Решение по делу о признании права собственности в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 февраля 2012 года               г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,

при секретаре Осиповой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой ЕС к Гусеву АС, Гусеву ВС о признании права собственности в порядке наследования,

у с т а н о в и л :

Киселева Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец - ФИО, после смерти которого, открылось наследство состоящее из земельного участка с кадастровым номером площадью 3000 кв.м. с разрешенным видом использования ведение личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> расположенного на нем жилого дома № ; а так же земельной доли в праве общей долевой собственности членов АОЗТ «Коробово» площадью 5,14 га. Другими наследниками по закону к имуществу отца являются её родные братья - ответчики по иску Гусев А.С. и Гусев В.С. Никто из наследников в срок, установленный законом с заявлением к нотариусу о принятии наследства не обращался. Она же фактически вступила во владение и управление наследственным имуществом. В настоящий момент у неё возникла необходимость зарегистрировать право собственности на приусадебный земельный участок, жилой дом и земельную долю. По указанным основаниям просит признать за ней право собственности на указанные земельный участок, жилой дом и земельную долю как за наследником по закону после смерти отца.

В судебном заседании истец Киселева Е.С. исковые требования поддержала, указала, что со дня смерти отца проживала в доме, ухаживала за приусадебным участком, платила налоги. Земельная доля принадлежащая отцу в АОЗТ «Коробово» до настоящего времени на местности (в натуре) не выделена, границы не определены. Как таковой земельной долей, отец при жизни не владел, поскольку ему был выделен только земельный пай, которым он не распорядился каким-либо способом.

Ответчики Гусев А.С. и Гусев В.С. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Своего отношения к исковым требованиям не высказали, возражений по существу спора в суд не направили.

С учетом положений ч.3 ст. 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 68 ГК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, обосновав решение объяснениями истца и имеющимися в деле доказательствами.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО, после смерти которого, открылось наследство, состоящее из земельного участка с кадастровым номером площадью 3000 кв.м. с разрешенным видом использования ведение личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> расположенного на нем жилого дома .

Земельный участок с кадастровым номером площадью 3000 кв.м. по адресу: <адрес> принадлежал наследодателю на основании постановления главы администрации Дмитровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю серии выданного ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Дмитровского сельсовета (л.д.11).

Жилой дом <адрес> принадлежал наследодателю на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом Орехово-Зуевского МБТИ на основании решения исполкома Шатурского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ .

Со дня смерти ФИО - с ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство к его имуществу.

С 1 марта 2002 года Федеральным Законом от 26.11.2002 года № 147-ФЗ введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации «Наследственное право».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.11.2002 года № 147-ФЗ «О введение в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» положения раздела V «Наследственное право» Гражданского кодекса РФ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Таким образом, оценка наследственных прав должна производиться с учетом законодательства, действовавшего на момент смерти ФИО, а именно с применением норм Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.

Согласно ст. 530, 532 ГК РСФСР наследниками по закону являются в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя.

Как видно из дела истец Киселева Е.С. является дочерью наследодателя ФИО, а ответчики Гусев А.С. и Гусев В.С. - сыновьями.

Следовательно, стороны, участвующие в деле, являются наследниками по закону первой очереди к имуществу ФИО.

Статьей 546 ГК РСФСР предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Согласно справки нотариуса Шатурского нотариального округа Крюковой Г.И. от 22.12.2011 года, наследственное дело к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО не заводилось.

Из дела следует, что ответчики Гусев А.С. и Гусев В.С. ДД.ММ.ГГГГ отказались от наследства, подав соответствующее заявление, удостоверенное нотариусом Шатурского нотариального округа Дорофеевой И.М.

Истцом указано, что после смерти отца она фактически вступила во владение и управление наследственным имуществом. Доказательств обратного суду не представлено. Иных наследников первой очереди, претендующих на имущество умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО, судом не установлено.

Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, суд считает установленным, что Киселева Е.С. фактически приняла наследство после смерти своего отца, вступив во владение и управление наследственным имуществом.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что к истице, как к наследнице после смерти ФИО переходит право на земельный участок с кадастровым номером площадью 3000 кв.м. и жилой дом расположенные по адресу: <адрес>

Разрешая требования истца о признании за ней права собственности на земельную долю площадью 5.14 га в АОЗТ «Коробово», судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы администрации Шатурского района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО выдано свидетельство о праве общей долевой собственности на земли АО «Коробово» земельную долю площадью 5,14 га (л.д.13)

Во исполнение Постановлений Правительства РФ N 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и N 708 от 4 сентября 1992 года члены реорганизуемых хозяйств наделялись имущественными и земельными паями (долями), которыми они обязаны были распорядиться одним из следующих способов: получить на сумму пая землю и средства производства с целью создания крестьянского хозяйства; передать пай в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передать пай в качестве вступительного взноса в кооператив; продать пай другим работникам хозяйства или хозяйству.

Согласно п. 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями одобренных постановлением Правительства РФ № 96 от 01.02.1995 года «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и иущественных паев» при внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации этой организации как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности на земельный участок. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставной капитал указанной организации, теряет юридическую силу.

Как установлено судом, в списках учредителей АОЗТ «Коробовское» ФИО отсутствует. Следовательно, в уставной капитал этого общества, земельная доля ФИО не вносилась.

Истцом не оспаривалось то обстоятельство, что земельная доля на местности до настоящего времени не выделена, границы не определены, при жизни наследодатель ФИО земельный участок не обрабатывал, земельной долей, как таковой не владел, ему был выделен только земельный пай, которым он не распорядился каким-либо иным способом.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковы6е требования истца о признании за ней права собственности на земельную долю площадью 5.14 га в АОЗТ «Коробово» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Киселевой ЕС удовлетворить частично.

Признать за Киселевой ЕС право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью 3000 кв.м. по адресу: <адрес>;

Признать за Киселевой ЕС право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельную долю площадью 5.14 га в АОЗТ «Коробово» - отказать.

Вступившее в законную силу решение суда в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для государственной регистрации прав на вышеуказанное недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца.

Судья                             Ю.С. Давыдова