Решение о признании права на меры социальной поддержки



Дело № 2-392/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шатровский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Мухиной Е.В.,

при секретаре Кандаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «26» декабря 2011 года в здании суда с. Шатрово гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Шатровского района Курганской области в интересах Морозовой <..............>, Сухневой <..............>, Бояркиной <..............> к финансовому отделу администрации Шатровского района, администрации Шатровского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шатровского района обратился в Шатровский районный суд Курганской области с исковыми заявлениями в интересах Морозовой Н.Г., Сухневой Л.Л., Бояркиной С.Б. к финансовому отделу администрации Шатровского района, администрации Шатровского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законо­дательства, в ходе которой установлены нарушения со стороны районного отдела образования администрации Шатровского района.

Согласно п. 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», Закона Курганской облас­ти от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и рабо­тающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» за Морозовой Н.Г., Сухневой Л.Л., Бояркиной С.Б. закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жи­лым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и осве­щения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.

Однако, районный отдел образования в нарушение действующих норм за­конодательства установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений. В 2009-2011 г.г. учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электро­энергию сверх самовольно установленного районным отделом образования норматива.

Согласно ст. 1071 ГК РФ финансовый отдел администрации Шатровского района в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Шатровского района.

Районный отдел образования администрации Шатровского района в нару­шение требований закона необоснованно отказался возмещать Морозовой Н.Г., Сухневой Л.Л., Бояркиной С.Б. расходы на оплату электроэнергии.

Просит признать за Морозовой Н.Г., Сухневой Л.Л., Бояркиной С.Б. право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с ото­плением и освещением в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области в пользу Морозовой Н.Г., Сухневой Л.Л., Бояркиной С.Б. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии.

В отзыве третье лицо Правительство Курганской области указали, что в соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей до Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с действующей редакцией Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом отмечают, что понятия «освещение» и «электроснабжение» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электроэнергии на освещение (на осветительные приборы), а «электроснабжение» включает в себя затраты электроэнергии, потребляемые, в том числе и другими электроприборами (телевизоры, холодильники, электронагревательные приборы и др.).

Таким образом, истцу необходимо доказать факт затрат электроэнергии именно на освещение.

В судебном заседании помощник прокурора Шатровского района Тверитин Е.С. поддержал исковые требования по указанным в исках основаниям.

Представитель ответчиков финансового отдела образования администрации Шатровского района, администрации Шатровского района Курганской области НестеровО.Д., в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, представил суду заявление, в котором просит суд принять признание исковых требований, статьи 68, 173 ГПК РФ ему разъяснены.

Истцы Морозова Н.Г., Сухнева Л.Л., Бояркина С.Б., представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явились, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело без их участия (л.д.85,86,87).Представитель третьего лица районного отдела образования Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Установлено, что Морозова Н.Г., Сухнева Л.Л., Бояркина С.Б. являются педагогическими работниками, работающими и проживающими в сельской местности. Морозова Н.Г. работает учителем МОУ «Кондинская средняя общеобразовательная школа», проживает по адресу: <адрес> (л.д.10,11-13). Сухнева Л.Л. работает учителем МОУ «Кондинская средняя общеобразовательная школа», проживает по адресу: <адрес> (л.д.28,31-32). Бояркина С.Б. работает учителем МОУ «Кондинская средняя общеобразовательная школа», проживает по адресу: <адрес>, 15-4 (л.д.49,51-52).

Согласно расчетам за электроэнергию, произведенным районным отделом образования администрации Шатровского района, оплата за потребленную электроэнергию: Морозовой Н.Г. за период с мая 2009 года по ноябрь 2011 года составила <..............> рублей 00 коп., из них оплаченная сумма <..............> рублей 56 коп., не возмещено – <..............> рублей 44 коп.; Сухневой Л.Л. за период с февраля 2009 года по ноябрь 2011 года – <..............> рублей 20 коп., из них оплачено – <..............> рублей 08 коп., не возмещено – <..............> рублей 12 коп.; Бояркиной С.Б. за период с февраля 2009 года по ноябрь 2011 года – <..............> рублей 48 коп., из них оплачено – <..............> рубля 04 коп., не возмещено – <..............> рублей 44 коп. (л.д.5,26,47).

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях (ст.2 ФЗ от 06.05.2003 года №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).

Согласно п. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. №184-ФЗ «О введении Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в том числе отнесены педагогические работники образовательных учреждений.

Законодательство РФ не предусматривает каких-либо ограничений, в частности, касающихся нормативов потребления педагогическими работниками коммунальных услуг по отоплению и освещению занимаемых ими жилых помещений в сельской местности.

Ссылка в отзыве представителя Правительства Курганской области на то, что при реализации данной льготы следует разграничивать понятия» освещение» и « электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления необоснованна.

Наделение субъектов РФ правом на установление размера, условий и порядка возмещения таких расходов направлено на совершенствования механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению самих льгот и не свидетельствует о передаче полномочий РФ по установлению льгот и по финансированию необходимых в связи с их предоставлением расходов субъектами РФ в соответствии с положениями п.7 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ.

Субъектам РФ было передано право только определять размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, тем организациям, которые оказывали жилищно-коммунальные услуги, для последующего учета в межбюджетных отношениях.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с Положением о финансовом отделе администрации Шатровского района, утвержденным решением Шатровской районной Думы от 25.01.2007 г. №185, финансовый отдел является юридическим лицом, выполняет полномочия по формированию и исполнению бюджета Шатровского района, представляет интересы администрации Шатровского района в межбюджетных отношениях на финансовую помощь для выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности местного самоуправления, управляет бюджетным процессом на муниципальном уровне.

Таким образом, финансовый отдел администрации Шатровского района выступает от имени казны муниципального образования Шатровского района.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет средств казны муниципального образования Шатровского района денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в пользу Морозовой Н.Г. в размере <..............> рублей 44 коп.; Сухневой Л.Л. – <..............> рублей 12 коп.; БояркинойС.Б. – <..............> рублей 44 коп.

Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В силу ч. 2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиками финансовым отделом администрации Шатровского района, администрацией Шатровского района, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шатровского района Курганской области удовлетворить.

Признать за Морозовой <..............>, Сухневой <..............>, Бояркиной <..............> право на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с ото­плением и освещением в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области в пользу Морозовой <..............> денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <..............> рублей 44 коп.

Взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области в пользу Сухневой <..............> денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <..............> рублей 12 коп.

Взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области в пользу Бояркиной <..............> денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в размере <..............> рублей 44 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.

Судья Е.В. Мухина