приговор по ч.1 ст.292 УК РФ



Дело № 1-40/10

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

с. Шатрово «24» декабря 2010 года

Шатровский районный суд Курганской области

в составе: председательствующего – судьи Ермохина А.Н.,

с участием государственных обвинителей прокуратуры Шатровского района Курганской области – прокурора Кузнецова А.И., заместителей прокурора Логиновских Т.Л., Денисенко Д.В.,

подсудимого Безгодова ... ...,

защитника адвоката Кривошеина Ю.А.,

представившего удостоверение № 0121 и ордер № 075165,

потерпевших ФИО2, ФИО11, ФИО1,

при секретарях Безгодовой С.А., Загвоздиной Л.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Безгодова ... ..., родившегося ... года в с. ... Шатровского района Курганской области, гражданина РФ, имеющего начальное профессиональное образование, состоящего в браке, пенсионера, невоеннообязанного, проживающего в с. ... по ул. ..., Шатровского района Курганской области, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В июне 2009 года Безгодов С.Ю., являясь должностным лицом, действуя из личной заинтересованности, умышленно внес в официальные документы заведомо ложные сведения при следующих обстоятельствах.

Безгодов С.Ю., назначенный на должность старшего участкового уполномоченного милиции ОВД по Шатровскому району приказом начальника УВД по Курганской области № Номер обезличен от ... года, являлся должностным лицом правоохранительного органа, то есть представителем власти, наделенным в соответствии со ст. 9, п. 7 ст. 10, п. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 года и ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанностью выявлять, предупреждать и пресекать административные правона­рушения и осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях. В соответствии с должностной инструкцией он обязан был руководствоваться правовыми актами Российской Федерации, актами местных органов власти и управления, нормативными актами МВД РФ, УВД, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению.

Безгодов С.Ю., действуя умышленно, из личной заинтересованности, выразившейся в желании повысить показатели своей служебной деятельности по проведению профилактической работы и выявлению административных правонарушений на вверенном ему участке, в который входят населенные пункты Ожогинской и Изъедугинской сельских администраций Шатровского района Курганской области, решил составить подложные протоколы об административных правонарушениях в отношении граждан о совершении ими правонарушений, предусмотренных статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – проживание гражданина Российской Федерации без регистрации.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на составление подложных официальных документов, удостоверяющих юридически значимое событие – совершение административного правонарушения, Безгодов С.Ю., 22 июня 2009 года, на вверенном ему участке, в который входят населенные пункты Ожогинской и Изъедугинской сельских администраций, расположенных на территории Шатровского района Курганской области, составил подложный протокол об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. В указанный протокол, фактически не посещая ФИО1 и не выявляя правонарушение, внес заведомо ложные сведения о том, что 22 июня 2009 года в 10 часов выявлен граждан ФИО1, проживающий в с. Изъедугино Шатровского района без регистрации по месту жительства.

Он же, продолжая реализовывать свой преступный умысел, 23 июня 2009 года, на вверенном ему участке, в который входят населенные пункты Ожогинской и Изъедугинской сельских администраций, расположенных на территории Шатровского района Курганской области, составил подложный протокол об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года о совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. В указанный протокол, фактически не посещая ФИО2 и не выявляя правонарушение, внес заведомо ложные сведения о том, что 23 июня в 11 часов 10 минут выявлен гражданин ФИО2, проживающий в с. Ожогино Шатровского района без регистрации по месту жительства. На дату составления протокола ФИО2 был зарегистрирован в с. Ожогино Шатровского района Курганской области, однако проживал в Кетовском районе Курганской области.

