Дело 2- 1521 -11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ г. Шатура Резолютивная часть решения вынесена и оглашена ДД.ММ.ГГГГ Шатурский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Богатковой З.Г., с участием представителя истца Китаева В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Государственного учреждения - Московского областного регионального Фонда социального страхования РФ по доверенности Салтиновой Е.Н. при секретаре судебного заседания Волковой О. В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кацала ФИО8 к Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости эндопротеза сустава верхней конечности. установил: Истец обратился в суд к ответчику с вышеуказанным иском мотивируя требования тем, что он принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ. После освидетельствования во ВТЭК с ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности с потерей трудоспособности 80% по основанию: « Увечье связано с аварией на ЧАЭС». На основании п.1 ст.14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № ему гарантируется «бесплатное оказание медицинской помощи( в стационаре и амбулаторно).., а также получение страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан РФ со специальной базой программой с отнесением разницы расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ на федеральный бюджет». В связи с обследованием и лечением в медицинских учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ годах, по заключению лечащих врачей Шатурской ЦРБ, МОНИК и заключению главного травматолога МОНИКИ ему была показана операция: эндопротезирование межфалангового сустава сцепленным эндопротезом, при условии приобретения эндопротеза самостоятельного или через ФСС. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ МОРО ФСС РФ по обеспечению его эндопротезом, с учетом его социального статуса и гарантий предоставленных ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно медицинских справок, заключений выданных лечащими врачами, соответствующего удостоверения инвалида чернобыльца, справок ВТЭК об инвалидности, страхового полиса и др. документов. ГУ МОРО ФСС РФ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Л, не приняв во внимание вышеуказанные документы, потребовал предоставить индивидуальную программу реабилитации с указанием нуждаемости в средстве реабилитации- эндопротеза межфалангового сустава. Он дополнительно прошел медицинское обследование и по заключению комиссии МУЗ « Шатурская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ признан по состоянию здоровья нуждающимся в эндопротезирование межфаланогового сустава сцепленным эндопротезом. По заключению главного врача травматолога МЗ МО МОНИКИ госпитализация по оперативному лечению была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, поэтому ДД.ММ.ГГГГ он вынужден был на личные денежные средства приобрести эндопротез за <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении в отделении травматологии ГУ МОНИКИ, где ДД.ММ.ГГГГ была выполнена операция: эндопротезирование проксимального межфалангового сустава 3 пальца левой руки, с использованием приобретенного им эндопротеза. С учетом гарантированного ему законодательством бесплатного оказания медицинской помощи, считает отказ ответчика в приобретении и предоставлении эндопротеза, в связи с отсутствием индивидуальной программы реабилитации неправомерным. Просит взыскать с ответчика возмещение расходов стоимости эндопротеза сустава верхней конечности в размере <данные изъяты> счет бюджета РФ. В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Китаев В.В. поддержали требования по доводам изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Представитель истца Китаев В.В. дополнительно пояснил суду, что его доверитель является инвалидом получившим увечье, при исполнении обязанностей военнослужащего, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС и как инвалид - чернобылец в силу ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи и лечения, операции, эндопротезирование. Оказание медицинской помощи в виде протезирования гарантировано истцу федеральным законом, отсутствие индивидуальной программы реабилитации, при наличии показаний, влечет за собой односторонний отказ государства от принятых на себя обязательств, что является неправомерным. Понесенные истцом расходы подтверждены документально: товарным, кассовым чеком и сертификатом на протез. Представитель ответчика по доверенности Салтинова Е.Н. просила отказать истцу в иске по основанию что тот не предоставил индивидуальную программу реабилитации с указанием нуждаемости в приобретенном эндопротезе, а также начиная с ДД.ММ.ГГГГ средства по реабилитации инвалидов в Московской области перечисляются в Министерство социальной защиты населения <адрес> и они не осуществляют выплаты по указанным истцом расходам. В соответствии со ст. 10 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компетенцию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Если предусмотренное указанной программой техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду. Истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ было рекомендовано обратиться в филиал № регионального фонда социального страхования РФ, имея при себе индивидуальную программу реабилитации с указанием нуждаемости в средстве реабилитации и паспорт. Истец после получения ответа не использовал свое право, не обратился в ГУ -МОРО ФСС России филиал № с приложенными документами( индивидуальной программой реабилитации и паспортом), что можно расценивать, как отказ от обеспечения техническим средством. Согласно п.7 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № отказ инвалида от обеспечения техническими средствами не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства. Кроме того согласно Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № « О заключении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению, при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» переданы Правительству Московской области часть полномочий РФ по обеспечению имеющих место жительства в Московской области: лиц признанных инвалидами и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория « ребенок- инвалид» в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, техническими средствами реабилитации, услугами, включенными в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пункту 1.4 Порядка обеспечения инвалидов, имеющих место жительства в Московской области, техническими средствами реабилитации и услугами, а также отдельных категорий граждан из числа ветеранов, имеющих место жительство в Московской области, протезами и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ меры социальной защиты гражданам по заявлениям не реализованным до ДД.