Дело № 2-75/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Шатровский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Мухиной Е.В., с участием заместителя прокурора Шатровского района Курганской области ЛогиновскихТ.Л., при секретаре Кандаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании «29» марта 2012 года в здании суда с.Шатрово гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шатровского района Курганской области в интересах Трифоновой <..............>, Худобородовой <..............>, Безгодовой <..............>, Белоусовой <..............>, Мамонтовой <..............> к финансовому отделу администрации Шатровского района, администрации Шатровского района о взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шатровского района обратился в Шатровский районный суд Курганской области с исковыми заявлениями в интересах ТрифоновойР.Г., ХудобородовойН.В., БезгодовойГ.В., БелоусовойЮ.Б., МамонтовойЛ.И. к финансовому отделу администрации Шатровского района, администрации Шатровского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в полном объеме, без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области в пользу ТрифоновойР.Г. <..............> рублей 20 коп., в пользу ХудобородовойН.В. <..............> рублей 86 коп., в пользу БезгодовойГ.В. <..............> рубль 88 коп., в пользу БелоусовойЮ.Б. <..............> рублей 76 коп., в пользу МамонтовойЛ.И. <..............> рублей 92 коп.. Впоследствии прокурор исковые требования уточнил, просит взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования - Шатровский район Курганской области денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии в пользу ТрифоновойР.Г. в размере <..............> рублей 20 коп., в пользу ХудобородовойН.В. – <..............> рублей 86 коп., в пользу БезгодовойГ.В. – <..............> рубль 88 коп., в пользу БелоусовойЮ.Б. – <..............> рублей 76 коп., в пользу МамонтовойЛ.И. – <..............> рублей 92 коп. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлены нарушения со стороны районного отдела образования администрации Шатровского района. Согласно п. 5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», Закона Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» за ТрифоновойР.Г., ХудобородовойН.В., БезгодовойГ.В., БелоусовойЮ.Б., МамонтовойЛ.И. закреплено право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Абзацем3 пункта 5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» (в ред., действовавшей до 11.01.2011г.) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Статьей2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений. Согласно п.1 ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в редакции, применяемой к правоотношениям после 01.04.2010г., педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения. С 11.01.2011г. предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей. В силу требований ст. 8 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей59 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. Из всех приведенных выше нормативных актов следует, что право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренное абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1, после 01.03.2005г. и до настоящего времени федеральным законодателем сохранено. Указанные нормы не предполагали какого-либо ограничения, в том числе ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа. Однако возмещение расходов на освещение в 2009-2011 годах осуществлялось льготной категории граждан только в пределах норматива, определяемого по формуле, указанной в постановлении Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потреблена коммунальных услуг». Положения указанного постановления устанавливают механизм определения платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, что законодательно отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому не подлежат применению в спорных правоотношениях. В соответствии с п.5 ст.3 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 лицу, имеющему одновременно право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом по его выбору. Пунктом4 ст. 5 Закона Курганской области от 03.12.2004 года №845. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области» ветеранам труда, а также иным лицам, указанным в статьях 2,3 4 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение ежемесячной жилищно- коммунальной выплаты в соответствии с настоящим Законом и мер социальной поддержки оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с нормативным правовым актом по их выбору, за исключение случаев, предусмотренных законодательством. Органом местного самоуправления - Шатровской районной Думой нормативный правовой акт, определяющий порядок возмещения расходов лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки в Шатровском районе в период 2008-2011 гг. не принимался. То есть при предоставлении указанных мер социальной поддержки применяются требования Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 (далее Закон Курганской области №75). В соответствии с Законом Курганской области №75 для возмещения расходов по оплате коммунальных услуг истцы предоставляли соответствующий пакет документов, в том числе квитанции об уплате за электроэнергию