Решение о возложении обязанностей предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение



Дело № 2-197/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при секретаре Кандаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «25» июля 2011 года в здании суда с. Шатрово гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Козловой <данные изъяты> к администрации Шатровского района о возложении обязанности предоставить Козловой О.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шатровского района Курганской области обратился в Шатровский районный суд Курганской области, в порядке ст.45 ГПК РФ, с иском в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Козловой Оксаны Анатольевны к администрации Шатровского района о возложении обязанности предоставить Козловой О.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с Реестром учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения Козлова О.А. поставлена на льготную очередь как лицо из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, на получение отдельного благоустроенного жилого помещения на состав семьи один человек. Козлова О.А. родилась 09.05.1989 года, ее мать Козлова Н.С. и отец Козлов А.М. скончались. В сентября 2010 года Козлова О.А. отчислена с ГОУ СПО «<данные изъяты>», проживает без регистрации в <адрес>.

Согласно преамбуле и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. Козлова О.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родителей не имеет. Постановлением Администрации Шатровского района от 13.11.2010 года №305 Козлова О.А. поставлена на регистрационный учет для внеочередного получения жилья.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5,8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Предусмотренные названным законом дополнительные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» и решения Шатровской районной Думы от 02.06.2006 года №131 «О норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории района равна 18 квадратным метрам на одного человека. Просит обязать администрацию Шатровского района предоставить Козловой О.А. по договору социального найма (на состав семьи один человек) благоустроенное жилое помещение, расположенное в с. Шатрово Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. на одного человека.

В судебном заседании прокурор Шатровского района Кузнецов А.И. иск поддержал.

Козлова О.А. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просит их удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время по договору коммерческого найма снимает жилой дом для проживания, нигде не зарегистрирована, из учебного заведения отчислена, нигде не учится и не работает, в собственности жилья не имеет.

Представитель ответчика администрации Шатровского района Нестеров Д.О., действующий на основании доверенности от 06 мая 2011 года №04-01-93 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился с учетом того, что соответчиком по данному делу должно выступать Правительство Курганской области, так как данные гарантии для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ. При приобретении органом местного самоуправления жилого помещения, оно передается на баланс Администрации сельсовета и договор социального найма заключается указанной Администрацией, поэтому считает, что требования прокурора сформулированы некорректно.

Представитель третьего лица Сектора по опеке и попечительству администрации Шатровского района Маклакова Т.А., действующая на основании доверенности от 09 марта 2011 года (л.д.42), исковые требования прокурора поддержала, считает, что имеются все основания для предоставления жилья Козловой О.А.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области Бабунова О.П., действующая на основании доверенности от 24.11.2010 года №01-18 (л.д.40) в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в отзыве указала следующее.

1. Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.

В соответствии с ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в установленных законодательством учреждениях.

Согласно ч.3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в установленных законодательством учреждениях, обеспечиваются по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом согласно ст. 1 Закона № 159-ФЗ указанный закон распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, т.е. на лиц, предельный возраст которых - 23 года.

Таким образом, основаниями для возникновения права на внеочередное получение жилья являются: подтверждение статуса гражданина категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей»; отсутствие закрепленного жилого помещения за указанным гражданином, отсутствие прав на какие-либо иные жилые помещения; постановка гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет; окончание пребывания указанных граждан в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства); либо окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В случае соблюдения всех предусмотренных выше условий гражданин категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» имеет право на внеочередное получение жилья.

2. Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством в Курганской области принят Закон Курганской области от 31 декабря 2004 года № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье». В соответствии со статьей 6 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления Курганской области наделяются полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями (п.44). В соответствии с п.1 ст. 8 данного закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Законом Курганской области от 8 декабря 2010 года № 78 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение № 11) предусмотрено выделение субвенций в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями граждан категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» Шатровскому району в размере 1 000 000 рублей.

Во исполнение указанных законов в бюджет Шатровского района из бюджета Курганской области в 2011 году перечислены субвенции в размере 1 000 000 рублей для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (платежное поручение №14876 от 11.04.2011г.).

Таким образом, финансирование предоставления жилых помещений лицам категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» осуществляется в рамках межбюджетных отношений. (л.д.36-38).

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Судом установлено, что отец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО3 решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО9, ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,16,17,18). ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ направлена в Житниковский детский дом (л.д.15). Согласно справке ГОУ СПО « Шадринский медицинский колледж» ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ отчислена из числа студентов по собственному желанию. (л.д.7). В соответствии с извещением Шадринского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 27 мая 2011 года и справкой ГП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от 10 октября 2010 года за Козловой О.А. недвижимого имущества не зарегистрировано. (л.д.21,14) Постановлением Администрации Шатровского района от 13 ноября 2010 года №305 Козлова О.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения (л.д.13). Козлова О.А. обратилась к прокурору Шатровского района с просьбой защитить ее право на обеспечение жильем (л.д.6). По договору краткосрочного коммерческого найма Козлова О.А. снимает жилое помещение в <адрес> (л.д.43)

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч. 3, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.1 Закона № 159-ФЗ указанный закон распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, то есть на лиц, предельный возраст которых- 23 года.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди жилыми помещениями.

В связи с изложенным, исковое требование, связанное с ненадлежащим обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обоснованно предъявлено к органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно приложению № 1 к Закону № 288 от 05 октября 2007 года соответствующим муниципальным образованием Курганской области, которому передано указанное выше государственное полномочие, является Шатровский район Курганской области.

Согласно п. 1 ст. 8 данного Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.

Учитывая то, что все основания для возникновения права на внеочередное получения жилья у Козловой О.А. имеются, так как она подпадает под категорию «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей» - родители умерли, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, отсутствуют права на какие-либо жилые помещения (л.д.14,21), состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2010 года, то есть с 22 лет (л.д.22-23), отчислена из числа студентов ГОУ СПО «Шадринский медицинский колледж» с 1 сентября 2010 года по собственному желанию (л.д.7), суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шатровского района Курганской области удовлетворить.

Обязать администрацию Шатровского района Курганской области предоставить Козловой <данные изъяты>, 9 мая 1989 года рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в с. Шатрово Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы в Шатровский районный суд Курганской области

Председательствующий:судья подпись Е.В. Мухина