Решение по делу о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 августа 2011 года                 г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,

при секретаре Кирсановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чешевой АИ к Леви ПВ о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,

у с т а н о в и л :

Чешева А.И. обратилась в суд с иском к ответчикам по следующим основаниям. После смерти ее мужа ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследственное имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Она является наследником первой очереди, в связи чем, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти мужа, которым было заведено наследственное дело. При подготовке документов было обнаружено, что по сведениям из регистрационной службы с 2003 г. право собственности на спорную квартиру зарегистрировано на ответчика Леви П.В. В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО заключил с ответчиком договор пожизненного содержания с иждивением, по которому передал в собственность Леви П.В. спорную квартиру. Но решением Шатурского городского суда от 18.04.2005 г. договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ был прекращен, и спорная квартира возвращена в собственность ФИО Указанное решение в регистрационной службе зарегистрировано не было. В связи с этим нотариус отказывает истцу в выдаче свидетельства о праве собственности на наследство. В связи с изложенным Чешева А.И. просит признать свидетельство о государственной регистрации права на спорную квартиру, выданной Леви П.В. недействительным, включить квартиру в наследственную массу умершего ФИО и признать за ней право собственности на квартиру как за наследником по закону

В судебном заседание истец Чешева А.И. уточнила исковые требования в части признания свидетельства о государственной регистрации права на спорную квартиру, выданной Леви П.В. недействительным, просит признать недействительной запись в ЕГРП о государственной регистрации права собственности Леви П.В. на спорную квартиру по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.

Ответчик Леви П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО и Леви ПВ был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому ФИО передал бесплатно в собственность Леви П.В., принадлежащую ему по праву собственности квартиру, находящуюся по адресу <адрес>, а Леви П.В., получил указанную квартиру от ФИО на условиях пожизненного содержания с иждивением.

Указанный договор был удостоверен нотариусом Шатурского района Московской области Дорофеевой И.М. и зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате ДД.ММ.ГГГГ Леви П.В. было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на вышеуказанное жилое помещение.

18.04.2005 г. Решением Шатурского городского суда договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО и Леви П.В. был прекращен. Квартира, находящаяся по адресу <адрес>, была возращена в собственность ФИО Решение вступило в законную силу 29.04.2005 г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер.

Согласно свидетельству о браке наследником первой очереди по закону после смерти ФИО в силу ст. 1142 ГК РФ является его жена Чешева АИ.

Для приобретения наследства наследник должен его принять (ч. 1 ст. 1152 ГК РФ). Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч. 1 ст. 1154 ГК РФ).

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство либо путем совершения действий, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (ст. 1153 ГК РФ).

Согласно копии наследственного дела к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО в шестимесячный срок после его смерти к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась его жена Чешева А.И.

Однако, как следует из объяснений Чешевой А.И., нотариус отказывается выдать свидетельство о праве на наследство в отношении квартиры, находящейся по адресу <адрес>, поскольку установить принадлежность указанной квартиры наследователю ФИО не представляется возможным. При жизни ФИО не зарегистрировал Решение Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении договора пожизненного содержания с иждивением, на основании которого ему в собственность возвращено жилое помещение, поэтому до настоящего времени по сведениям из регистрационной службы с 2003 г. право собственности на спорную квартиру зарегистрировано на ответчика Леви П.В.

Данное обстоятельство подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 25.01.2011 г. (л.д. 6).

Согласно п. 3 ст. 453 ГК РФ при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.

Таким образом, запись в ЕГРП о наличии у Леви П.В. в собственности спорной квартиры является недействительной, поскольку основанием внесения данной записи является Договор пожизненного содержания с иждивением, прекращенный решением суда в 2005 г.

Кроме этого, суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требования Чешевой А.И. как наследника умершего ФИО о включении квартиры в наследственную массу не имеется, поскольку, по не зависящим от наследодателя причинам он был лишен возможности завершить оформление своего права собственности на квартиру.

Факт принятия истцом Чешевой А.И. наследства после смерти ФИО подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

В силу ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Чешевой АИ удовлетворить.

Признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права собственности Леви ПВ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Включить квартиру <адрес> в наследственную массу после смерти ФИО.

Признать за Чешевой АИ право собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, как за наследником по закону после смерти ФИО

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                              Ю.С. Давыдова