Дело 2-1463/10г.
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
при секретаре Бозуновой А.А.,
с участием истца Бочкова В.А., представителя истца ФИО3, представителя ответчика по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкова ФИО7 к Государственному учреждению Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации стоимости протеза,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о компенсации стоимости протеза, указав следующие основания.
ДД.ММ.ГГГГ в результате происшествия, произошедшего на железной дороге, истцу причинен вред здоровью в размере 70% утраты общей трудоспособности источником повышенной опасности, принадлежавшим Московской железной дороге (Московско-Рязанское отделение), правопреемником которой в настоящий момент является ОАО «РЖД». В результате происшествия произошла утрата нижней конечности. В течение 28 лет он использует протез бедра с гидравлическим коленным модулем, предоставляемый фондом социального страхования каждые два года. Считает, что такой протез ему не подходит. В заключении медико-технической комиссии ООО НПФ «ОРТО-КОСМОС» № от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что используемый им протез бедра с низкофункционым гидравлическим коленным модулем не позволяет ему передвигаться быстро из-за отсутствия в данном узле подкосоустойчивости, регулируемого сопротивления сгибанию и разгибанию несущего модуля со стопой, подрессоренного подгибания в фазу переднего толчка, удерживающего сопротивления сгибанию при спуске по лестничным маршам и по наклонным поверхностям, сильно искажает рисунок ходьбы и вызывает усталость в мышцах культи и сохранившейся конечности. Ему рекомендован к использованию протез бедра с применением высокофункционального коленного модуля с электронным микропроцессорным управлением, который обладает хорошей адаптацией к неровностям поверхности, позволяет настроить все необходимые параметры ходьбы и дает возможность передвигаться легко и безопасно с низкими энергозатратами при различных темпах ходьбы, делает походку наиболее приближенной к естественной, значительно уменьшает нагрузку на мышцы культи и сохранившейся конечности, поскольку коленный узел реагирует на изменения темпа ходьбы в режиме реального времени в соответствии с индивидуальными требованиями и активностью.
В ФИО8 году фондом социального страхования произведена оплата протеза утраченной конечности с гидравлическим коленным модулем в сумме <данные изъяты> рублей, который он использует по настоящее время. Однако, предоставленный ему протез не удовлетворяет его потребностей, так как постоянно испытывает его воздействие и не
соответствует медицинскому заключению. Используемый протез натирает ногу и в области паха образуются внутренние чирьи, в следствии чего, длительное время не может одеть протез и передвигаться до заживления ран. Используемый в настоящее время протез не позволяет передвигаться правильной походкой, в результате чего и происходит образование ран.
ДД.ММ.ГГГГ после проведения медико-социальной экспертизы, ему была выдана индивидуальная программа реабилитации (далее - ИПР), предусматривающая в качестве средства реабилитации протез бедра конкретного типа. Указанную ИПР, со всеми необходимыми документами, он предоставил в филиал № ГУ МРОФСС РФ, расположенный в Шатуре, с заявлением об обеспечения его протезом, где ему было разъяснено, что он может приобрести рекомендуемое средство реабилитации самостоятельно, с последующим возмещение затрат. Выдали на этот случай памятку. Выдать гарантийное письмо об оплате, на случай самостоятельного приобретения протеза, руководитель филиала № отказался.
В целях определения показаний и противопоказаний к использованию конкретных моделей протеза истец по собственной инициативе обратился в ООО НПФ «ОРТО-КОСМОС». Согласно результатам медицинского исследования специалистов ООО НПФ «ОРТО-КОСМОС», содержащимся в заключении от ДД.ММ.ГГГГ №, ему рекомендован к использованию протез бедра модульной конструкции с электронным коленным модулем, стоимостью <данные изъяты> рублей.
В июле 2010 года он повторно обратился в фонд с заявлением о протезировании, в котором предложил компенсировать ему стоимость протеза в том случае, если таковой для него закуплен быть не может.
