ОПРЕДЕЛЕНИЕ о прекращении производства по делу г. Шатура Московской области 05 октября 2011 года Шатурский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Давыдовой Ю.С., при секретаре судебного заседания Кирсановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области к муниципальному образованию «Городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по межбюджетной субсидии, у с т а н о в и л: Муниципальное образование «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. 23.11.2009 года между муниципальным образованием Шатурский муниципальный район Московской области и муниципальным образованием городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области заключено Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области (далее - Соглашение). Указанное Соглашение утверждено решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года. Соглашением, часть поселенческих полномочий в сфере коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и ряда иных полномочий передано району. Пунктом 3.1. Соглашения предусмотрено, что для реализации переданных полномочий городское поселение перечисляет району финансовые средства из бюджета городского поселения в размере 62313000 рублей ежеквартально равными частями. Сумма, подлежащая перечислению из бюджета городского поселения Шатура в бюджет Шатурского муниципального района подлежит корректировке путем утверждения соответствующего решения и внесении изменений в решение о бюджете представительными органами поселения и муниципального района. Бюджет городского поселения Шатура на 2010 год был принят и утвержден решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/38 от 27.11.2009 года, а бюджет Шатурского муниципального района на 2010 года был принят и утвержден решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 4/2 от 25.11.2009 года. Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/16 от 30.12.2010 года и решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 3/15 от 29.12.2010 года в бюджеты района и городского поселения внесены изменения согласно которых размер средств, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, переданных по Соглашению увеличен до 76935000 рублей. При этом, объем субсидии по организации транспортного обслуживания, подлежащей перечислению городским поселением в бюджет района установлен в размере 51949000 рублей, который администрация городского поселения Шатура перечислила не в полном объеме. Оставшийся размер межбюджетной субсидии составляет 28563000 рублей, от перечисления которой необоснованно уклоняется. Просит взыскать с администрации городского поселения указанную задолженность по межбюджетной субсидии. В судебном заседании представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области по доверенности Лаврентьева Ю.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что решениями представительных органов утверждено Соглашение, согласно которого для реализации переданных району полномочий городское поселение Шатура приняло на себя обязательство финансировать, то есть перечислять в бюджет района финансовые средства из бюджета городского поселения. Однако, свое обязательство по финансированию исполнения полномочий по организации транспортного обслуживания исполнило ненадлежащим образом. Вместо установленного размера финансирования в сумме 51949000 рублей, перечислило лишь 23386000 рублей. Оставшийся размер субсидии в сумме 28563000 рублей перечислять отказывается. Какого - либо решения о взыскании образовавшейся задолженности, руководителем финансового управления Шатурского муниципального района не принималось. Согласно ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается. По указанным основаниям просит иск удовлетворить. Представители администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области по доверенности Денисов М.В., Парвицкий С.А., возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела отзыве. Указали, что установленный в Соглашении размер финансирования по организации транспортного обслуживания в сумме 51949000 рублей является необоснованно завышенным и не подтверждающийся никакими расчетами. В течении 2010 года администрацией городского поселения за организацию транспортного обслуживания в бюджет района было перечислено 23386000 рублей, что является достаточным для покрытия убытков транспортной организации на маршрутах. Спорные правоотношения вытекают не из гражданских, а из бюджетных правоотношений, которые в судебном порядке не рассматриваются. Полагая, что возникший спор не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, просят прекратить производство по делу. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Согласно ч.4 ст. 15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. По смыслу ч.3 ст. 34 Закона орган, уполномоченный заключать соглашения, определяется уставом муниципального образования, которым может быть как представительный орган, так и глава муниципального образования или местная администрация. Частью 4 ст. 11 Устава городского поселения Шатура предусмотрено право органа местного самоуправления городского поселения Шатура заключать соглашения с органом местного самоуправления Шатурского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета городского поселения Шатура в бюджет муниципального района. 23 ноября 2009 года между городским поселением Шатура Шатурского муниципального района в лице главы городского поселения Филимонова А.В. и Шатурским муниципальным районом в лице главы Шатурского муниципального района Келлера А.