о защите прав потребителей



2-1428/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шатура. ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Богатковой З.Г,

при секретаре судебного заседания Роговой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по иску Золиной ФИО6 к ООО « Здоровье природы» о защите прав потребителя.

установил:

Истец Золина А..Н. обратилась в суд с иском к ответчику ООО « Здоровье природы» о расторжении договоров купли- продажи биологически активных добавок заключенных между ней и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> руб и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб ссылаясь на следующие основания.

ДД.ММ.ГГГГ дистанционным способом, просмотрев программу « Ваш доктор» по ТВ ТДК она заказала по горячей линии препарат « Аквапрополис» в ООО « Здоровье природы». Через некоторое время ей позвонил представитель ответчика и предложил курс четырех биологически активных добавок- каллоидные фитоформулы, чтобы закрепить лечение и сделать длительную пролонгацию на <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ препараты ей были доставлены, она произвела оплату в размере <данные изъяты> по квитанции. На следующий день ей по телефону ответчик вновь предложили 3 флакона биологически активных добавок с суспензией « Эликсир молодости» за половину его стоимости, объяснив, что вторую часть оплатит благотворительный фонд. Она согласилась приобрести указанные препараты за <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ ей на дом были доставлены 5 флаконов биологически активных добавок, которые она не заказывала, но она произвела оплату по квитанции в размере <данные изъяты> руб, рассчитывая, что произошла какая-то ошибка, все выясниться и ей поменяют БАДы на заказанные. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонил заведующий отделом ООО « Здоровье природы» Колесников В. М. сообщил, что благотворительный фонд не оказал помощи, поэтому вместо « Эликсира молодости» ей были доставлены не заказанные биологически активные добавки « Венорм» и другие, чтобы получить « Эликсир молодости» необходимо доплатить еще <данные изъяты>.

Она потребовала расторгнуть договор купли продажи и возвратить денежные средства, поскольку доставленные БАДы не заказывала. Колесников В.М. отказался. При доставке товара ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ответчик полную информацию о товаре, его свойствах и цене не предоставил, передал флаконы с БАД и свидетельства о государственной регистрации, которые при внимательном осмотре вызывают сомнения в их подлинности.

ДД.ММ.ГГГГ она направила ответчику претензию о расторжении договора купли-продажи биологически активных добавок и возврате денежных средств. До настоящего времени требования не выполнены. Просит суд удовлетворить требования.

В судебном заседании истец уточнила исковые требования просила суд расторгнуть с ответчиком договора купли продажи биологически активных добавок от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб и ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, взыскать с последних уплаченные денежные средства и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. Дополнительно пояснила суду, что ответчик при продажи товара дистанционным способом нарушил закон « О защите прав потребителей» не предоставил достоверную информацию о цене товара, условиях приобретения, об его основных потребительских свойствах. Кроме того ответчик продал товар в несколько тысяч раз выше ее номинальной цены. Узнав, что ответчик обманул ее, она позвонила в представительство компании ЭД Медицина, где ей сообщили, что распространением БАД - каллоидные фитоформулы занимается торгующая организация « Арго» в <адрес> метро « Павелецкая» и стоимость одного флакона данного препарата составляет <данные изъяты>. ООО « Здоровье природы» разрешение на реализацию БАД « Аквапрополис» не имеет.

Ответчик в судебное заседание не явился. Направленная ответчику повестка возвращена суду с отместкой « выбыли». Согласно ответа федеральной налоговой службы № по г. Москве на запрос суда ООО « Здоровье природы» состоит на налоговом учете с ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>.

В соответствии с ч.2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавший принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Суд заслушав пояснение стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что между истцом Золиной А. Н и ООО « Здоровье природы» ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ был заключены договора купли-продажи биологически активных добавок - каллоидные фитоформулы, « Эликсир молодости», что подтверждается квитанциями об оплате( л.д. л.д.21-22).. Истец свои обязательства по договорам купли- продажи исполнила, уплатив за товар полную стоимость в размере <данные изъяты>. Ответчик передал истцу 4 флакона БАД- каллоидные фитоформулы и 5 флаконов « Венорм» и другие, которые она не заказывала. Информацию о цене, свойствах БАД ответчик при доставке не предоставил.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Как видно из искового заявления истец основывает свои требования о расторжении договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы на тех обстоятельствах, что ответчик при заключении договора не предоставил ей полной и достоверной информации относительно стоимости и свойствах БАД, а также доставил не заказанные БАДы.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 указанной нормы Закона, информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг).

В силу п. 1, п. 4 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

В силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора (ст. 12).

При этом по смыслу вышеприведенных норм Закона непредставление информации в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора, и признается дистанционным способом продажи товара.

В соответствии с Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, организация, осуществляющая продажу товаров дистанционным способом, предоставляет покупателю каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Из пункта 3 указанных Правил и пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Таким образом, операции по предоставлению каталогов покупателю являются обязательной и неотъемлемой частью договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи товара, и не образуют самостоятельного договора купли-продажи или дарения.

Согласно пункту 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.

В случае направления такого предложения заранее определенному кругу лиц (действующим клиентам заявителя) такое предложение является простой офертой.

Согласно п. 1 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила).

Пунктом 2 ст. 26.1 Закона N 2300-1 и п. 8 Правил установлено, что продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Одновременно с этим п. 3 ст. 26.1 Закона N 2300-1 предусматривает, что потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная ст. 10 Закона N 2300-1, а также предусмотренная п. 4 ст. 26.1 данного Закона информация о порядке и сроках возврата товара.

Так, согласно п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1 информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в частности, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информацию о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента).

Аналогичное требование предусмотрено п. 9 Правил.

При этом согласно п. 2 Письма Роспотребнадзора от 12.10.2007 N 0100/10281-07-32 "О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом" обязанность продавца по доведению до потребителя в письменной форме информации, предусмотренной п. 9 Правил, реализуется им только в момент доставки товара.

Учитывая изложенное, организация, занимающаяся продажей биологически активных добавок дистанционным способом информацию о цене и свойствах обязана сообщить потребителю в момент доставки товара.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 26.1 Закона N 2300-1 потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторонам должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В ходе судебного разбирательства дела истцом представлены доказательства, подтверждающие требования. Ответчик иск не оспорил. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены правила продажи товара дистанционным способом, при доставке товара потребителю не предоставлена достоверная информация о свойствах товара и цене. В соответствии с Законом « О защите прав потребителя» непредставление информации в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п. п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона. Требования истца о расторжение договоров купли-продажи и возврате денежных средств подлежат удовлетворению в полном объеме.

Требования истца о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994г № 10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Положениями ст. 151 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрена компенсация, для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", предусмотрено, что моральный вред причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Принимая во внимание что вины ответчика в нарушении обязательств судом установлена, с учетом вины и степени понесенных физических, нравственных страданий истца, связанных с нарушением ее прав как потребителя, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец взыскивается с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Золиной ФИО7 удовлетворить частично.

Расторгнуть договора купли - продажи, заключенный между Золиной А.Н. и ООО « Здоровье природы» ДД.ММ.ГГГГ на приобретение биологически активных добавок.

Взыскать с ООО « Здоровье природы» в пользу Золиной ФИО8 <данные изъяты> по договорам купли продажи и <данные изъяты> в счет компенсации морального вреда.

Взыскать с ООО « Здоровье природы» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Обязать Золину А.Н. возвратить ООО « Здоровье» 5 флаконов БАД по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части иска Золиной А.Н. отказать.

Судья З.Г. Богаткова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья З.Г. Богаткова.