о признании права собственности



Дело № 2-1716/10

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

при секретаре Бозуновой А.А.,

с участием представителя истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советова ФИО5 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в Шатурский отдел УФРС по МО с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровым номером № Истцом были представлены все необходимые для регистрации права документы. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в государственной регистрации перехода права, так как в ЕГРП имеется запись о том, что указанный земельный участок находится в собственности РФ. Считает, что данные сведения на спорный земельный участок внесены неправомерно. Просит прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок и признать за ним право собственности на спорный земельный участок.

Истец Советов А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Ответчик - представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо представитель администрации Шатурского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью, а права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 28 разд. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 № 154-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона, органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации закреплена муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность". К Постановлению даны три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

В указанном акте Верховного Совета РФ ничего прямо не сказано о формах собственности на землю, но указано, что виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.

Земли, находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ, являются государственной собственностью.

В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной, то есть устанавливается, что государственная собственность - это собственность за минусом частной и муниципальной.

Таким образом, право Муниципального образования «Шатурский район» на спорный земельный участок до его продажи подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.

Продажа земельного участка Советову А.Ю. на основании договора купли-продажи от 09.10.2009 г. произведена в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также Указом Президента РФ от 25.03.92 № 301 "О продаже земельных участков (л.д.18-20).

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области следует, что истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании того, что ДД.ММ.ГГГГ на данный участок зарегистрировано право Российской Федерации за №.№ (л.д.21,22).

В судебном заседании на основании исследованных доказательств установлено, что право Российской Федерации на указанный участок было зарегистрировано в нарушении действующего законодательства и ст. 17 ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и земельных отношений, будучи собственником, на нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. В силу ст. ст. 124 - 127 ГК РФ от имени РФ выступают ее органы власти в рамках своих полномочий. Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов РФ, муниципальными и частными землями.

В силу ст. 17 ФЗ от 21.07.1997г. № 122- ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Право Российской Федерации, зарегистрированное на указанный земельный участок произведено в нарушении действующего законодательства и без наличия на то законных основаниях.

Таким образом, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Советова ФИО6 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании права собственности удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Признать за Советовым ФИО7 право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Федеральный судья Н.А.Грошева