Он же, продолжая реализовывать свой преступный умысел, 23 июня 2009 года, на вверенном ему участке, в который входят населенные пункты Ожогинской и Изъедугинской сельских администраций, расположенных на территории Шатровского района Курганской области, составил подложный протокол об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года о совершении ФИО11 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации без регистрации по месту пребывания или по месту жительства. В указанный протокол, фактически не посещая Финько А.В. и не выявляя правонарушение, внес заведомо ложные сведения о том, что 23 июня 2009 года в 12 часов выявлен гражданин ФИО11, проживающий в с. Ожогино Шатровского района без регистрации по месту жительства. На дату составления протокола ФИО11 был зарегистрирован в с. Ожогино Шатровского района Курганской области, однако проживал в г. Асбесте Свердловской области.

Подсудимый Безгодов С.Ю. виновным себя в совершении инкриминируемого преступления не признал полностью, на основании ст. 51 Конституции РФ от дачи показаний отказался.

Виновность подсудимого в совершении должностного преступления при установленных судом обстоятельствах подтверждается исследованными судом доказательствами: показаниями потерпевших и свидетелей, в том числе оглашенными в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, а также письменными материалами дела.

Потерпевший ФИО1 суду пояснил, что он зарегистрирован по ул. ... в с. Ожогино Шатровского района, в течение трех лет проживает в с. Изъедугино Шатровского района без регистрации. С подсудимым Безгодовым он неоднократно встречался, в том числе в июне 2009 года. Подсудимый знал, что он проживает без регистрации, говорил, что нужно зарегистрироваться. В милицию для рассмотрения протокола об административном правонарушении его не вызывали. В прокуратуре ему предъявляли документы, в которых подписи от его имени были выполнены не им. Считает, что действиями подсудимого его права нарушены не были.

Потерпевший ФИО2 суду пояснил, что он зарегистрирован в с. ... Шатровского района, однако с 2005 года там не проживает, приезжает в гости 1-2 раза в год. С марта 2009 года он постоянно проживает в Кетовском районе Курганской области, где временно зарегистрирован. В июне 2009 года он в с. Ожогино не приезжал, с подсудимым Безгодовым не встречался, копию протокола об административном правонарушении и постановления подсудимый ему не вручал, в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения дела его не вызывали. Считает, что действиями Безгодова его права нарушены не были.

В ходе предварительного следствия потерпевший ФИО2 пояснял (том 1,л.д. 102-103), что участковым Безгодовым С.Ю. были существенно нарушены его права, так как его привлекли к административной ответственности за то, что он не совершал.

Потерпевший ФИО2 указанные показания не подтвердил. Пояснил, что следователь сам сказал, что его права были нарушены и это записал в протоколе. В действительности подсудимый никакой вред ему не причинил. В предъявленных ему протоколе и постановлении подписи от его имени выполнены не им. Дополнительно пояснил, что до 17 июля 2009 года в регистрации у него не была указана улица и номер дома.

Потерпевший ФИО11 суду пояснил, что он зарегистрирован по ул. ... в с. Ожогино Шатровского района. До 22 июля 2009 года у него была регистрация без указания улицы и номера дома. С 2008 года он проживает в г. Асбесте Свердловской области, где имеет временную зарегистрацию. Летом 2009 года участковый уполномоченный милиции Безгодов протоколы об административных правонарушениях в отношении него не составлял, он протоколы е подписывал, в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения дела его не вызывали. Считает, что действиями Безгодова его права существенно нарушены не были. В протоколе об административном правонарушении и постановлении от Дата обезличена года подписи от его имени выполнены не им.

Свидетель ФИО10 суду пояснила, что потерпевшие ФИО11 являются её сыновьями. Она проживает по ул. ... в с. Ожогино Шатровского района. ФИО2 и ФИО11 тоже зарегистрированы по указанному адресу, однако с 2005 года в с. Ожогино не проживают. До введения адресного хозяйства у неё и сыновей регистрация была в с. Ожогино без указания улицы. В период с мая по июль 2009 года подсудимый Безгодов к ней домой не приходил. Сыновья приезжали только в начале сентября 2009 года. В 2009 году Безгодов неоднократно приходил к ней по своей работе, говорил, что сыновьям необходимо зарегистрироваться в соответствии с новым адресом. Весной 2010 года сыновей вызывали в прокуратуру. Ей сообщили, что в отношении её сыновей были составлены протоколы об административных правонарушениях за проживание без регистрации, но фактически была обратная ситуация.

