы в .... Трудовым договором ей был определен оклад в сумме 10 700 рублей. Дата обезличена г. трудовой договор расторгнут. При окончательном расчете она узнала, что за весь период работы ей не начислялся районный коэффициент в размере 30%, что составляет 3210 рублей ежемесячно. За отработанные ею 32 месяца общая сумма недоплаты составила 101 990 рублей. За год, предшествующий отпуску, средний заработок для начисления отпускных на 38520 рублей оказался занижен. Ответчиком не учтено ее право на дополнительный отпуск в количестве 8 дней ежегодно, что за отработанное время составило 21 день. Сумма недоплаты отпускных составила 32588 рублей. Всего сумма не начисленной и не выплаченной заработной платы составляет 134 578 рублей. Ее просьба о перерасчете заработной платы ответчиком оставлена без удовлетворения со ссылкой на подписанное ей Дата обезличена г. соглашение о том, что она претензий не имеет. Просит взыскать с ответчика не начисленную ей заработную плату в сумме 101 990 рублей, компенсацию за отпуск в сумме 32 588 рублей.
Истец Шаталова Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «МК «Шатура» Пыльцин С.И. исковые требования не признал, пояснив следующее. Согласно ст. 129 ТК РФ и с учетом применения по аналогии ст. 431 ГК РФ, сумма оплаты труда включает в себя как вознаграждение за труд, так и компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, с учетом положений ст. 129 ТК РФ закон не разделяет каким-либо образом фактически полученную заработную плату и районный коэффициент. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, закон определяет, что заработная плата включает в себя районный коэффициент. Трудовой договор с истцом расторгался на основании п. 1 ст. 77 ТК РФ, по соглашению от Дата обезличена года. Шаталовой Е.Г. по данному соглашению были выплачены денежные суммы, которые являлись вознаграждением, выплачиваемым на основании трудового договора. Все обязательства работодателя перед работником были выполнены, претензий друг к другу не было, также истец отказался от своего права обращаться в любые правоохранительные и другие государственные органы, в том числе и судебные, с любыми заявлениями, жалобами, претензиями. При заключении трудового договора замечаний по оплате труда у истца не было, Шаталова Е.Г. с обращением о рассмотрении соответствующего индивидуального трудового спора к работодателю или в суд до Дата обезличена г. не обращалась. Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По состоянию на Дата обезличена года с Шаталовой Е.Г. расчеты завершены, и максимум в этот день она должна была узнать о том, что, как она утверждает, ей не выплачивались денежные средства в виде надбавки за районный коэффициент. Доводы истца, что она узнала о нарушении ее права после беседы с кем-то из коллег, не могут служить основанием для исчисления срока давности для обращения в суд со дня такой беседы. Представленная истцом справка, что ее мать нуждалась в уходе, также не является основанием для восстановления срока. На момент начала болезни матери истицы уже прошло два месяца с момента прекращения трудовых отношений между сторонами, при этом в справке не указано, что истица осуществляла уход и не могла отлучиться для направления в суд иска. Просит в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств Шаталовой Е.Г. отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Дата обезличена г. ОАО «МК «Шатура» в лице директора по персоналу и административным вопросам ФИО4 с Шаталовой ЕГ был заключен трудовой договор Номер обезличен, согласно которому Шаталова Е.Г. с Дата обезличена года принята на работу в Региональное торговое представительство (РТП) «Сибирь и Дальний Восток» торговым представителем л.д. 8-10).
Согласно ст. 4 трудового договора Шаталовой Е.Г. устанавливался оклад в размере 10700 рублей в месяц и премия по Положению.
В соответствии со ст.ст. 315, 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» в Иркутской области применяется районный коэффициент в размере 1,3.
Согласно Разъяснению, утвержденному постановлением Минтруда России от 11.09.1995 № 49, районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника.
Как следует из содержания частей 1, 4 статьи 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); при этом окладом (должностным окладом) является фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Лицам, работающим в северных районах России, кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней для работников в остальных (неуказанных в абзацах 2, 3 ст. 14 Трудового кодекса РФ) районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате (абзац 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 6 Трудового договора между сторонами работнику не предоставляется дополнительный отпуск.
Указанное положение договора противоречит указанными выше нормам Трудового кодекса РФ.
За все неиспользованные отпуска денежная компенсация выплачивается работнику при увольнении (ст. 127 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Таким образом, за период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года (2 года 7 месяцев) Шаталовой Е.Г. должны были предоставляться дополнительные отпуска в общем количестве (8+8+4) 20 календарных дней, а в связи с их не предоставлением они должны были быть компенсированы в денежной форме при увольнении работника.
Доказательств выплаты Шаталовой Е.Г. надбавки к заработной плате с применением районного коэффициента в размере 1,3, предоставления ей в период действия между сторонами трудовых отношений дополнительного отпуска в связи с работой в районе, приравненном к Северу, либо выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении из расчета среднего заработка с применением районного коэффициента ответчиком суду не представлено.