Несмотря на то, что уполномоченный орган должен рассмотреть его заявление в пятнадцатидневный срок с даты поступления заявления об обеспечении его техническими средствами реабилитациии в письменной форме уведомить его о постановке на учет по обеспечению техническим средством. Однако, его заявление было рассмотрено спустя девять месяцев. ДД.ММ.ГГГГ он получил официальный отказ в протезировании, мотивированный тем, что его индивидуальная программа реабилитации оформлена с нарушениями.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к руководителю бюро МСЭ с вопросом о недействительности ИПР. Руководителем был дан ответ, о том, что кроме той ИПР которая была выдана ему, другая не изготавливалась. Считает, что выданная ему ИПР ДД.ММ.ГГГГ к акту освидетельствования № карта № и предъявленная им в ФСС ИПР является действительной и подлежит исполнению. Просит взыскать с ответчика - Государственного учреждения - Московское региональное отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации компенсацию стоимости протеза в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Бочков В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана карта реабилитации инвалида, затем он обратился в Фонд социального страхования с заявлением о протезировании.В ООО НПФ «Орто-Космос» ему был рекомендован протез бедра, который будет отвечать всем потребностям, именно этим он руководствовался в своих действиях.О том, чторекомендованный ему протез ООО НПФ «Орто-Космос» не являлся предметом контракта, он не знал. Считает, что ответчику, ни что не мешало, имея медико-техническое заключение, объявить конкурс на заключение контракта именно на тот протез, который был ему рекомендован. Когда ему было предложено подписать вторую ИПР от ДД.ММ.ГГГГ, он отказался, поскольку отнесся к ней с недоверием, считая первую ИПР действительной.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержал требования истца, просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные тем, которые изложены в иске, дополнительно пояснил, что при обращение Бочкова с заявлением о протезировании у исполняющего органа - Фонда социального страхования возникли вопросы: действительна ли ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ, как правильно ее исполнять и как действовать в этой ситуации. Существует пятнадцатидневный срок, в течении которого, ответчик должен был рассмотреть заявление инвалида об обеспечении его средством реабилитации. В отношении Бочкова указанные сроки были нарушены, продлялись, причины, которые этому послужили, неизвестны. С февраля по март 2010 г. никаких действий в отношении Бочкова не предпринимались. Исходя из ответа Бюро медико-социальной экспертизы по Московской области, которой выдана индивидуальная программа реабилитации взамен выданной в феврале, следует, что Бочкову показано средство реабилитации «протез бедра» конкретной модели, тип и вид протеза установлен медико-техническим заключением. Новая ИПР поступила в распоряжение Фонда социального страхования, однако и эта программа не была исполнена, никаких действий о выяснении стоимости протеза, организации, которая способна изготавливать такого рода протез, не последовало, что нарушает право Бочкова на протезирование. Первое заключение было дано в 2009 г., затем после обращения Бочкова В.А. в феврале 2010 г. в Фонд социального страхования с заявлением о протезировании с приложенными к нему медико-техническим заключением от 2009 г. и индивидуальной программой реабилитации, Бочков направился в ООО НПФ «Орто-Космос», чтобы на момент обращения подтвердить необходимость в протезировании именно таким видом протеза. В Московское областное отделение Бюро МСЭ Бочков обращался с жалобой по факту установления 3 группы инвалидности, речи об ИПР не было, ему предложили заменить документы без объяснения этому причин. Сама же индивидуальная программа реабилитации не обжаловалась. Московским областным отделением Бюро МСЭ вопрос о замене ИПР был рассмотрен по собственной инициативе. Истец полагал, что в ИПР должен быть указан конкретный вид протеза. То, что протез дорогостоящий, не является основанием для отказа в протезировании. Речь идет о бюджетных средствах, собственником которых Фонд социального страхования не является, в связи с чем решать вопрос о стоимости протеза он не имеет права. Полагает, что ответчиком нарушена установленная процедура. То, что в ИПР указан конкретный вид протеза - нарушение, но это не значит, что ИПР не должна быть исполнена, ответчик мог назначить освидетельствование, установить необходимость именно в таком виде протеза. В данном случае Бочков реализовал свое право на обращение за протезированием, при этом со стороны ответчика обязательство по протезированию не исполнено, чем нарушены права истца, в связи с чем он был вынужден обратиться в суд за восстановлением своих нарушенных прав. В конце финансового года ему такой протез не предоставят, поэтому просит взыскать с ответчика денежные средства для приобретения рекомендованного протеза.