и справку отдела социальной защиты населения, подтверждающую право на предоставление мер социальной поддержки и соответственно содержащую сведения о том, что иными мерами социальной поддержки указанное лицо не пользуется. Муниципальное учреждение Районный отдел образования, в нарушение действующих норм законодательства, установило норматив потребления электроэнергии на освещение занимаемых учителями жилых помещений. В период 2009 года по ноябрь 2011 года учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх самовольно установленного Районным отделом образования норматива. Согласно ст.1071 ГК РФ финансовый отдел администрации Шатровского района в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Шатровского района. Районный отдел образования администрации Шатровского района в нарушение требований закона, необоснованно отказалось возмещать истцам расходы на оплату электроэнергии, согласно приложенному расчету. В отзыве третьего лица Правительства Курганской области указано, что в соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» (в ред., действовавшей до Федерального закона от 29.12.2010г. №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»), педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с действующей редакцией Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом отмечают, что понятия «освещение» и «электроснабжение» отличаются по своему содержанию, так как «освещение» включает в себя затраты электроэнергии на освещение (на осветительные приборы), а «электроснабжение» включает в себя затраты электроэнергии, потребляемые, в том числе и другими электроприборами (телевизоры, холодильники, электронагревательные приборы и др.). Таким образом, истцу необходимо доказать факт затрат электроэнергии именно на освещение.(л.д.19-20, 39-40, 61-62, 84-85, 105-106) В отзыве третьего лица Финансового Управления Курганской области указано, что с исковыми требованиями не согласны. Полагают, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области, поскольку финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам РФ и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Право истцов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не подтверждено. Постановлением Правительства Курганской области от 18 октября 2005 года №379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, в соответствии с которым финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки указанным лицам, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Органы местного самоуправления Курганской области не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Финансовое управление Курганской области отчет, подтверждающий фактически произведенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц, по форме, установленной Финансовым управлением Курганской области. Финансовое управление Курганской области на основании отчетов, предоставленных органами местного самоуправления Курганской области, осуществляет перечисление субвенций. Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Таким образом, предоставление средств областного бюджета осуществляется в рамках межбюджетных отношений по фактически произведенным расходам на предоставление мер социальной поддержки. Обязательства областного бюджета по финансированию расходов бюджета Шатровского района, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, в 2009-2011г. исполнены в полном объеме. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность применения по делу статей 1069, 1071 ГК РФ. Законодательством предусмотрено право педагогических работников на компенсацию оплаты освещения жилого помещения, а не бесплатное электроснабжение. Отсутствие отдельных приборов учета не влечет возникновение права на компенсацию затрат на электроэнергию в полном объеме.(л.д.223-226) В отзывах третьего лица Главного управления социальной защиты населения по Курганской области указано, что Законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, установлена льгота в виде права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (ч.5 ст.55). При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образований устанавливается законодательством субъектов РФ. В соответствии со ст.4 Закона Курганской области от 30.08.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» предоставляются меры социальной поддержки педагогическим работникам. Администрацией (Правительством) Курганской области утвержден соответствующий порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки (Постановление от 18.10.2005г. №379). Начисление и выплата компенсации производится образовательным учреждением после предоставления заявления, копий паспорта и трудовой книжки, документов об оплате жилищно-коммунальных услуг, а также наличия справки выданной ОСЗН подтверждающей право на предоставление мер социальной поддержки. Наличие у ТрифоновойР.Г., ХудобородовойН.В., БезгодовойГ.В., БелоусовойЮ.Б., МамонтовойЛ.И. оснований для предоставления мер социальной поддержки подтверждено выданными справками филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по Шатровскому району.(л.д.185-189) В судебном заседании заместитель прокурора Шатровского района ЛогиновскихТ.