Д. заключено Соглашение № 8-17-67/09 согласно п.1.2. которого, часть поселенческих полномочий в сфере формирования и исполнения бюджета, организации мероприятий с распоряжением имущества, коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, содержания аварийно-спасательных служб, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, содействия развития сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства, работы детьми и молодежью передано району. Указанное соглашение утверждено решениями советов депутатов Шатурского муниципального района и городского поселения Шатура № 12/2 от 25.11.2009 года и № 5/38 от 27.11.2009 года соответственно. Пунктом п.5.1. Соглашения предусмотрено, что субвенции, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, предоставляются из бюджета поселения в бюджет муниципального района и предусматриваются в соответствующем решении представительного органа местного самоуправления о бюджете поселения. Пунктом 3.1. Соглашения предусмотрено, что для реализации переданных полномочий городское поселение перечисляет району финансовые средства из бюджета городского поселения в размере 62313000 рублей ежеквартально равными частями. Сумма, подлежащая перечислению из бюджета городского поселения Шатура в бюджет Шатурского муниципального района подлежит корректировке путем утверждения соответствующего решения и внесении изменений в решение о бюджете представительными органами поселения и муниципального района. Бюджет городского поселения Шатура на 2010 год был принят и утвержден решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/38 от 27.11.2009 года. В нем же (приложение 8) были предусмотрены субвенции бюджету Шатурского муниципального района на финансирование расходов, связанных с передачей органами местного самоуправления Шатурского муниципального района осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения Шатура по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура на 2010 год на сумму 62313 тыс.рублей. Бюджет Шатурского муниципального района на 2010 года был принят и утвержден решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 4/2 от 25.11.2009 года. Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/16 от 30.12.2010 года и решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 3/15 от 29.12.2010 года в бюджеты района и городского поселения внесены изменения согласно которых размер средств, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, переданных по Соглашению увеличен до 76935000 рублей. При этом, размер (объем) субвенции по организации транспортного обслуживания, подлежащей перечислению городским поселением в бюджет района установлен в размере 51949000 рублей (приложение 3 к решению Совета депутатов ГПШ № 3/16 от 30.12.2010 года л.д.70). По делу установлено, что в течение 2010 года городским поселением за организацию транспортного обслуживания в бюджет района перечислено 23386000 рублей. Оставшаяся сумма от установленного объема субвенции составляющая 28563000 рублей городским поселением не перечислена. Суд считает необходимым отметить, что на момент заключения Соглашения (23.11.2009 года) часть 4 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержала в себе понятие «субвенции»; Федеральным законом № 283 от 28 ноября 2009 года в неё внесены изменения, согласно которых слово "субвенций" заменено "межбюджетные трансферты". Отношения, содержащиеся в Соглашении по поводу предоставления субвенций являются бюджетными, поскольку субвенции (межбюджетные трансферты) понимаются как средства, предоставляемые бюджету на осуществление определенных целевых расходов передаваемых публичных функций. Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - Кодекс) определено, что межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. При этом, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских поселений (ст. 10 БК РФ). Согласно ст. 142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Статьей 142.3 БК РФ предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Частью 4 ст. 142.3 БК РФ предусмотрено, что в случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. Приказом Министерства финансов РФ N 97н от 31 октября 2007 года утверждены Общие требования к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов (далее - Требования). Пунктом 3 Требований предусмотрено, что в случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района руководитель финансового органа муниципального района принимает решение о взыскании межбюджетных субсидий за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет. В случае принятия решения о взыскании в бюджет муниципального района межбюджетной субсидии в случае невыполнения органом местного самоуправления поселения обязательства по ее перечислению в бюджет муниципального района (далее - взыскание межбюджетной субсидии) финансовый орган муниципального района уведомляет территориальный орган Федерального казначейства о принятом решении (п.4 Требования). Территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после получения от финансового органа муниципального района решения о взыскании межбюджетной субсидии осуществляет взыскание межбюджетной субсидии в бюджет муниципального района - за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет соответствующего поселения, но не более 30% от указанных поступлений за текущий операционный день. В случае недостаточности поступлений от соответствующих налогов и сборов, указанных в настоящем пункте, в текущем операционном дне, взыскание межбюджетной субсидии осуществляется в последующие дни в соответствии с настоящими Требованиями. Таким образом, указанным Требованиями предусмотрен механизм взыскания межбюджетных субсидий во внесудебном порядке через территориальный орган Федерального казначейства. Следовательно, решение вопроса о взыскании межбюджетных субсидий не требует для себя судебного вмешательства, а поэтому не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешается в ином порядке. Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. На основании изложенного, руководствуясь ч.4 ст. 152, ст. 220, 224-225 ГПК РФ, суд определил: Производство по делу по иску муниципального образования «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области к муниципальному образованию «Городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области» о взыскании задолженности по межбюджетной субсидии - прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней. Судья Ю.С.Давыдова