Ответчик- представитель Государственного учреждения Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ФИО4 исковые требования не признала, просила в иске отказать по следующим основаниям. В Фонде имеются обе индивидуальные программы реабилитации. По ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ невозможно обеспечить Бочкова протезом, поскольку она им не подписана, ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает установленным требованиям. ИПР, которая была составлена ДД.ММ.ГГГГ не подписана Бочковым, поскольку он с ней не согласился, содержание самой ИПР не обжаловал. Бочков В.А. обжаловал только группу инвалидности, хотя имел право обратиться в Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области». Поскольку индивидуальная программа реабилитации не подписана, она недействительна. На данный момент в фонде нет ИПР, на основании которой возможно обеспечение Бочкова протезом. Учитывая, что Бочков отказался от получения данной программы реабилитации, в соответствии с п. 11 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н, в случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях, инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», но истец свое право на обжалование не использовал. Он обжаловал только группу инвалидности. Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 - ФЗ, отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В данном случае, во-первых, расходов по самостоятельному протезированию истцом понесено не было, в соответствии со ст. 11 ФЗ Фонд не можем компенсировать затраты, которые не были понесены. Во-вторых, Бочков отказался от получения последней ИПР, действительного документа - индивидуальной программы реабилитации, по которой он мог быть обеспечен его протезом, в Фонде не имеется. Кроме того, существует определенный порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Сначала инвалид получает индивидуальную программу реабилитации, которую вместе с заявлением предоставляет в Фонд социального страхования, после чего ему выдается направление. В ИПР указывается вид протеза согласно перечню, который утвержден Распоряжением Правительства от 30.12.2005 г. После выдачи направления инвалид направляется в организацию, которая отобрана по конкурсу и там, согласно заключенному контракту, он обеспечивается протезом. Иногда организация рекомендует и выдает медико-техническое заключение на дорогостоящие протезы. На подобные протезы ФСС, если посчитает возможным, объявляет отдельные контракты с указанием конкретного пациента, но таких случаев в практике Фонда не было. Бюджетные средства не позволяют реально обеспечить всех инвалидов Московской области средствами реабилитации, поэтому и заключаются контракты по конкурсу по более выгодной цене. Исходя из заключенных контрактов, подбирается вид протеза, который подойдет инвалиду. Медико- техническое заключение носит рекомендательных характер и не является основанием для предоставления именно такого вида протеза, который указан в заключении. Если инвалид имеет возможность приобрести дорогостоящий протез в самостоятельном порядке, то ему потом производится компенсация его стоимости. В случае отказа инвалида от подписания ИПР она не выдается на руки и не может быть реализована.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец попал под поезд, в результате чего получил травму, повлекшую ампутацию культи правого бедра в верхней трети, ему была установлена третья группа инвалидности бессрочно (справка ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ № л.д.8).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181 - ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч.8 ст.11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств
федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Пункты 17 Постановления Правительства РФ от 12.12.04 г. №771 и Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, определяющие порядок (правила) обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации содержат аналогичные положения о финансировании данных расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели Фонду социального страхования РФ.
Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению инвалидов реабилитационными мероприятиями включают в себя обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации согласно ст. ст. 10, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и финансируется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых ежегодно в Федеральном законе "О федеральном бюджете".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Федеральным государственным учреждением "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" был заключен контракт № на оказание услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для граждан, имеющих право на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями за счет средств, федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на обеспечение сервисного обслуживания и ремонт протезов нижних конечностей в период гарантийного срока эксплуатации данных протезов. Общее количество протезов нижних конечностей, изготовляемых в соответствии с контрактом № от ДД.ММ.ГГГГдля Московской области составило 90 штук (л.д.74-81).
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Орто-Космос" был заключен контракт № на оказание услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для граждан, имеющих право на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на обеспечение сервисного обслуживания и ремонт протезов нижних конечностей в период гарантийного срока эксплуатации данных протезов. Общее количество протезов нижних конечностей, изготовляемых в соответствии с контрактом № от ДД.ММ.ГГГГдля Московской области составляет 41 штука (л.д.67-73).
ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Закрытым акционерным обществом "Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "Протэкс-Пентр" был заключен контракт № на оказание услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для граждан, имеющих право на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на обеспечение сервисного обслуживания и ремонт протезов нижних конечностей в период гарантийного срока эксплуатации данных протезов. Общее количество протезов нижних конечностей, изготовляемых в соответствии с контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ для Московской области составляет 396 штук (л.д.82-87).
Согласно статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
В силу части пятнадцатой статьи 11.1 приведенного Федерального закона перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам пол месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии с п. 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов,разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки о порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в соответствии со статьей 8 Федерального закона, возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно п.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду направление на получение, либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченные органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Бочков В.А. обратился в филиал № ГУ МОРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации, предоставив ИПР от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт (л.д.63).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, Бочков В.А. прошел освидетельствование, в перечне «Технические средства реабилитации» был указан протез правого бедра конкретного типа, согласно заключению МТК от ДД.ММ.ГГГГ, протез для плавания (л.д. 64-65).
Как следует из объяснений истца, он по собственной инициативе обратился в НПФ «Орто-Космос», где ему ДД.ММ.ГГГГ было выдано заключение медико-технической комиссии, в котором ему был рекомендован к использованию протез бедра с применением высокофункционального коленного модуля с электронным микропроцессорным управлением типа ПН6-72.01.20.41.15 стоимостью ДД.ММ.ГГГГ руб. (л.д. 13).