Л. поддержала исковые требования по указанным в иске основаниям. Представитель ответчиков финансового отдела образования администрации Шатровского района, администрации Шатровского района Курганской области НестеровД.О., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, просил суд в иске отказать, против правильности представленных расчетов не возражал. Истцы ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, представили суду заявления, в которых поддержали исковые требования в полном объеме, просят суд рассмотреть дело без их участия (л.д.108-112, 215-219). Представители третьих лиц Правительства Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, Главного управления социальной защиты населения по Курганской области, в судебное заседание не явились, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело без их участия (л.д.19-20, 39-40, 61-62, 84-85, 105-106, 185-189, 220-226 ). Представитель третьего лица РОО администрации Шатровского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ранее просили рассмотреть дело без их участия с исковыми требованиями были согласны (л.д.136, 204) Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав заместителя прокурора Шатровского района Курганской области ЛогиновскихТ.Л., представителя ответчиков НестероваД.О., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. являются педагогическими работниками МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа», работающими и проживающими в сельской местности в с.Мостовское Шатровского района Курганской области, что подтверждается трудовыми книжками, отметками в паспортах (л.д.8-9, 10, 29, 30, 49-50, 51, 71-74, 75 ). Согласно Уставу МКОУ «Мостовская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого выступает администрация Шатровского района Курганской области, (л.д.231-236). Право проживания истцов в занимаемых жилых помещениях подтверждено договорами найма жилого помещения (л.д.6-7, 27-28, 47-48, 69-70, 92-93 ), справками администрации Мостовского сельсовета Шатровского района о фактическом проживании по данным адресам (л.д.12, 14, 32, 34, 53, 56, 77, 79, 98, 100 ). Согласно информации администрации Шатровского района Курганской области, за период с 2008 года по настоящее время нормативный правовой акт, определяющий порядок возмещения расходов лицам, имеющим право на получение мер социальной поддержки на территории Шатровского района, не принимался (л.д.173 ). Указанная информация отражена также в справке отдела образования администрации Шатровского района (л.д. 230). Справками ФГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по Шатровскому району подтверждается, что ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. имеют основания для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области» (л.д.180-182). ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. обратились в Шатровский районный отдел образования с заявлениями, в которых просили компенсировать им расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2009г., 2010г., 2011г., с указанием прилагаемых к заявлению документов (л.д. 11, 13, 15, 31, 33, 35, 52, 55, 57, 76, 78, 80, 97, 99, 101). ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. в период 2009-2011г. производили оплату за потребленную электроэнергию в полном объеме, задолженности не имеется, что подтверждается представленными в судебное заседание для обозрения квитанциями, а также справками ОАО «Энергосбыт» (л.д.237-241 ), в которых усматривается общая сумма, произведенных каждым из истцов расходов. Справками районного отдела образования (л.д. 5, 26, 46, 68, 91, 191-195 ) и реестром на прием и выдачу компенсаций по расходам на коммунальные услуги, также представленными суду для обозрения, подтверждается размер выплаченной каждому из истцов компенсации по установленной норме потребления. Согласно данным документам в период с 2009г. по 2011г.: - ТрифоновойР.Г. произведена оплата электроэнергии на сумму <..............> руб. 84 коп., из них возмещено <..............> руб. 64 коп., сумма, подлежащая дополнительному возмещению, составляет 1408 руб. 20 коп.; - ХудобородовойН.В. произведена оплата электроэнергии на сумму <..............> руб. 70 коп., из них возмещено <..............> руб. 84 коп., сумма, подлежащая дополнительному возмещению, составляет <..............> руб. 86 коп.; - БезгодовойГ.В. произведена оплата электроэнергии на сумму <..............> руб. 40 коп., из них возмещено <..............> руб. 52 коп., сумма, подлежащая дополнительному возмещению, составляет <..............> руб. 88 коп.; - БелоусовойЮ.Б. произведена оплата электроэнергии на сумму <..............> руб. 76 коп., из них возмещено <..............> руб. 00 коп., сумма, подлежащая дополнительному возмещению, составляет <..............> руб. 76 коп.; - МамонтовойЛ.И. произведена оплата электроэнергии на сумму 14257 руб. 40 коп., из них возмещено 10602 руб. 48 коп., сумма, подлежащая дополнительному возмещению, составляет <..............> руб. 92 коп. Квитанции и реестр на прием и выдачу компенсаций по расходам на коммунальные услуги находятся в документах бухгалтерского учета Отдела образования Администрации Шатровского района, представлены суду для обозрения в судебном заседании. В судебном заседании представитель ответчиков Нестеров Д.