Свидетель ФИО8 суду пояснил, что с 2008 года он постоянно проживает без регистрации по ул. ... в с. Ожогино Шатровского района, сожительствует с ФИО9 В 2009 году участковый Безгодов неоднократно составлял в отношении него протоколы об административных правонарушениях за проживание без регистрации. Он расписывался в протоколах. Безгодов разъяснял ему права. Один раз, летом 2009 года, он попросил сожительницу расписаться за него в протоколе, так как после работы у него были грязные руки и он был в нетрезвом состоянии.

Свидетель ФИО9 суду пояснила, что она является дочерью потерпевшего ФИО1, сожительствует с ФИО8 в с. Ожогино Шатровского района. В 2009 году подсудимый Безгодов неоднократно приходил к ним, составляя протоколы об административных правонарушениях, так как ФИО8 проживал без регистрации. В мае или июне 2009 года Безгодов составил протокол в отношении ФИО8, разъяснил права, вручил копию протокола. Поскольку ФИО8 после работы был грязный и в нетрезвом состоянии, то попросил её расписаться в протоколе от имени ФИО8.

В ходе предварительного следствия свидетель ФИО9 поясняла (том 1,л.д. 127-128), что 23 июня 2009 года к ней домой приходил участковый Безгодов, проверял паспортный режим. Безгодов составил в отношении неё протокол об административном правонарушении, так как у неё без регистрации проживал ФИО8, а также в отношении ФИО8, за которого она расписалась, так как тот был на работе. Также она расписалась в составленных Безгодовым постановлениях.

Свидетель ФИО9 указанные показания не подтвердила, пояснила, что подсудимый неоднократно к ним приходил, иногда составлял протоколы без ФИО8, но забирал их с собой и приходил позже. В этот раз ФИО8 был, но находился в нетрезвом состоянии. Документ под названием постановление она не знает.

Свидетель ФИО7 суду пояснил, что в период с августа 2008 года по июнь 2010 года он работал в должности начальника отделения участковых уполномоченных милиции ОВД по Шатровскому району. Работа службы участковых уполномоченных милиции оценивалась в соответствии с приказом МВД РФ № 650. Основными критериями оценки являются профилактика и раскрытие преступлений. Административная практика службы никак не оценивалась, планы и прогнозы по выявлению административных правонарушений не составлялись. При выявлении правонарушений участковые обязаны составлять протокол. При их отсутствии протокол не может быть составлен. В 2009 году было снижение выявленных административных правонарушений, однако в целом деятельность службы была оценена удовлетворительно. Совещания у руководства ОВД по Шатровскому району по административной практике не проводились, в УВД по Курганской области никто из сотрудников ОВД по вопросам административной практики не заслушивался. Он вел только свой учет составленных участковыми протоколов об административных правонарушениях.

В ходе предварительного следствия свидетель ФИО7 пояснял (том 1,л.д. 108-109), что в соответствии с приказом МВД РФ № 650 для удовлетворительной оценки работы участковых количество выявленных административные правонарушений должно быть не ниже количества правонарушений, выявленных в аналогичном периоде прошлого года. На основании этого приказа также строится система поощрений и наказаний. Оцениваются показатели отдела и каждого сотрудника. Ежемесячно составляется прогноз о выполнении данного приказа. До каждого сотрудника отдела УУМ на планерках доводится, сколько ему необходимо выявить правонарушений в месяц. При невыполнении плана сотрудника заслушивают на оперативных совещаниях при начальнике милиции общественной безопасности о причинах невыполнения плана.

Свидетель ФИО7 подтвердил достоверность указанных показаний, дополнительно пояснил, что планы по составлении протоколов об административных правонарушениях до участковых доводились в устной форме. Он проводил анализ показателей данной деятельности.

