РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Шатура Московской области резолютивная часть решения вынесена и оглашена 12 января 2012 года мотивированное решение изготовлено 17 января 2012 года Шатурский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Давыдовой Ю.С., при секретаре судебного заседания Волковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области к муниципальному образованию «Городское поселение Шатура Шатурского муниципального района» Московской области о взыскании задолженности по межбюджетной субсидии, у с т а н о в и л: Муниципальное образование «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области обратилось в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. 23.11.2009 года между муниципальным образованием Шатурский муниципальный район Московской области и муниципальным образованием городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области заключено Соглашение № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области (далее - Соглашение). Указанное Соглашение утверждено решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 12/2 от 25.11.2009 года и решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 5/38 от 27.11.2009 года. Соглашением, часть поселенческих полномочий в сфере коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и ряда иных полномочий передано району. Пунктом 3.1. Соглашения предусмотрено, что для реализации переданных полномочий городское поселение перечисляет району финансовые средства из бюджета городского поселения в размере 62313000 рублей ежеквартально равными частями. Сумма, подлежащая перечислению из бюджета городского поселения Шатура в бюджет Шатурского муниципального района, подлежит корректировке путем утверждения соответствующего решения и внесении изменений в решение о бюджете представительными органами поселения и муниципального района. Бюджет городского поселения Шатура на 2010 год был принят и утвержден решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/38 от 27.11.2009 года, а бюджет Шатурского муниципального района на 2010 года был принят и утвержден решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 4/2 от 25.11.2009 года. Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/16 от 30.12.2010 года и решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 3/15 от 29.12.2010 года в бюджеты района и городского поселения внесены изменения согласно которых размер средств, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, переданных по Соглашению увеличен до 76935000 рублей. При этом, объем субсидии по организации транспортного обслуживания, подлежащей перечислению городским поселением в бюджет района установлен в размере 51949000 рублей, который администрация городского поселения Шатура перечислила не в полном объеме. Оставшийся размер межбюджетной субсидии составляет 28563000 рублей, от перечисления которой необоснованно уклоняется. Просит взыскать с администрации городского поселения указанную задолженность по межбюджетной субсидии. Определением суда от 13 декабря 2011 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Московской области (л.д. 202-203). В судебном заседании представитель администрации Шатурского муниципального района Московской области по доверенности Лаврентьева Ю.В. исковые требования поддержала. Пояснила, что решениями представительных органов утверждено Соглашение, согласно которого для реализации переданных району полномочий городское поселение Шатура приняло на себя обязательство финансировать, то есть перечислять в бюджет района финансовые средства из бюджета городского поселения. Финансирование по исполнению ряда иных переданных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения исполнило полностью, а финансирование по исполнению полномочий по организации транспортного обслуживания исполнило ненадлежащим образом. Вместо установленного размера финансирования в сумме 51949000 рублей, перечислило лишь 23386000 рублей. Оставшийся размер финансирования в сумме 28563000 рублей перечислять отказывается. Считает уклонение от исполнения обязательств по финансированию неправомерным и просит иск удовлетворить. Представители администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области по доверенности Денисов М.В., Парвицкий С.А., возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела отзыве. Указали, что установленный в Соглашении размер финансирования по организации транспортного обслуживания в сумме 51949000 рублей является необоснованно завышенным и не подтверждающийся никакими расчетами. В течении 2010 года администрацией городского поселения за организацию транспортного обслуживания в бюджет района было перечислено 23386000 рублей, что является достаточным для покрытия убытков транспортной организации на маршрутах. Спорные правоотношения вытекают не из гражданских, а из бюджетных правоотношений, которые в судебном порядке не рассматриваются. По указанным основаниям просят в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Московской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. О причинах не явки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ его не явка не является препятствием к рассмотрению дела. