о признании права собственности



Дело № 2-1604/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Бозуновой А.А.,

с участием истца Щукиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щукиной ФИО4 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права собственности на земельный участок, указав следующие основания.

Щукина И.В. обратилась в Шатурский отдел УФСР кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>. Ей было отказано в государственной регистрации перехода права и в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок в связи с тем, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о собственности РФ на выше указанный земельный участок, а заявления органа, осуществляющего полномочия от имени РФ на распоряжение выше указанным земельным участком не представлено. Считает внесение записи о регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок неправомерным, так как, Земельным кодексом Российской Федерации (ст.17 ЗК РФ) установлены земельные участки, которые находятся в собственности РФ. Право федеральной собственности на спорный земельный участок не установлено Федеральным законом, он не приобретался РФ, в отношении него не проводилось мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. Запись о государственной регистрации права федеральной собственности была внесена ДД.ММ.ГГГГ, в момент регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № «А». В соответствии с данным договором земельный участок был предоставлен истцу Комитетом по управлению имуществом Шатурского района на 20 лет. В соответствии со ст.36 ЗК РФ она, как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке выкупила его по рыночной стоимости, заключив договор купли-продажи № № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Земельным кодексом РФ, законом Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области», органами местного самоуправления Шатурского муниципального района делегированы государственные полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. Таким образом, администрация Шатурского района действовала в пределах переданных полномочий и ссылка на п.1 ст.11 ЗК РФ неправомерна. Истец приобрела данный земельный участок по основаниям и в порядке, установленном законом. Неправомерное и безосновательное внесение записи в ЕГРП создает неопределенность в отношении ее права на земельный участок. Просит признать запись о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № недействительной, признать за ней право собственности на данный земельный участок.

Истец Щукина И.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, уточнив их, а именно, просила прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, признать за ней право собственности на спорный земельный участок. Дала объяснения аналогичные тем, которые изложены в иске.

Ответчик - представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье- лицо представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо- представитель администрации Шатурского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

Согласно ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 28 разд. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 № 154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.

В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность". К Постановлению даны три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

В указанном акте Верховного Совета РФ ничего прямо не сказано о формах собственности на землю, но указано, что виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.

Земли, находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ, являются государственной собственностью.

В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной, то есть устанавливается, что государственная собственность - это собственность за минусом частной и муниципальной.

Таким образом, право Муниципального образования « Шатурский район» на спорный земельный участок до его продажи подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.

Продажа земельного участка Щукиной И.В. на основании договора купли-продажи от 01.06.2010 г. № 107 «К-П» произведена в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также Указом Президента РФ от 25.03.92 № 301 "О продаже земельных участков ( л.д.14-15).

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий".

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из сообщения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области следует, что истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес> на основании того, что ДД.ММ.ГГГГ на данный участок зарегистрировано право Российской Федерации за № (л.д.18).

В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что право Российской Федерации на указанный участок было зарегистрировано в нарушении действующего законодательства и ст. 17 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и земельных отношений, будучи собственником, на нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. В силу положений ст. ст. 124 - 127 ГК РФ от имени РФ выступают ее органы власти в рамках своих полномочий. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов РФ, муниципальными и частными землями.

В силу ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 122 - ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Право Российской Федерации, зарегистрированное на указанный участок, произведено в нарушении действующего законодательства и без наличия на то законных оснований.

Таким образом, суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Щукиной ФИО5 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Признать за Щукиной ФИО6 право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья Н.А.Грошева