об отказе в кадастровом учете уточнений и изменений площади земельного участка незаконным



Дело № 2-219/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Богатковой З.Г.,

с участием представителя заявителя Климанова ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Шатурскогого отдела федерального государственного учреждения « Кадастровая палата» по Московской области Шмелевой Н.Н.

при секретаре судебного заседания Рыбиной Е.В,

рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Харламова ФИО8 о признании решения Шатурского государственного учреждения « Кадастровая палата» об отказе в кадастровом учете уточнений и изменений площади земельного участка незаконным.

установил:

Заявитель Харламов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Шатурского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по МО ФИО4 было вынесено решение № об отказе в кадастровом учете уточнений местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> <адрес>, в связи с выявленными нарушениями в процедуре согласования с муниципальным образованием Дмитровское.

Считает, что данное решение незаконно, поскольку в соответствии с ч.1 ст.39 ФЗ от 24.07.2007 №223 « О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи. К таким лицам относятся лица, указанные в пунктах 1-4 части ст. 39 Закона, обладающие земельными участками на определенных имущественных правах. Отказывая в осуществлении кадастрового учета ФГУ « Кадастровая палата» указывает на отсутствие согласования границы земельного участка, принадлежащего Харламову А.Н, проходящей по землям, находящимся в муниципальной собственности( земли общего пользования). Однако нормы закона не требуют проводить согласования границ земельного участка в данном случае.

Просит суд отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника Шатурского отдела ФГУ « Кадастровая палата» по МО А.С. Мухиным и обязать последних произвести кадастровый учет земельного участка, принадлежащего Харламову А.Н. по представленным документам.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель заявителя по доверенности Климанов Д.И. в судебном заседании поддержал требования, просил суд удовлетворить их по основаниям указанным в заявление.

Заинтересованное лицо-представитель Шатурского отдела ФГУ «Кадастровая палата» по МО Шмелева Н.Н. считает, что заявление Харламова А.Н. не подлежит удовлетворению, поскольку вынесенное решение № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ФЗ № 221 от 24.07.2007г « О государственном кадастре недвижимости». ДД.ММ.ГГГГ г Харламов А.Н. обратился с заявлением о кадастровом учете, в связи с уточнением и изменением площади земельного участка, находящегося на праве собственности. В ходе составления межевого плана и проведения кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка по фактическому пользованию составляет №, согласно свидетельства о праве на наследство № кв.м. В разделе № межевого плана Харламов А.Н. не произвел согласование со смежным землепользователем муниципальным образованием Дмитровское Шатурского муниципального района, границы по точкам 1-4. Поскольку последние являются заинтересованными лицами, то местоположение границ земельных участков подлежит в установленном ФЗ №221 порядке обязательному согласованию с ними. Заявителем Харламов А.Н. были представлены для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствующие требованиям настоящего Федерального закона, в связи с чем кадастровым органом было принято решение об отказе в кадастровом учете земельного участка на основании пункта 2 ст 27 ФЗ №221. Считает решение органа обоснованным и законным.

Суд заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно материалам дела заявитель Харламов А.Н.. является собственником земельного участка площадью №. м с кадастровым номером № категория земли - земли населенных пунктов, расположенном в <адрес>, находящегося в ведении Шатурского муниципального района, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства что подтверждается свидетельством о праве на наследство( л.д. 16).

Земельный участок предоставлен Харламову А.Н. без определения его границ на местности, что подтвердил в судебном заседании представитель заинтересованного лица.

Из межевого плана следует, что земельный участок Харламова А.Н. по точкам 1-4 граничит с землями муниципального образования Дмитровское сельское поселение, вид права у последних- муниципальная собственность( л.д10-13).

ДД.ММ.ГГГГ Харламов А.Н. обратился в орган кадастрового учета с заявлением об учете уточнений изменений площади принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Орган кадастрового учета, рассмотрев заявление Харламова А.Н и изучив представленные им документы, руководствуясь подпунктом 2 ч. 2 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Минэкономразвития России от 4 февраля 2010г №42 принял решение от 6.12.2010 N 650 об отказе в кадастровом учете земельного участка с измененными границами.( л.д. 19)

В обосновании решения об отказе в кадастровом учете орган кадастрового учета указал на то, что приложенные к заявлению документы не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. В частности не согласованы границы земельного участка со смежным землепользователем- муниципальным образованием Дмитровское сельское поселение Шатурского муниципального района.

Деятельность по осуществлению кадастрового учета объектов недвижимости регламентируется нормами Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2009 г. "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В п. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" указано, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Так, ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что в государственный кадастр вносятся сведения об описании местоположения границ земельного участка. Эти сведения являются уникальными характеристиками объекта недвижимости

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости.

Пунктом 2 указанной статьи Закона, предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ одним из необходимых для кадастрового учета объекта недвижимости документов является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, частности, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что уточнение местоположения границ земельного участка предполагает обязательное согласование этих действий со смежными землепользователями.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Доводы представителя заявителя Климанова Д.И. о том, не подлежит согласованию местоположения границ земельного участка Харламова А.Н. со смежным землепользователем муниципальное образование Дмитровское, поскольку это земли общего пользования, суд не может признать правомерными.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками общего пользования являются земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают решения об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статьей 5 Решения Совета депутатов Шатурского района МО от 27.02.2003 N 6/37 "О временных правилах землепользования в Шатурском районе") до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, расположенными на территории Шатурского района, осуществляется главой Шатурского района в пределах его полномочий, определенных настоящими Правилами, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Учитывая изложенное, орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков в случаях, если земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет. Следовательно, если права на земельные участки надлежащим образом не оформлены, местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.258 ГПК, суд

решил:

В удовлетворении заявления Харламова ФИО9 отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней, со дня его изготовления в окончательном виде.

Судья З.Г. Богаткова.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья З.Г. Богаткова