О. не оспаривал указанный размер затрат, понесенных истцами на оплату электроэнергии, и размер выплаченной им компенсации оплаты освещения жилого помещения. Согласно информации финансового отдела администрации Шатровского района Курганской области, финансирование расходов, предусмотренных законом Курганской области от 07.09.2005г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области», осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирование мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области. Финансовый отдел администрации Шатровского района Курганской области по заявке, предоставленной Шатровским отделом образования, финансирует отдел образования. Шатровский РОО является структурным подразделением администрации Шатровского района, соглашения (договора) о финансировании государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим на селе, между администрацией Шатровского района и Шатровским районным отделом образования не имеется (справка л.д.190). В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Финансовый отдел администрации Шатровского района Курганской области, представленный Шатровским отделом образования, отчет «Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельных государственных полномочий Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающих в сельской местности и в рабочих поселках на территории Курганской области», направляет в областное финансовое управление. Затем в районный бюджет направляется субвенция на исполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим на селе. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» (в ред., действовавшей до 11.01.2011г.) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и учитывается в межбюджетных отношениях (ст.2 ФЗ от 06.05.2003 г. №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений. Согласно требованиям ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях – в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. С 11.01.2011 в связи с изменениями, внесенными в абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 Федеральным законом от 29.12.2010г. №439-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей. Согласно абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред., действующей с 11.01.2011г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Из приведенных выше нормативных актов следует, что нормы закона, действовавшие до внесения изменений в абз. 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», как и нормы закона, действующие после этого не предусматривают какого-либо ограничения права педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, в том числе, нормативами потребления педагогическими работниками коммунальных услуг, изменилась лишь форма предоставления этих мер - с обеспечения в натуральном виде на компенсацию произведенных расходов. Ссылка в отзыве представителя Правительства Курганской области на то, что при реализации данной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления необоснованна. ТрифоноваР.Г., ХудобородоваН.В., БезгодоваГ.В., БелоусоваЮ.Б., МамонтоваЛ.И. являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности. Предоставляемая им в 2009-2011 годах мера социальной поддержки по оплате освещения жилья ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством. В силу ст.1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом межбюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, т.к. законодательством Курганской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели. Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии с Положением о финансовом отделе администрации Шатровского района, утвержденным решением Шатровской районной Думы от 25.01.2007 г. №185, финансовый отдел является юридическим лицом, выполняет полномочия по формированию и исполнению бюджета Шатровского района, представляет интересы администрации Шатровского района в межбюджетных отношениях на финансовую помощь для выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности местного самоуправления, управляет бюджетным процессом на муниципальном уровне. Таким образом, финансовый отдел администрации Шатровского района выступает от имени казны муниципального образования Шатровского района. С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокурора Шатровского района подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Шатровского района Курганской области в интересах Трифоновой <..............>, Худобородовой <..............>, Безгодовой <..............>, Белоусовой <..............>, Мамонтовой <..............> удовлетворить. Взыскать с финансового отдела администрации Шатровского района за счет казны муниципального образования – Шатровский район Курганской области денежные средства, потраченные педагогами на оплату электроэнергии в период с 01 января 2009 года по 30 ноября 2011 года в пользу: Трифоновой <..............> - в сумме <..............>) рублей 20 коп.; Худобородовой <..............> – в сумме <..............> рублей 86 коп.; Безгодовой <..............> – в сумме 971 <..............> рубль 88 коп. Белоусовой <..............> – в сумме <..............>) рублей 76 коп.; Мамонтовой <..............> – в сумме <..............> рубля 92 коп.; Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области. Председательствующий: судья подпись Е.В. Мухина