о признании незаконным постановления Главы Шат. р-на



Дело № 2-1090/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Шатура Московская область Дата обезличена года

Шатурский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Жигаревой Е.А., с участием представителя администрации городского поселения Шатура Денисова М.В., представителя администрации Шатурского муниципального района Лаврентьевой Ю.В., Рассадкиной Л.Н., при секретаре Былинкиной О.С., рассмотрев гражданское дело по заявлению администрации городского поселения Шатура о признании незаконным постановления Главы Шатурского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского поселения Шатура обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Главы Шатурского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г., указывая, что в газете «Ленинская Шатура» Номер обезличен от Дата обезличена г. было опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить земельный участок площадью Номер обезличен в аренду для индивидуального жилищного строительства в .... В данном информационном сообщении отсутствует адрес местоположения и описание границ земельного участка, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на органы местного самоуправления обязанностей. Просит признать недостоверной информацию о намерении предоставить земельный участок площадью Номер обезличен в аренду в ..., признать незаконным постановление Главы Шатурского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена г., обязать администрацию Шатурского муниципального района опубликовать полную информацию о предоставлении земельного участка площадью Номер обезличен в аренду в ... с указанием существенных характеристик предоставляемого земельного участка.

В судебном заседании представитель администрации городского поселения Шатура Денисов М.В. полностью поддержал требования, пояснив, что согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В данном случае сначала появляется претендент, и только потом выбирается земельный участок, уже после срока, указанного в газете. Требования о формировании земельного участка не выполняются. Только после оконченного срока подачи заявок на земельный участок, Рассадкина Л.Н. стала выбирать земельный участок. Существо спора заключается в нарушении требований земельного законодательства администрацией Шатурского муниципального района при предоставлении гражданам для строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности, то есть требований, предусмотренных ч. 4 ст. 30 ЗК РФ. При таких обстоятельствах, до решения вопроса о предоставлении земельного участка для строительства, должен быть решен вопрос формирования земельного участка. Это необходимо для определения индивидуальных признаков земельного участка как объекта права.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законодательством. Федеральным законодательством предусмотрен только один способ определения границ земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О государственном кадастре недвижимости» работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведений о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Эти же требования распространяются и к публикации сведений о намерении органа местного самоуправления предоставить в аренду для индивидуального жилищного строительства именно земельного участка, имеющего определенные границы. В данном случае, публикация о намерении Шатурского муниципального района не содержит сведения о земельном участке, как части земной поверхности, имеющей определенные границы. В связи с этим и местонахождение этого земельного участка является неопределенным. Между тем, из схемы расположения участка, утвержденной постановлением администрации Шатурского муниципального района от Дата обезличена года Номер обезличен, видна привязка этого земельного участка к земельным участкам жилых домов и, в частности, к дому Номер обезличен в .... Однако даже этой конкретизации публикация о намерении предоставить в аренду этого земельного участка не содержит. Просит удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель администрации Шатурского муниципального района Лаврентьева Ю.В. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что ч. 2 ст. 40 Конституции РФ предписывает органам государственной власти и местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать иные условия для осуществления права граждан на жилище. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, в официальном периодическом печатном издании. В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Частью 7 ст. 36 ЗК РФ установлено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ч. 2 ст. ... от Дата обезличена г. Номер обезличенОЗ «О регулировании земельных отношений в ...» органы местного самоуправления муниципальных районов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель. Рассадкина Л.Н. Дата обезличена г. обратилась с заявлением о предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в ... с приложением плана-схемы расположения земельного участка. В соответствии с Временными правилами землепользования в ..., утвержденными решением Совета депутатов ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, при администрации ... для оперативного решения вопросов земельных отношений, размещения и строительства реконструкции, реставрации объектов на территории ... создана комиссия по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию, в компетенцию которой входит рассмотрение заявок и обращений по вопросам предоставления земельных участков. Дата обезличена г. вышеуказанной комиссией было принято решение о предоставлении Рассадкиной Л.Н. земельного участка в аренду, если по истечении месяца после опубликования сообщения о намерении предоставить данный земельный участок в аренду будет подана одна заявка. Иной формы данного решения законодательством не предусмотрено. Дата обезличена г. в газете «Ленинская Шатура» было опубликовано сообщение о намерении предоставить в аренду земельный участок в п. ...ю 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. До Дата обезличена г. заявок на предоставление данного земельного участка в аренду не поступало. В связи с отсутствием в Государственном кадастре недвижимости сведений, в соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ администрацией Шатурского муниципального района было издано постановление от Дата обезличена г. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2000 кв.м. в границах Шатурского муниципального района, городское поселение Шатура, .... После предоставления кадастровой выписки о земельном участке было издано постановление администрации Шатурского муниципального района о предоставлении Рассадкиной Л.Н. в аренду земельного участка, расположенного в границах Шатурского муниципального района, городское поселение Шатура. Рассадкиной Л.Н. был предоставлен свободный земельный участок в ..., площадью 2000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, о чем Дата обезличена г. заключен договор аренды земельного участка. Заявлений и обращений граждан и организаций о нарушении вышеперечисленными действиями администрации Шатурского муниципального района их прав и законных интересов в администрацию не поступало. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие или бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от Дата обезличена г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указывает, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий. Оспариваемое постановление администрации Шатурского муниципального района не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для администрации городского поселения Шатура. Представителем заявителя в судебном заседании пояснено, что обращение в суд связанно с осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с положениями ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительство интересов граждан и организаций в суде не отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского поселения. Таким образом, рассматриваемое заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов неизвестных лиц органом местного самоуправления, которому ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами не предоставлено такое право. Данное обстоятельство в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГГК РФ является основанием для прекращения производства по делу. Учитывая вышеизложенное, администрация Шатурского муниципального района считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с законом, права администрации городского поселения Шатура не затронуты данным постановлением, правом на обращение в суд в защиту других лиц органы местного самоуправления не обладают, и просит суд прекратить производство по делу.

Рассадкина Л.Н. заявленные требования не признала, пояснив в судебном заседании Дата обезличена г., что обратилась с заявлением в администрацию Шатурского муниципального района о предоставлении ей в аренду земельного участка в ..., площадью Номер обезличен Указанный земельный участок ей был предоставлен постановлением Главы Шатурского муниципального района. Иных лиц, претендующих на земельный участок, не имеется.

Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации городского поселения Шатура Денисова М.В., представителя администрации Шатурского муниципального района Лаврентьеву Ю.В., Рассадкину Л.Н., суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

Из объяснений представителя администрации городского поселения Шатура Денисова М.В. следует, что согласно ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Считает, что администрация городского поселения Шатура может выйти в суд с заявлением о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данный вывод представителя администрации городского поселения является ошибочным, так как Федеральным законом от Дата обезличена Номер обезличенФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусмотрено право администрации городского поселения выступать в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в рамках рассматриваемого дела.

В силу абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу, так как оспариваемое постановление и публикация не содержит волеизъявления, порождающего правовые последствия для администрации городского поселения Шатура. Кроме того, законом прямо не предусмотрено право администрации городского поселения обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц по вопросам обжалования постановлений о выделении гражданам земельных участков.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу по заявлению администрации городского поселения Шатура о признании незаконным постановления Главы Шатурского муниципального района, прекратить.

Определение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий Е.А. Жигарева