Свидетель ФИО6 суду пояснил, что он является старшим инспектором по особым поручениям отдела организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Курганской области, в 2009 году курировал ОВД по Шатровскому району. В 2009 году деятельность службы участковых уполномоченных оценивалась в соответствии с приказами МВД РФ № 650 и № 1120 по девятнадцати критериям. По итогам 2009 года, за исключением мая, июля и августа, служба УУМ ОВД по Шатровскому району имела положительную оценку, для получения которой допускалось не более семи неудовлетворительных показателей. До июля 2009 года в службе была положительная динамика составления протоколов об административных правонарушения в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, за исключением административных правонарушений по ст. 19.15 КоАП РФ. В УВД давалась оценка деятельности подразделения УУМ в целом. Деятельность каждого участкового оценивалась начальником отделения УУМ. Плана по выявлению административных правонарушениях не было. За показатели выявления административных правонарушений никто из сотрудников милиции Управлением внутренних дел не поощрялся и к дисциплинарной ответственности не привлекался. В настоящее время, в связи с изменением критериев оценки служебной деятельности подразделений УУМ, количество выявленных правонарушений не учитывается.

Свидетель ФИО5 суду пояснил, что он является заместителем начальника ОВД по Шатровскому району – начальником милиции общественной безопасности. Он рассматривал протоколы об административных правонарушениях, составление которых инкриминируется Безгодову. Он установил порядок, в соответствии с которым участковые уполномоченные приносят протоколы об административных правонарушениях, которые он рассматривает, после чего говорит участковым какое постановление необходимо составить. В протоколах он смотрит извещены ли привлекаемые к ответственности лица о времени и месте рассмотрения дела. Плана по выявлению административных правонарушений у участковых уполномоченных нет, количество выявленных правонарушений не влияет на оценку деятельности как участковых, так и ОВД в целом. Подсудимого характеризует только положительно, жалобы на него не поступали. Составление протоколов об административных правонарушениях в отношении потерпевших не могло повлиять на оценку деятельности как Безгодова, так и отделения участковых уполномоченных милиции ОВД по Шатровскому району в целом.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что она является инспектором группы по исполнению административного законодательства ОВД по Шатровскому району. Сотрудникам милиции выдаются протоколы об административных правонарушением комплектами по 50 штук со вторым самопишущимся экземпляром. За получение протоколов сотрудники расписываются в реестре, где указывают дату получения. Составленные протоколы об административных правонарушениях участковые уполномоченные передают начальнику отделения УУМ или начальнику МОБ. В течение трех дней после рассмотрения сведения по делам об административных правонарушениях заносятся в единую базу ИБД-Р и являются официальными. При указании даты выдачи протоколов Безгодову, могла быть допущена техническая ошибка.

Свидетель ФИО3 суду пояснил, что он является помощником прокурора Шатровского района, осуществляет проверку дел об административных правонарушениях. В июне 2009 года, в день села, сотрудниками милиции было составлено около 180 протоколов об административных правонарушениях. Решения по делам принимал начальник МОБ ОВД по Шатровскому району. В нескольких протоколах были разные подписи одного лица, о чем он доложил прокурору, который поручил ему провести проверку. По результатам проверки он составил рапорт об обнаружении признаков должностных преступлений в действиях участковых уполномоченных милиции ОВД по Шатровскому району, в том числе Безгодова С.Ю., по факту фальсификации протоколов об административных правонарушениях.

Согласно рапорту помощника прокурора Шатровского района ФИО3 об обнаружении признаков преступления от 23 июля 2009 года, в ходе проверки соблюдения административного законодательства в деятельности ОВД по Шатровскому району было установлено, что участковый уполномоченный милиции Безгодов С.Ю. злоупотребляя и превышая свои должностные полномочия составил фиктивные протоколы в отношении ФИО2, ФИО11, ФИО1, подделав подписи указанных граждан, что повлекло их незаконное привлечение к административной ответственности. Указанные лица в милицию не вызывались, в постановлениях по делам об административных правонарушениях указаны даты, не соответствующие действительности (том 1,л.д. 25-26).

