Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Шатура Московской области резолютивная часть решения вынесена и оглашена 09 марта 2011 года мотивированное решение изготовлено 16 марта 2011 года Шатурский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Давыдовой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кирсановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Авериной АИ об оспаривании предостережения прокурора, у с т а н о в и л: Глава администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Аверина А. И. обратилась в суд с заявлением о признании предостережения Шатурского городского прокурора незаконным, ссылаясь на следующее. 10 февраля 2011 года Шатурским городским прокурором И.А. Клочковым ей объявлено письменное предостережение о нарушении закона за не ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Основанием для принятия указанной меры прокурорского реагирования послужили материалы прокурорской проверки по жалобе Желтиковой М.А. об отказе в регистрации по месту жительства её новорожденного ребенка по адресу: <адрес>. Придя к выводу, что она как должностное лицо администрации городского поселения Черусти, ответственная за регистрацию, прием первичных документов на регистрацию, а так же подготовку и передачу учетных данных, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию по месту жительства, требуя предоставления ряда документов от Желтиковой М.А., которые законодательством не предусмотрены, прокурор усмотрел незаконность в её действиях и нарушение действующего законодательства о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, и предупредил в предостережении об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 293 УК РФ. С правомерностью предостережения прокурора она не согласна, так как действующим законодательством на неё, как на главу городского поселения Черусти не возложены полномочия по регистрации граждан по месту жительства. Глава городского поселения не является должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания граждан. Предостережение направлено по факсимильной связи, лично ей не объявлялось и не вручалось. По указанным основаниям просит признать предостережение прокурора от 10.02.2011 года незаконным. Определением суда от 01.03.2010 года, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Желтикова М.А. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Сумина И.В. требования поддержала. Пояснила, что дом № по <адрес>, в котором зарегистрирована Желтикова М.А., но не является его собственником, фактически не существует. По вопросу регистрации новорожденного ребенка Желтикова М.А. лично к главе городского поселения Черусти Авериной А.И. ни устно, ни письменно не обращалась. Решений об отказе в регистрации ребенка Желтиковой М.А. по месту жительства, Авериной А.И. не принималось. В адрес прокуратуры на прокурорское требование, Авериной А.И. лишь был дан ответ в котором сообщалось, что в администрацию городского поселения Черусти с письменным заявлением о регистрации ребенка Желтикова М.А. не обращалась. На приеме у специалиста городского поселения Черусти Желтиковой М.А. было разъяснено, что бланк заявления о регистрации по месту жительства можно получить в приемные дни в администрации городского поселения Черусти, а для совершения действий по удостоверению подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, с предоставлением документов подтверждающих право собственности на жилое помещение в которое производится вселение ребенка. Действующим законодательством на главу городского поселения Черусти не возложены полномочия по регистрации граждан по месту жительства. Глава городского поселения не является должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания граждан. Государственную услугу по регистрации граждан по месту жительства оказывают территориальные органы УФМС. Предостережение прокурора Аверина А.И. обнаружила у себя в кабинете, поступившее посредством факсимильной связи. В прокуратуру Аверина А.И. не вызывалась. Данное предостережение ей не объявлялось и под роспись не вручалось, как следствие, от его подписи Аверина А.И. не отказывалась. Просит заявленные требования удовлетворить. Помощник Шатурского городского прокурора Пыльцина И.А., ссылаясь на законность внесенного прокурором предостережения, возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование ссылалась на то, что 13 января 2011 года в прокуратуру обратилась Желтикова М.А. по вопросу отказа администрации городского поселения Черусти и УФМС в регистрации её ребенка в <адрес>. По данному обращению была проведена прокурорская проверка в ходе которой было установлено ненадлежащее исполнение должностным лицом Авериной А.И. своих должностных обязанностей повлекшее нарушение прав ребенка Желтиковой М.А. Так, в ответе, подписанном Авериной А.И. и адресованном в адрес прокуратуры, указано, что Желтиковой М.А. в администрации городского поселения необходимо получить бланк заявления о регистрации по месту жительства (ф.6), а для совершения действий по удостоверению подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, с предоставлением документов подтверждающих право собственности на жилое помещение в которое производится вселение ребенка. Однако, требование должностных лиц администрации поселка Черусти о предоставлении документов для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства родителей не предусмотренных законом, а именно явка с лицом, предоставившим жилое помещение, является незаконным, поскольку противоречит п. 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, ст. 20 ГК РФ, согласно которых регистрация детей не достигших возраста 14-лет производится по месту жительства их родителей независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении. Ответ главы администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. содержащий указанные в нем сведения послужил основанием для принятия мер прокурорского реагирования в виде предостережения о недопустимости нарушений требований закона. Предостережение было направлено в адрес главы городского поселения Черусти по факсимильной связи, что является доступным способом вручения. Поскольку обратно в адрес прокуратуры предостережение, подписанное Авереной А.