При этом, ИПР № была выдана ему ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленному контракту № на основании услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для граждан, имеющих право на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на обеспечение сервисного обслуживания и ремонт нижних конечностей в период гарантийного срока эксплуатации данных протезов, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Государственным учреждением Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-производственная фирма «Орто-Космос» указанный в МТК протез бедра типа ПН6-72.01.20.41.15 стоимостью <данные изъяты> <данные изъяты> руб. не являлся предметом государственного контракта (л.д.123-136).
В соответствии с ч.2 ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р, к техническим средствам реабилитации относятся протезы.
Из объяснений представителя ответчика следует, что индивидуальная программа реабилитации, выданная истцу федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР) № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, разработанная Федеральным государственным учреждением "Главным бюро медико-социальной экспертизы по Московской области", содержала в графе "Перечень TCP" конкретный тип протеза бедра, у фонда возникли сомнения в правильности ее оформления.
ДД.ММ.ГГГГ филиал № ГУ МРОФСС РФ обратился в Федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" за разъяснением об обоснованности указания точного наименования технического средства реабилитации в данной ИПР.
Как следует из ответа Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" от ДД.ММ.ГГГГ №/А, Главным бюро ДД.ММ.ГГГГ проведено очное освидетельствование инвалида Бочкова В.А. Решение филиала - бюро № в части определения инвалидности признано обоснованным, однако указание точного наименования технического средства реабилитации в ИПР № признано ошибочным.
Согласно п. 6 «а» «Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Главное бюро медико- социальной экспертизы рассматривает жалобы граждан, проходящих освидетельствование, на решения бюро и в случае признания их обоснованными изменяет либо отменяет решения бюро. Согласно п.п. 3 п.6 указанного Порядка, в случае проведения освидетельствования устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.
Как следует из ответа ФГУ ГБМСЭ по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №/с, Бочков В.А. обжаловал решение филиала бюро № в связи с несогласием с группой инвалидности. При освидетельствовании его в Главном бюро в части установления ему второй группы инвалидности решение филиала - бюро № признано обоснованным. Одновременно с этим было выявлено, что филиал - бюро № в нарушении действующего порядка в ИПР (карте №) указал тип протеза, что было признано ошибочным.
В связи с выявленной ошибкой, в рамках, возложенных на Главное Бюро МСЭ функций по отмене решений подведомственных филиалов- бюро и корректировки разработанных филиалами ИПР, взамен ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ, Главным бюро Бочкову В.А. разработана ИПР №, где определен перечень технических средств реабилитации, в которых нуждается Бочков В.А. В разделе «Технические средства реабилитации» Бочкову была определена нуждаемость в протезе нижней конечности, обувь на протез, чехлах, протезе для купания, опорной трости. Также были определены мероприятия медицинской, профессиональной и социальной реабилитации (л.д. 138-139).
В соответствии с п. 10 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (Приложение № к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н) сформированная индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и инвалидом либо его законным представителем, заверяется печатью и выдается на руки инвалиду (его законному представителю).
Из представленной копии ИПР № акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная ИПР Бочковым В.А. подписана не была (л.д.58-61). В судебном заседании данное обстоятельство Бочков В.А. не отрицал.
Согласно п. 11 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) (Приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н), в случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина и не выдается на руки инвалиду (его законному представителю).
Из объяснений представителя ответчика следует, что копия ИПР № акта № от ДД.ММ.ГГГГ была направлена им для сведения.
В соответствии с абз. 7 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В судебном заседании установлено, что техническое средство реабилитации истцом за счет собственных средств не приобреталось.
Согласно п.16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источников финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999г. «Об основах обязательного социального страхования» 165-ФЗ и пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101, установлен целевой характер использования денежных средств Фонда и определены направления их расходования.
При этом, согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. № 101, средства Фонда являются федеральной собственностью и могут быть использованы исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом Фонда, утвержденным федеральным законом Российской Федерации.
Фонд, является распорядителем денежных средств, выделенным федеральным бюджетом и поступивших из иных источников финансирования, не вправе производить выплаты, не предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании и бюджетом Фонда, поскольку такое расходование средств Фонда по существу является нецелевым.
Судом установлено, что контрактом № <адрес>, заключенным по конкурсу ДД.ММ.ГГГГ г. между Государственным учреждением Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Орто-Космос" на оказание услуг по изготовлению протезов нижних конечностей для граждан, имеющих право на обеспечение протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на обеспечение сервисного обслуживания и ремонт протезов нижних конечностей в период гарантийного срока эксплуатации данных протезов, общее количество протезов нижних конечностей, составляет 41 шт. для всей Московской области, протез бедра модульный с микропроцессорным управлением типа ПН6-72.01.20.41.15 стоимостью <данные изъяты> руб. не предусмотрен.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Бочкова ФИО9 к Государственному учреждению Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о компенсации стоимости протеза отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: судья Н.А. Грошева