Безгодов С.Ю. назначен на должность старшего участкового уполномоченного милиции ОВД по Шатровскому району приказом начальника УВД по Курганской области № Номер обезличен от ... года (том 1,л.д. 52).

В соответствии с п. 2.3 должностной инструкции в обязанности старшего участкового уполномоченного милиции Безгодов С.Ю. входил контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, в соответствии с п. 2.6 - предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений (том 1,л.д. 53-56).

На основании приказа начальника ОВД по Шатровскому району от Дата обезличена года за старшим участковым уполномоченным милиции Безгодовым С.Ю. был закреплен административный участок № 1 – Ожогинская сельская администрация (с. Ожогино, д. Шуравина), Изъедугинская сельская администрация (с. Изъедугино, д. Дернова), определен служебный кабинет в сельской администрации в с. Ожогино (том 1,л.д. 71-73).

Согласно журналу учета производства по делам об административных правонарушениях по ст. 19.15 КоАП РФ (том 1,л.д. 159-160, 161-162, 163-166).

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, составленному старшим УУМ Безгодовым С.Ю., 22 июня 2009 года в 10 часов в с. Изъедугино при проведении проверки соблюдения правил регистрации, выявлен гражданин ФИО1, проживающий без регистрации, нарушивший п. 4, 9, 16 Правил регистрации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. В протоколе имеется подпись от имени ФИО1 об ознакомлении с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.3 КоАП РФ, о получении копии протокола и объявлении о явке 22 июня 2009 года к 16 часам в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения данного протокола (том 1,л.д. 88).

22 июня 2009 года по результатам рассмотрения указанного протокола начальником МОБ ОВД по Шатровскому району ФИО1 был освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания (том 1,л.д. 89).

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, составленному старшим УУМ Безгодовым С.Ю., 23 июня 2009 года в 9 часов 10 минут в с. Ожогино при проведении проверки соблюдения правил регистрации, выявлен гражданин ФИО8, проживающий без регистрации, нарушивший п. 4, 9, 16 Правил регистрации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. В протоколе имеется подпись от имени ФИО8 об ознакомлении с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.3 КоАП РФ, о получении копии протокола и объявлении о явке 23 июня 2009 года к 16 часам в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения данного протокола (том 1,л.д. 90).

23 июня 2009 года по результатам рассмотрения указанного протокола начальником МОБ ОВД по Шатровскому району ФИО8 был освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания (том 1,л.д. 91).

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, составленному старшим УУМ Безгодовым С.Ю., 23 июня 2009 года в 11 часов 10 минут в с. Ожогино при проведении проверки соблюдения правил регистрации, выявлен гражданин ФИО2, проживающий без регистрации, нарушивший п. 4, 9, 16 Правил регистрации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. В протоколе имеется подпись от имени ФИО2 об ознакомлении с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.3 КоАП РФ, о получении копии протокола и объявлении о явке 23 июня 2009 года к 16 часам в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения данного протокола (том 1,л.д. 92).

23 июня 2009 года по результатам рассмотрения указанного протокола начальником МОБ ОВД по Шатровскому району ФИО2 был освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания (том 1,л.д. 92).

Согласно справке и копии трудовой книжки ФИО2 с 23 марта 2009 года работает в Курганской государственной сельскохозяйственной академии в должности слесаря-сантехника (том 1,л.д. 94, 96).

С 17 июля 2009 года ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания в д. ... Кетовского район Курганской области, что подтверждается копией свидетельства Номер обезличен о регистрации по месту пребывания (том 1,л.д. 95).

