Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Шатура Московской области резолютивная часть решения вынесена и оглашена 08 сентября 2011 года мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2011 года Шатурский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Давыдовой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кирсановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатурского городского прокурора Московской области о признании бездействия главы администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области незаконным, у с т а н о в и л: Шатурский городской прокурор, выступающий в интересах Крюкова ВА ДД.ММ.ГГГГ года рождения инвалида 1 группы, обратился в суд с требованием о признании бездействия главы администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области незаконным. В обоснование требований указал, что по обращению Крюковой Т.В., являющейся дочерью Крюкова В.А., проведена проверка по соблюдению жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Крюков В.А. постановлением администрации городского поселения Шатура от 15.02.2011 года № 45 - П, как инвалид по общему заболеванию, признан нуждающимся в жилых помещениях. В соответствии п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ он имеет право внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации городского поселения Шатура от 26.04.2011 года Крюков В.А. принят и постановлен на льготную очередь под №8 внеочередного предоставления жилья. В целях обеспечения жилым помещением, главой администрации городского поселения Шатура Крюкову В.А. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 31 кв.м. по договору коммерческого найма сроком на 11 месяцев, от заключения которого Крюков В.А. отказался. Считает, что Крюков В.А., относящийся к определенной категории граждан, имеет право внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Отсутствие реализации данного права, свидетельствует о бездействии главы администрации городского поселения Шатура, выражающееся в не предоставлении Крюкову В.А. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. По указанным основаниям просит признать бездействие незаконным и обязать главу городского поселения Шатура предоставить Крюкову В.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди. Определением суда от 18 августа 2011 года, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Крюков В.А. В судебном заседании помощник прокурора Пыльцына И.А. поддержала исковые требования по доводам, содержащимся в иске. Просит их удовлетворить. Представитель главы городского поселения Шатура по доверенности Морозова В.С. возражала против их удовлетворения, по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела отзыве. В обоснование возражение указала, что действительно Крюков В.А. имеет право внеочередного предоставления жилья. Он принят на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, в городе отсутствует свободное муниципальное жилье. Кроме Крюкова В.А. на учете в администрации стоят иные граждане, имеющие такое же право внеочередного предоставления жилья по такому же заболеванию. При этом эти граждане постановлены на учет значительно ранее Крюкова В.А. Поэтому образовалась льготная очередь, то есть очередь внеочередного предоставления жилья, в которой Крюков В.А. значится под №8. Понимая тяжесть сложившееся жилищной ситуации Крюкова В.А., администрацией в порядке исключения ему предлагалась квартира по договору коммерческого найма по адресу: <адрес> общей площадью 31 кв.м., от которой он отказался. В настоящий момент свободное муниципальное жилье отсутствует. Законом не определен конкретный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено, поэтому предоставление такого жилья должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед Крюковым В.А. По указанным основаниям просит в удовлетворении иска отказать. Крюков В.А. не явился. Его представитель по доверенности Крюкова Т.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что она, действуя по доверенности от Крюкова В.А. обращалась в администрацию с вопросом предоставления жилья. Администрацией города был предложен вариант квартиры по <адрес> на условиях коммерческого найма. Осознав правовую природу данного договора, вынуждены были отказаться. До настоящего времени жилье не предоставлено. Крюков В.А. прописан и фактически проживает в <адрес> Вместе с ним прописаны и фактически проживают его жена, дети и несовершеннолетние внуки. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Крюков ВА ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ветеран Великой Отечественной войны, ветерана труда инвалид 1 группы, зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>. Из справке о составе семьи следует, что в указанном жилом помещении наряду с ним зарегистрированы и проживают: ФИО2, 1975 года рождения, ФИО5, 1989 года рождения, ФИО3, 2001 года рождения, ФИО, 1968 года рождения, ФИО4, 1936 года рождения. Указанное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью 29,4 кв.м, принадлежащую на праве собственности дочери ФИО.На одного члена семьи в указанном жилом помещении приходится 4,9 кв.м. Крюков В.А., страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, и которое дает право на получение вне очереди другого жилого помещения, что подтверждается справкой МУЗ «Шатурская центральная районная больница» решением ВКК от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10). Статьей 14 Жилищного кодекса РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Как следует из дела, в соответствии с ч.2 ст. 51 ЖК РФ, постановлением администрации городского поселения Шатура от 15.02.2011 года № 45-П Крюков В.А. признан нуждающимся в жилых помещениях, с присвоением очереди № 1323 (л.д. 15). Пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются также, лица являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Постановлением администрации городского поселения Шатура от 26.04.2011 года № 176 - П Крюков В.А. принят на льготную очередь под №8 (очередь внеочередного предоставления жилой площади)нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 14). По сведениям ОАО «Шатурская управляющая компания» следует, что свободное жилье в домоуправления г. Шатура имелось, в частности и однокомнатная квартира по <адрес> (л.д.18-19). Однако, 29.06.2011 года постановлением администрации городского поселения Шатура № 349 - П, указанная квартира включена в число жилых помещений коммерческого использования и предоставлена Крюкову В.А. (л.д. 22). 06.07.2011 года Крюковым В.А. в администрацию города подано заявление об отказе от указанной квартиры, с одновременной просьбой о предоставлении жилья на условиях договора социального найма вне очереди (л.д.23). 20.07.2011 года постановлением администрации городского поселения Шатура № 404 - П от 20.07.2011 года, постановление администрации городского поселения Шатура № 349 - П 29.06.2011 года которым Крюкову В.А. предоставлено жилье по <адрес> по договору коммерческого найма - отменено, в связи с отказом Крюкова В.А. (л.д.26). До настоящего времени Крюков В.А. жилым помещением не обеспечен. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В частности к данной категории относится Крюков В.А. Таким образом, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим доводы представителя ответчика о том, что впереди Крюкова В.А. на льготной очереди находится 7 человек с аналогичным заболеванием, суд считает необоснованными. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, в том числе и возможности реализации этого права. При этом она предусматривает, что отдельным категориям граждан, указанным в законе оно должно предоставлять бесплатно и вне очереди. Таким образом, из этих конституционных предписание вытекает обязанность государства в лице органов муниципальной власти, местного самоуправления оказывать содействие в обеспечении жильем. Сам факт наличия в администрации городского поселения Шатура очереди внеочередного предоставления жилья, при наличии свободного муниципального жилья, свидетельствует о бездействии администрации городского поселения Шатура в предоставлении этого жилья льготной категории граждан. В связи с этим, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если такие действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Вместе с этим, согласно позиции ВС РФ (утв. Постановлением Президиума ВС РЙФ от 07.11.2007 года) при удовлетворении требования лица о предоставлении (обязании предоставить) ему в соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Шатурского городского прокурора Московской области о признании бездействия главы администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области незаконным удовлетворить. Признать бездействие главы администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области выразившееся в не предоставлении Крюкову ВА ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилого помещения во внеочередном порядке незаконным. Обязать главу администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области предоставить Крюкову ВА ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Разъяснить, что в соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде. Судья Ю.С.Давыдова