Дело № 2-940/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ Шатурский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Жигаревой Е.А., с участием помощника Шатурского городского прокурора ФИО4, представителя ответчика ООО «ЭХ Спартак» ФИО1, при секретаре судебного заседания Былинкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» о возложении обязанности по приведению деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» о возложении обязанности по приведению деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства, указывая, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка ООО «ЭХ «Спартак» как организации, осуществляющей самовольную добычу пресных подземных вод без разрешения (лицензии) на право пользования недрами. В ходе проверки установлено, что ООО «ЭХ «Спартак» расположено по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности - молочное животноводство в сочетании с растениеводством. Указанная деятельность осуществляется на двух сельскохозяйственных фермах, расположенных в <адрес> и <адрес>. Кроме того, ООО «ЭХ «Спартак» эксплуатирует силосные ямы, расположенные в населенных пунктах <адрес> <адрес>. Водоснабжения предприятия осуществляется от трех собственных артезианских скважин. Деятельность указанного юридического лица не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о недрах и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством. В нарушение Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, Федерального закона «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1, требований СанПиН 2.1.4.1110-02, Положения о порядке лицензирования пользования недрами ООО «ЭХ «Спартак» в настоящее время в ходе своей деятельности осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами, а также в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин. В ходе проверки также установлено, что в результате деятельности предприятия образуются различные отходы производства и потребления, в том числе: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, навоз от крупного рогатого скота перепревший. ЦУ Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья предприятием не произведено, соответствующий технический отчет не подан, в связи с чем, срок действия данного документа в настоящее время истек. В нарушение Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «ЭХ «Спартак» осуществляет деятельность в отсутствие установленного и согласованного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ЭХ «Спартак» ФИО3 - возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3, ч. 1 ст. 7.3, ст. 8.2 КоАП РФ. Факт совершения правонарушений и вину представитель ФИО3 полностью признал. Кроме того, генеральному директору ООО «ЭХ «Спартак» прокурором вынесено представление с требованием устранения правонарушений. Учитывая, что ответчиком до настоящего времени не получены документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианской скважины, а также не разработаны проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для данных скважин и не получены положительные санитарно-эпидемиологические заключения на данные проекты, просит суд возложить на ответчика обязанность по приведению деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства. В судебном заседании помощник Шатурского городского прокурора ФИО4, действующая на основании доверенности от Межрайонного природоохранного прокурора Московской области (л.д. 46), исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, конкретизировав их в части установления шестимесячного срока для подачи в Департамент по недропользованию по ЦФО пакета документов с целью получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин. Представитель ответчика ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» ФИО1 (доверенность л.д. 47) в судебном заседании против исковых требований не возражал. Дополнительно пояснил, что представление прокурора до настоящего времени не исполнено, по причине длительности процесса по устранению указанных нарушений. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему. ООО «ЭХ «Спартак» расположено по адресу: <адрес>. Основной вид деятельности - молочное животноводство в сочетании с растениеводством. Указанная деятельность осуществляется на двух сельскохозяйственных фермах, расположенных в <адрес> и <адрес>, в ходе деятельности эксплуатируются силосные ямы, расположенные в населенных пунктах <адрес>, <адрес>. Водоснабжение предприятия осуществляется от трех собственных артезианских скважин (свидетельства о государственной регистрации права - л.д. 23, 24, 25, 26). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно п. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Согласно п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. В силу ст. 11 Федерального закона от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также тестовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с п. 14.1 Положения о порядке лицензирования право пользования недрами, введенным в действие Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии. Согласно п. 1.1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 12.09.2002 г. № 575 «Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензии на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности», лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами. Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка указанного предприятия, в ходе которой установлено пользование ООО «ЭХ «Спартак» недрами для добычи подземных вод из вышеуказанных артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, в отсутствие разработанных проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для данных скважин, а также положительных санитарно-эпидемиологических заключений на данные проекты. ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ЭХ «Спартак» ФИО3 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ст. 6.3 КоАП РФ (л.д. 30-32, 33-35). В ходе прокурорской проверки также установлено, что в результате деятельности предприятия ООО «ЭХ «Спартак» образуются различные отходы производства и потребления, в том числе: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; навоз от крупного рогатого скота перепревший. <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭХ «Спартак» выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 27-29). Ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья предприятием не произведено, соответствующий технический отчет не подан, в связи с чем, срок действия данного документа истек. Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - генерального директора ООО «ЭХ «Спартак» ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 36-38). ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным природоохранным прокурором Московской области генеральному директору ООО «ЭХ «Спартак» ФИО3 вынесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений (л.д. 39). Представитель ответчика ООО «ЭХ «Спартак» согласился с вышеуказанными нарушениями, возражений не представил. Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях не обжаловались. Представление прокурора до настоящего времени не исполнено в связи с необходимостью для этого более длительного срока. Таким образом, суд считает установленным, что ООО «ЭХ «Спартак» в ходе своей деятельности, в нарушение норм природоохранного законодательства, осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин в отсутствие лицензии на право пользования недрами, в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для указанных скважин, в отсутствие установленного и согласованного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, деятельность предприятия ООО «ЭХ «Спартак» нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» привести свою деятельность в соответствие с требованиями действующего природоохранного законодательства. Обязать ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу подать в Департамент по недропользованию по ЦФО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», пакет документов с целью получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод из артезианских скважин. Обязать ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников водоснабжения для эксплуатируемых артезианских скважин, и в срок не позднее 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу представить проекты в органы Роспотребнадзора по Московской области с целью получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на указанные проекты. Обязать ООО «Экологическое хозяйство «Спартак» в срок не позднее 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу подать в Департамент Росприроднадзора по ЦФО в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пакет необходимых документов с целью получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Е.А. Жигарева