Согласно протоколу об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, составленному старшим УУМ Безгодовым С.Ю., 23 июня 2009 года в 12 часов в с. Ожогино при проведении проверки соблюдения правил регистрации, выявлен гражданин ФИО11, проживающий без регистрации, нарушивший п. 4, 9, 16 Правил регистрации, за что предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ. В протоколе имеется подпись от имени ФИО11 об ознакомлении с правами и обязанностями, предусмотренными ст. 25.1 и 25.3 КоАП РФ, о получении копии протокола и объявлении о явке 23 июня 2009 года к 16 часам в ОВД по Шатровскому району для рассмотрения данного протокола (том 1,л.д. 97).

23 июня 2009 года по результатам рассмотрения указанного протокола начальником МОБ ОВД по Шатровскому району ФИО11 был освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания (том 1,л.д. 98).

Указанные в протоколе номер паспорта ФИО11 и дата его выдачи не соответствуют паспортным данным потерпевшего (том 1,л.д. 138-140).

С 15 мая 2009 года ФИО11 зарегистрирован по месту пребывания в г. Асбест Свердловской области, что подтверждается копией свидетельства Номер обезличено регистрации по месту пребывания (том 1,л.д. 141).

Факт привлечения потерпевших к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ подтверждается информацией ОВД по Шатровскому району (том 1,л.д. 156-157).

По сведениям ТП УФМС РФ по Курганской области в Шатровском районе граждане ФИО2, ФИО11, ФИО1 зарегистрированы в с. Ожогино Шатровского района Курганской области (том 1,л.д. 67-68).

Согласно ответам начальника ОВД по Шатровскому району протоколы об административных правонарушениях Номер обезличенНомер обезличен были получены УУМ Безгодовым С.Ю. 29 июня 2009 года, Номер обезличенНомер обезличен – 23 января 2009 года (том 1,л.д. 170-173).

По заключению эксперта Номер обезличен подписи от имени должностного лица в протоколах об административном правонарушении Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен выполнены Безгодовым С.Ю. (том 1,л.д. 193-194).

По заключению эксперта Номер обезличен рукописный текст в протоколах об административном правонарушении Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен и в постановлениях Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен, Номер обезличен выполнен Безгодовым С.Ю. (том 1,л.д. 199-201).

В заключении служебной проверки, проведенной ОСБ УВД по Курганской области, сделан вывод, что старшим участковым уполномоченным милиции Безгодовым С.Ю. при составлении протоколов об административных правонарушениях в отношении ФИО2, ФИО11, ФИО1 были нарушены статьи 1, 2, 3, 5 Закона РФ «О милиции», статьи 1.2, 1.5, 2.1, 24.1, 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ, что является нарушением служебной дисциплины, за которое Безгодов С.Ю. заслуживает привлечения к строгим мерам дисциплинарной ответственности (том 1,л.д. 60-65).

Согласно справке к оперативному совещанию по итогам оперативно-служебной деятельности ОВД Шатровского района за первое полугодие 2009 года, подготовленной начальником штаба, итоги деятельности ОВД оценивались по 60 критериям, определенным Приказом МВД № 650-05, в том числе по пяти критериям, относящимся к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности (том 2,л.д. 165-167).

Из телеграмм заместителя начальника УВД по Курганской области начальникам горрайорганов следует, что территориальными отделами органов внутренних дел в УВД направлялись прогнозы выявления административных правонарушений, а в случае их невыполнения ответственные сотрудники заслушивались на оперативных совещаниях (том 2,л.д. 172-176).

Количество выявленных Безгодовым С.Ю. административных правонарушений учитывалось при его аттестации (том 3,л.д. 131-132).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о их допустимости, поскольку они получены в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.

Оценив представленные доказательства как отдельно, так и в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из показания потерпевших ФИО1, ФИО2 и ФИО11 следует, что протоколы об административных правонарушениях, составление которых инкриминируется подсудимому, были составлены без их участия, о возбуждении дел об административных правонарушениях Безгодов С.Ю. их в известность не ставил, подписи в протоколах от их имени выполнены другим лицом.