И. возвращено не было, на оригинале предостережения была сделана оговорка, что Аверина А.И. от подписи отказалась. Предостережение вынесено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями закона, прав заявителя не нарушает. По указанным основаниям просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Желтикова М.А. в судебном заседании пояснила, что лично к Авериной А.И. по вопросу регистрации своей новорожденной дочери Имя, Фамилия 27.09.2010 года рождения не обращалась. Она присутствовала на приеме у специалистов администрации которые объясняли ей, что для удостоверения подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, однако где находятся собственники дома она не знает. В паспортном столе, ей так же отказывали в регистрации ребенка по месту жительства, поскольку в бланке заявления, отсутствовала удостоверенная подпись лица, предоставившего жилое помещение. В настоящий момент вопрос о регистрации ребенка решился положительным образом, т.к. в заявлении о регистрации ребенка в качестве лица, предоставившего жилое помещение, она указала себя. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон) определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона). В соответствии со ст. 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Согласно ст. 25.1 Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является профилактической мерой прокурорского реагирования, применяемой в случаях, когда имеются достаточные и предварительно подтвержденные сведения о готовящихся противоправных действиях, нарушениях закона, совершение которых необходимо предотвратить. Целью указанных прокурорских действий является письменное предложение должностному лицу добровольно устранить нарушение законодательства, предупреждением о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения, в том числе допущенных нарушений. В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения (далее Указание). Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Согласно п. 1.2 Указания основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений (п.1.4 Указания). Пунктом 2 Указания установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Согласно п. 2.3. данного Указания предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования. Должностным лицам должно быть разъяснено, что согласно требованиям Закона «О прокуратуре в РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд (п.4 Указания). Предостережением от 10.02.2011 года Шатурский городской прокурор предупредил главу городского поселения Аверину А.И. за исполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 293 УК РФ. Статьей 293 УК РФ предусмотрена ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Однако, согласно п. 1.2., 1.3. Указания при наличии оснований для привлечения нарушителей закона к уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона не применяют. Оспариваемое заявителем предостережением, внесено прокурором без соблюдения установленных Генпрокуратурой РФ указаний. Оно вынесено без достаточных и подтвержденных сведений о противоправных действиях конкретно должностного лица, в адрес которого оно вынесено. Так, в обращении Желтиковой А.М. в прокуратуру указано, что в регистрации по месту жительства её новорожденного ребенка отказано как администрацией городского поселения Черусти, так и территориальным органом УФМС России по Московской области в Шатурском районе. Из материалов прокурорской проверки, представленных суду следует, что в рамках её проведения в адрес начальника отдела УФМС России по Московской области по Шатурскому району, прокурором 14.01.2011 года направлялось требование о предоставлении сведений по факту обращения Желтиковой М.А. с заявлением о регистрации ребенка. Однако, материалы прокурорской проверки не содержат ответа этого органа на прокурорское требование, при том, что данный территориальный орган, согласно Приказа ФМС № 208 от 20 сентября 2007 года, является органом, непосредственно задействованным в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан. Вывод прокурора о нарушении главой администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе и нарушении требований закона сделан на основании её ответа на прокурорское требование. Аверина А.И., являясь главой городского поселения Черусти, при осуществлении своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Уставом городского поселения Черусти, которыми вопросы регистрации по месту жительства и месту пребывания граждан не отнесен к её полномочиям. В ответе на прокурорское требование, Авериной А.И. указывалось, что с письменными заявлениями о регистрации ребенка по месту жительства Желтикова М.А. не обращалась. На приеме у специалиста администрации Желтиковой М.А. был разъяснен порядок регистрации. По сути, указанный ответ главы администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. послужил основанием для её предостережения прокурором о недопустимости нарушения закона. При этом в ходе проверки, прокурор достаточно не убедился в противоправности действий и нарушений закона именно Авериной А.И. Объяснения по факту совершения противоправных действий и нарушений закона прокурором с неё, как того требует п.2 Указания Генпрокуратуры РФ затребованы не были. Предостережение не было вручено ни под расписку в органе прокуратуры, ни по месту её работы. Сущность вынесенного предостережения, а так же право его обжалования Авериной А.И. прокурором не были разъяснены. Направление предостережения о недопустимости нарушения закона должностному лицу посредством факсимильным средством связи является недопустимым. Указанные нарушения являются существенными, в связи с чем, согласиться с законностью предостережения Шатурского городского прокурора И.А. Клочкова от 10 февраля 2011 года, суд не может. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать предостережение Шатурского городского прокурора Клочкова И.А. от 10.02.2011 года о недопустимости нарушения закона главе администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Авериной А.И. - незаконным. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде. Судья Ю.С.Давыдова