Ссылка представителя ответчика на заключенное между сторонами соглашение от Дата обезличена г., согласно которому истец отказался от своего права обращаться в любые правоохранительные и другие государственные органы, в том числе и судебные, с любыми заявлениями, жалобами, претензиями, неправомерна, поскольку указанное положение противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ право на судебную защиту.
Таким образом, требования истца по существу являются обоснованными.
Вместе с тем суд считает обоснованным заявление представителя ответчика ОАО «МК «Шатура» о пропуске истцом срока для обращения в суд с заявленными требованиями, вытекающими из трудовых отношений сторон.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В случае пропуска указанных сроков по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом.
На заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока давности для обращения в суд истец Шаталова Е.Г. представила суду ходатайство о восстановлении указанного срока, поскольку о нарушении своего права она узнала после увольнения, встретила регионального представителя из г. Новосибирска, который ей пояснил, что работники их магазина обратились в суд, где им взыскали с ответчика все причитающиеся суммы, кроме этого, она не могла своевременно обратиться в суд, поскольку осуществляла уход за больной матерью.
В силу ст.ст. 136, 140 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В связи с этим истец знала или должна была знать о невыплате ей ответчиком сумм районного коэффициента в течение поочередно каждого месяца в период работы, а о невыплате указанных сумм за май и Дата обезличена года и компенсации за не предоставленные дополнительные отпуска - в день увольнения Дата обезличена года.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. № 63) в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Согласно представленной истцом справке Белореченской участковой больницы Номер обезличен от Дата обезличена г. ФИО9 – мать Шаталовой Е.Г., болела и нуждалась в уходе после перенесенного заболевания в период с Дата обезличена года по май 2010 года.
Указанную справку суд не может признать основанием для восстановления срока для обращения в суд.
Как указывалось выше относительно момента, когда истец должна была узнать о нарушении своих прав, по требованию о взыскании сумм районного коэффициента за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года включительно срок давности для обращения в суд по состоянию на Дата обезличена года истек.
Относительно требования о выплате
сумм районного коэффициента на заработную плату за май 2009 года в размере 41285,06 рублей и за Дата обезличена года в размере 512,57 рублей (п. 3 Соглашения о прекращении трудового договора от Дата обезличена года) в общей сумме (12385,52 и 153,77) 12539,29 рублей и
компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска в количестве 20 календарных дней из расчета среднедневного заработка с учетом районного коэффициента (заработок за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года без учета НДФЛ согласно справкам по форме 2-НДФЛ л.д. 5, 6) – 448303,23 руб., с учетом районного коэффициента (*1,3) – 582794,20 руб.; с учетом НДФЛ (1000 руб. соц. вычет в июне 2008 г., 13%) – 507161,20 руб.; среднемесячный заработок за указанный период – 42263,43 руб.; среднедневной (/29,4) - 1437,53 руб. х 20 дней) в размере 28750,63 рублей
представленная истцом справка о нуждаемости ее матери в уходе также не может быть признана доказательством уважительности пропуска срока для обращения в суд, поскольку она не подтверждает факт осуществления ухода за Шаталовой Л.С. 1941 г.р. именно истцом, при том, что справка выдана в Белореченске (по месту нахождения больного), истица же проживает в ....
Кроме этого, суд считает необходимым учесть длительность пропуска срока давности (с Дата обезличена года по Дата обезличена года согласно отправному штемпелю на конверте с иском в суд) - более 9 месяцев при установлении законодателем сокращенных сроков для рассматриваемой категории споров (3 месяца).
В соответствии со ст. 205 ГК РФ, подлежащей применению по аналогии, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца, нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Нуждаемость ФИО12. в уходе с Дата обезличена года приходится не на весь период течения давностного срока, а лишь на последний месяц указанного срока.
Кроме этого, как указывает истец в отзыве на возражения ответчика, побудительным мотивом обращения ее в суд явилась беседа со своим коллегой из г. Новосибирска, из которой она узнала, что работники ответчика из г. Новосибирска обращались в судебные органы для взыскания надбавки и по решению суда им все выплатили, при этом в исковом заявлении Шаталова Е.Г. указывает, что она узнала о не выплате ей районного коэффициента в размере 30% за весь период работы при окончательном расчете, а ее просьба о перерасчет в полном объеме оставлена без удовлетворения.
Таким образом, ходатайство истца о восстановлении срока для обращения в суд с рассматриваемым иском не подлежит удовлетворению, пропуск срока для обращения в суд является основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Шаталовой ЕГ отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Московский областной суд через Шатурский городской суд.
Судья Хаванова Т.Ю.
Мотивированное решение составлено 30.08.2010 года.
Судья Хаванова Т.Ю.