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему. Согласно ч.4 ст. 15 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. По смыслу ч.3 ст. 34 Закона орган, уполномоченный заключать соглашения, определяется уставом муниципального образования, которым может быть как представительный орган, так и глава муниципального образования или местная администрация. Частью 4 ст. 11 Устава городского поселения Шатура предусмотрено право органа местного самоуправления городского поселения Шатура заключать соглашения с органом местного самоуправления Шатурского муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета городского поселения Шатура в бюджет муниципального района. 23 ноября 2009 года между городским поселением Шатура Шатурского муниципального района в лице главы городского поселения Филимонова А.В. и Шатурским муниципальным районом в лице главы Шатурского муниципального района Келлера А.Д. заключено Соглашение № 8-17-67/09 согласно п.1.2. которого, часть поселенческих полномочий в сфере формирования и исполнения бюджета, организации мероприятий с распоряжением имущества, коммунального хозяйства, строительства, гражданской обороны, вопросов землепользования и застройки, содержания аварийно-спасательных служб, предоставления услуг транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, содействия развития сельскохозяйственного производства и малого предпринимательства, работы детьми и молодежью передано району. Указанное соглашение утверждено решениями советов депутатов Шатурского муниципального района и городского поселения Шатура № 12/2 от 25.11.2009 года и № 5/38 от 27.11.2009 года соответственно. Пунктом п.5.1. Соглашения предусмотрено, что субвенции, необходимые для осуществления передаваемых полномочий, предоставляются из бюджета поселения в бюджет муниципального района и предусматриваются в соответствующем решении представительного органа местного самоуправления о бюджете поселения. При этом, суд считает необходимым отметить, что на момент заключения Соглашения (23.11.2009 года) часть 4 статьи 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержала в себе понятие «субвенции»; Федеральным законом № 283 от 28 ноября 2009 года в неё внесены изменения, согласно которых слово "субвенций" заменено на "межбюджетные трансферты". Пунктом 3.1. Соглашения предусмотрено, что для реализации переданных полномочий городское поселение перечисляет району финансовые средства из бюджета городского поселения в размере 62313000 рублей ежеквартально равными частями. Сумма, подлежащая перечислению из бюджета городского поселения Шатура в бюджет Шатурского муниципального района подлежит корректировке путем утверждения соответствующего решения и внесении изменений в решение о бюджете представительными органами поселения и муниципального района. Бюджет городского поселения Шатура на 2010 год был принят и утвержден решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/38 от 27.11.2009 года. В нем же (приложение 8) были предусмотрены субвенции бюджету Шатурского муниципального района на финансирование расходов, связанных с передачей органами местного самоуправления Шатурского муниципального района осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения Шатура по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура на 2010 год на сумму 62313 тыс.рублей. Бюджет Шатурского муниципального района на 2010 года был принят и утвержден решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 4/2 от 25.11.2009 года. Решением Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/16 от 30.12.2010 года и решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 3/15 от 29.12.2010 года в бюджеты района и городского поселения внесены изменения согласно которых размер средств, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, переданных по Соглашению увеличен до 76935000 рублей. При этом, размер (объем) субвенции по организации транспортного обслуживания, подлежащей перечислению городским поселением в бюджет района установлен в размере 51949000 рублей (приложение 3 к решению Совета депутатов ГПШ № 3/16 от 30.12.2010 года л.д.70). По делу установлено, что в течение 2010 года городским поселением за организацию транспортного обслуживания в бюджет района перечислено 23386000 рублей. Оставшаяся сумма от установленного объема субвенции составляющая 28563000 рублей городским поселением не перечислена. В обоснование возражений ответчик ссылается на необоснованность указанной суммы, считая её размер чрезмерно завышенным. Однако, согласиться с правомерностью указанных доводов, суд не может по следующим основаниям. В ходе рассмотрения спора установлено, что законность Соглашения № 8-17-67/09 о передаче органам местного самоуправления Шатурского муниципального района Московской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области проверялась судом, о чем имеется вступившее в законную силу (определением Судебной коллегии по гражданским делам МОС от 10.08.2010 года) решение Шатурского городского суда от 08.07.2010 года об отказе в удовлетворении требований администрации городского поселения Шатура о признании указанного соглашения не законным. Таким образом, в силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ решение Шатурского городского суда 08.07.2010 года имеет для настоящего спора преюдициальное значение, поскольку обстоятельства установленные данным решением не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего спора, в котором участвуют те же лица. Решение Совета депутатов городского поселения Шатура № 3/16 от 30.12.2010 года, а так же решение Совета депутатов Шатурского муниципального района № 3/15 от 29.12.2010 года, которыми внесены изменения в бюджеты района и городского поселения об увеличении до 76935000 рублей финансовых средств, подлежащих перечислению из бюджета поселения в бюджет района на осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, переданных по Соглашению,- сторонами не оспаривались и никем (ни представительным органом, принявшим их, ни судом) не отменялись. Из изложенного выше следует, что заключение Соглашения, послужившего основанием для предъявления настоящего иска, прямо предусмотрено действующим законодательством. Указанным Соглашением предусмотрена передача для осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения средств межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования "городское поселение Шатура Шатурского р-на Московской области" в бюджет истца в соответствии с БК РФ. Исходя из определений и терминов, применяемых в Бюджетном кодексе Российской Федерации и данных в статье 6 Кодекса, предметом настоящего спора о взыскании не перечисленных в бюджет муниципального района денежных средств из бюджета поселения, входящего в состав муниципального района, является по существу требование о предоставлении межбюджетных трансфертов: предоставление средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Статьей 28 БК РФ определен перечень принципов бюджетной системы, который носит регулирующий характер. Статьей 29 БК РФ определен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В силу ст. 30 БК РФ принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. Ответчик, основываясь на положениях Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 31 БК РФ, реализовал право предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов, перечень которых носит открытый характер согласно ст. 142 БК РФ. В силу ст. 142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений. Исходя из системного толкования положении норм ст.ст. 6, 28- 38.2 БК РФ, ст. 142-142.5 БК РФ при нарушении соглашения, заключенного между муниципальными образованиями о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного самоуправления предусматривается, в силу прямого указания закона, перечисление сумм межбюджетных трансфертов из бюджета поселений в бюджет муниципального района. Последний вправе реализовать судебный порядок зашиты прав муниципального образования и требовать неполученных сумм межбюджетных трансфертов. В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что возникшие с истцом правоотношения не подлежат рассмотрению в судебном порядке не основаны на законе. Статьей 46, 47 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита. Никто не может быть лишен права на рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Как следует из дела, истец обращался с аналогичным иском к ответчику в Арбитражный суд Московской области, которым производство по делу было прекращено в связи с его подведомственностью суду общей юрисдикции по причине отсутствия в споре экономической сущности, о чем принято соответствующее определение от 13.05.2011 года, которое сторонами не обжаловалось в вышестоящих судебных инстанциях, и, таким образом, вступившее в законную силу (л.д.9-11). Юрисдикционные параметры полномочий различных судов судебной системы не должны препятствовать участникам разбирательства в использовании доступного средства правовой защиты, поскольку они призваны обеспечивать надлежащее отправление правосудия. Отказ на доступ к суду и правосудию не допускается (ст. 3 ГПК РФ). Поскольку факт не исполнения городским поселением обязательства по финансированию - перечислению средств на осуществление полномочий по организации транспортного обслуживания в сумме 28563000 рублей в бюджет района, нашел свое подтверждение собранными по делу доказательствами, а доказательств обратного, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление муниципального образования «Шатурский муниципальный район Московской области» в лице администрации Шатурского муниципального района Московской области к муниципальному образованию «Городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области» о взыскании задолженности по межбюджетному трансферту - удовлетворить. Взыскать с муниципального образования «Городское поселение Шатура Шатурского муниципального района Московской области» в пользу муниципального образования «Шатурский муниципальный район Московской области» невыплаченные финансовые средства в виде межбюджетного трансферта для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения поселения на организацию транспортного обслуживания за 2010 года в размере 28563000 (двадцать восемь миллионов пятьсот шестьдесят три тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде. Судья Ю.С.Давыдова