Наличие у потерпевших оснований для оговора подсудимого, судом не установлено. Также показания потерпевших ФИО11 подтверждаются показаниями свидетеля ФИО10, подтвердившей, что на дату составления протоколов её сыновья в с. Ожогино Шатровского района не находились.

По заключениям экспертов текст и подписи от имени должностного лица в протоколах об административных правонарушениях в отношении потерпевших выполнены подсудимым.

Исследованные судом заключении экспертов, суд признает достоверными доказательствами, так как судебные экспертизы назначены и проведены в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Исследования производились по общепринятым методикам. Квалификация экспертов у суда сомнения не вызывает. Все эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов не противоречат иным исследованным судом доказательствам.

Протокол об административном правонарушении является официальным документом, поскольку удостоверяет факт, имеющий юридическое значение, а именно, событие административного правонарушения, обладает соответствующей формой и реквизитами, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях, определяет статус участников производства по делам об административных правонарушениях, предоставляет определенные права (например, установленным ст. 25.1 КоАП РФ) и возлагает обязанности, в соответствии с процессуальным статусом участника.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что подсудимый, являясь должностным лицом, внес в официальные документы заведомо ложные сведения о совершении потерпевшими административных правонарушений, которые фактически не выявлял, а, соответственно, не вправе был составлять протокол об административном правонарушении, поскольку в силу п. 1 ст. 19.15 КоАП РФ, нарушает порядок определения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Указанную в протоколах дату их составления суд считает достоверной. Из реестра учета поступления и расходования бланков протоколов об административных правонарушениях ОВД по Шатровскому району, прилагаемых к ответам начальника ОВД, а также сопроводительного письма о направлении прокурору для проверки дел об административных правонарушениях, следует, что протоколы об административных правонарушениях в отношении потерпевших могли быть составлены только в период с 23 января по 6 июля 2009 года (том 1,л.д. 73, 173). Анализ журнала учета производства по делам об административных правонарушениях по ст. 19.15 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что хронология учета протоколов, составленных всеми участковыми уполномоченными ОВД по Шатровскому району, соблюдена (том 3,л.д. 104-130). Следовательно, регистрация составленных подсудимым протоколов производилась в соответствии с датой их изготовления.

На основании исследованных доказательств и анализа ведомственных нормативных правовых актов МВД РФ, суд пришел к выводу о совершении подсудимым преступления из личной заинтересованности, выразившейся в желании повысить показатели своей служебной деятельности по проведению профилактической работы и выявлению административных правонарушений на вверенном ему участке.

Согласно разделу 3 методики оценки деятельности участковых уполномоченных милиции, утвержденной приказом МВД РФ от 5 августа 2005 года № 650 (в редакции приказа МВД РФ № 1120 от 30 декабря 2006 года, действовавшей на момент совершения преступления), критерии оценки деятельности включали количество административных правонарушений, выявленных участковым уполномоченным милиции, нагрузку на 1 участкового уполномоченного милиции, количество административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.15 КоАП РФ, выявленных участковым уполномоченным милиции. В соответствии с утвержденной методикой рост данных показателей в сравнении с аналогичным периодом прошлого года оценивался положительно (том 2,л.д. 186-188).

Показания свидетель ФИО5 о том, что количество выявленных административных правонарушений не влияло на оценку деятельности участковых уполномоченных милиции, суд признает недостоверными, так как они прямо противоречат данным положениям приказа МВД РФ.

Показания свидетеля Безгодова А.Л., данные в ходе следствия, суд признает достоверными, так как они подтверждаются служебной документацией ОВД по Шатровскому району, телеграммами УВД по Курганской области и соответствуют нормативным документам МВД РФ.

Таким образом, составление протоколов об административных правонарушениях в отношении потерпевших прямым образом влияло на оценку служебной деятельности Безгодова С.Ю.

Суд не усматривает оснований полагать, что преступление подсудимым совершено в виду нежелания исполнять должностные обязанности по проведению профилактической работы и выявлению административных правонарушений на вверенном участке, и желании скрыть свое бездействие, так как обвинение в данной части носит предположительный характер и не объективно не подтверждается исследованными судом доказательствами.