ММ.ГГГГ( в том числе компенсация произведенных расходов) предоставляются Министерством социальной защиты населения Московской области. Просит отказать истцу в иске. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Кацал Н.М. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.( л.д.5) Истцу ДД.ММ.ГГГГ установлена 2 группа инвалидности и 80% утраты профессиональной трудоспособности, причина инвалидности и утраты трудоспособности: увечье связано с аварией на ЧАЭС. ДД.ММ.ГГГГ после переосвидетельствования истца была подтверждена 2 группа инвалидности и 100% утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно.( л.д. 6) В связи с обследованием и лечением в медицинских учреждениях в ДД.ММ.ГГГГ годах, по заключению лечащих врачей Шатурской ЦРБ, МОНИК и заключению главного травматолога МОНИКИ ему показана операция - эндопротезирование межфалангового сустава сцепленным эндопротезом, при условии самостоятельного (или через ФСС) приобретения эндопротеза.( л.д8-10) В связи с этим истец обратился к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением по обеспечению эндопротезом, согласно медицинских заключений, соответствующего удостоверения инвалида-чернобыльца, страхового полиса. Протез истцу не был предоставлен.( л.д. 7). По заключению Центральной врачебной комиссии МУЗ «Шатурская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, истец был обследован и признан по состоянию здоровья нуждающимся в эндопротезирование межфалангового сустава сцепленны Из заключения главного травматолога Минздрава Московской области МОНИКИ следует, что госпитализация истца по оперативному лечению была назначена на ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 9) ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел эндопротезы на личные средства в размере <данные изъяты> руб. что подтверждается товарным и кассовым чеками на приобретение эндопротеза сустава верхней конечности и сертификата соответствия.( л.д.12-14). С ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении в Отделении травматологии и ортопедии ГУ МОНИКИ, ДД.ММ.ГГГГ выполнена операции №: Эндопротезирование проксимального межфалангового сустава 3 пальца левой кисти. Установлены имплантаты. ( л.д.11). Ссылки представителя ответчика, что истец не имеет право на возмещение расходов, в связи с приобретением эндопротеза, из-за отсутствия у истца индивидуальной программы реабилитации и что они не являются надлежащими ответчиками, так как начиная с ДД.ММ.ГГГГ средства по реабилитации инвалидов в Московской области перечисляются в Министерство социальной, суд считает неправомерными по следующим основаниям. В Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части третьей ст.3 закреплен механизм социальной защиты граждан, пострадавших в связи с чернобыльской катастрофой,согласно которому гражданину, имеющему право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по данному Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Это правило направлено на обеспечение гражданам, пострадавшим от воздействия радиации, наиболее выгодных условий возмещения причиненного вреда. Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2). Повышенные правовые гарантии в этих случаях реализуют принципы правового регулирования трудовых отношений, закрепленные в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации: обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на обязательное социальное страхование работников. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, которое предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (подпункт 2 пункта 1 статьи 8). Данный Федеральный закон, содержащий специальное правовое регулирование, учитывающее специфику обстоятельств причинения вреда работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с ним (пункт 2 статьи 1). Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав. Признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 ГК Российской Федерации и статья 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей"). Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 г. N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил). Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Федеральным Законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов:» статьями 4, 5 установлено, что финансовое обеспечение выплаты пособий по обязательному социальному страхованию и финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе и протезно-ортопедических изделий, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" осуществляется Фондом из федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда. Согласно ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Статьей 5 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что предусмотренные названным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение названного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 542 были утверждены Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Согласно пункта 2 указанных выше Правил, финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерству финансов Российской Федерации. Таким образом, Российская Федерация, установив Законом гарантии и льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что истец понес убытки, которые подлежат возмещению Российской Федерации, как публично-правового образования, за счет казны Российской Федерации на основании ст. ст. 15, 1069, 1071 ГК РФ. Ссылки представителя ответчика на то, что с 1 января 2011г изменен порядок возмещения расходов суд считает не обоснованными, поскольку передача Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в соответствии с п.1.1 Постановлением Правительства Московской области от 20.10. 10 № 913/48 предусматривает обеспечение мерами социальной поддержки лиц признанными инвалидами, за исключением лиц, признанными инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации. Истец Кацал В.Н. является инвалидом, получившим увечье, при исполнение обязанностей военнослужащего, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС и меры социальной защиты данной категории предусмотрены Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Статьей 5 указанного Закона установлено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд решил: Иск Кацала Н.М. к Государственному учреждению- Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возмещение расходов на приобретение эндопротеза удовлетворить. Взыскать с ГУ Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Кацала ФИО9 в возмещение расходов стоимости эндопротеза сустава верхней конечности в размере <данные изъяты>. за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10 дней, со дня его изготовления в окончательной форме. Судья Богаткова З.Г. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ Судья Богаткова З.Г.