Из предъявленного подсудимому обвинения подлежит исключению внесение ложных сведений в протокол об административном правонарушении в отношении ФИО8 Из показаний свидетелей ФИО8 и ФИО9, данных в ходе судебного разбирательства, которые суд признает согласованными и достоверными, следует, что подсудимый составил протокол, выявив факт совершения ФИО8 административного правонарушение, изложенные в протоколе обстоятельства правонарушения в действительности имели место. Проставление свидетелем ФИО9 в протоколе подписей от имени ФИО8 является нарушением составления протокола об административном правонарушении, но не образует состав уголовно наказуемого деяния, поскольку права ФИО8 были соблюдены, в частности, объявлено, производство о каком административном правонарушении возбуждено, разъяснены права и обязанности, вручена копия протокола.

Также из предъявленного подсудимому обвинения подлежит исключение собственноручное выполнение в протоколах об административных правонарушениях подписей от имени потерпевших, так как данное обстоятельство не подтверждается представленными суду доказательствами.

В судебном заседании государственный обвинитель мотивированно изменил обвинение, путем переквалификации действия подсудимого с ч. 1 ст. 292 УК РФ.

Позицию государственного обвинителя суд считает обоснованной, поскольку исследованные судом доказательства не подтверждают наступление в результате действий подсудимого общественно опасных последствий, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Субъективная оценка потерпевших о том, на сколько существенно были нарушены их права действиями подсудимого, не влияет на квалификацию его деяния и выводы суда.

Таким образом, суд квалифицирует деяние Безгодова С.Ю. по ч. 1 ст. 292 УК РФ – служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса).

Данное изменение обвинения не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, поскольку все фактические обстоятельства преступления, в совершении которого Безгодов С.Ю. признан судом виновным, инкриминировались подсудимому органами предварительного следствия.

При назначении наказания судом учитываются общественная опасность и характер совершенного преступления, обстоятельства его совершения, личность подсудимого, который ранее к уголовной ответственности не привлекался, по месту работы в ОВД по Шатровскому району и месту жительства характеризуется положительно (том 1,л.д. 57, 229, 231).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание подсудимому, судом не установлены.

С учетом требования справедливости и влияния назначенного наказания на исправление Безгодова С.Ю. и на условия жизни его семьи, принимая во внимание совершение подсудимым впервые преступления небольшой тяжести, суд пришел к выводу о назначении подсудимому наказания в виде обязательных работ, но не на максимальный срок, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением правоохранительных функций в государственных органах, полагая данного наказания достаточным для его исправления и соразмерным им содеянному.

На основании ст.ст. 131 и 132 УПК РФ с подсудимого подлежат взысканию в доход государства (федерального бюджета) процессуальные издержки в виде суммы, выплаченной адвокату, участвовавшему в производстве по уголовному делу в качестве защитника по назначению (том 1,л.д. 247; том 2,л.д. 69, 196).

Суд не усматривает основания для полного или частичного освобождения подсудимого от уплаты процессуальных издержек в указанной части, поскольку подсудимый имеет постоянный источник дохода, иждивенцев не имеет.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ, документы, признанные вещественными доказательствами, подлежат хранению при уголовном деле.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать БЕЗГОДОВА ... ... виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 220 (двухсот двадцати) часов обязательных работ с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением правоохранительных функций в государственных органах, сроком на 2 (два) года.

Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке в отношении Безгодова С.Ю., по вступлении приговора в законную силу, отменить.

Взыскать с Безгодова ... ... в доход государства (федерального бюджета) процессуальные издержки в размере 3 774 рубля 43 копейки.

Вещественные доказательства: протоколы об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях в отношении ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО11, хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный, как и иные участники судебного разбирательства, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем осужденный обязан указать в кассационной жалобе.

Председательствующий: судья А.Н. Ермохин