№2-620/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки Шатковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Лапаева А.В., С участием заявителя Гаврилова А.Г., представителя заинтересованного лица – <данные изъяты> Ильиной И.Р., при секретаре Ромадовой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаврилова А.Г. о признании бездействия <данные изъяты> по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменении обязанности <данные изъяты> организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами, у с т а н о в и л: Гр-н Гаврилов А.Г. на основании ст.46 Конституции РФ и главы 25 ГПК РФ обратился в Шатковский районный суд с заявлением о признании бездействия <данные изъяты> по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменении обязанности <данные изъяты> организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов, расположенных рядом с лесами. В обоснование заявления Гавриловым А.Г. указано, что в целях защиты от верхового огня населенных пунктов, социальных объектов, расположенных рядом с лесами, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ приняла решения по устройству противопожарных разрывов вокруг данных населенных пунктов, социальных объектов. Лесные пожары ДД.ММ.ГГГГ наделали немало бед во многих районах <адрес>. В <адрес> в опасной зоне расположены в том числе <данные изъяты>, а также <данные изъяты> До настоящего времени администрацией района так и не были реализованы решения по устройству противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов. <данные изъяты> своим бездействием по устройству противопожарных разрывов не осуществила меры, препятствующие распространению лесных пожаров на населенные пункты, социальные объекты, которые расположены в лесах и рядом с лесами, чем нарушила единые и обязательные требования, установленные: 1/ Пунктами 1 и 2 ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.08г. №123-ФЗ; 2/ Части пятой ст.21 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ; 3/ Пунктом 6 части первой ст.84 Лесного кодекса РФ; 4/ Части первой, части третьей пункт «а», части шестой Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417 и части второй абзаца 5, частей восемь и девять Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.12.2008г. №532. В результате неправомерного бездействия <данные изъяты> по устройству противопожарных разрывов нарушено его право на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ. В судебном заседании Гаврилов А.Г. поддержал доводы своего заявления, просит удовлетворить заявленные требования. Считает, что нарушено его право на благоприятную окружающую среду, т.к. не организованы мероприятия по обустройству противопожарных разрывов, которые установлены решениями <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> он присутствовал на встрече с <данные изъяты> ФИО17 При этом задавал вопрос об оказании содействия в осуществлении противопожарных разрывов у <данные изъяты> и <данные изъяты>. Этот же вопрос перед <данные изъяты> ставил и <данные изъяты> района А..., <данные изъяты> обещал помочь. О том, что нарушено его право он узнал ДД.ММ.ГГГГ, после того как прочитал постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, где установлен срок проведения противопожарных мероприятий – до ДД.ММ.ГГГГ. После этого он сразу же обратился с заявлением в суд. Решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об установлении противопожарных разрывов либо не выполнены вообще или выполнены ненадлежащим образом, т.к. деревья свалены в кучи и не убраны. В период с 12 по ДД.ММ.ГГГГ он объезжал все указанные в заявлении населенные пункты, видел обстановку своими глазами и делал фотографии. Представитель <данные изъяты> Ильина И.Р. доводы заявления Гаврилова А.Г. не признала, поддержала отзыв и пояснила, что права заявителя не нарушены, в ДД.ММ.ГГГГ пожаров в лесах района не было. Кроме того, заявитель пропустил срок для обращения в суд, т.к. он ссылается на решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которое было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Срок пропущен без уважительных причин. На территории <адрес> нет лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, все леса являются федеральной собственностью, и управляет ими <данные изъяты>. Работы по обустройству противопожарных разрывов, указанных в протоколах <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выполнены полностью, что подтверждается шестью договорами купли-продажи лесных насаждений. Решения <данные изъяты> обязательны для исполнения и их исполнение контролируется самой комиссией. <данные изъяты> является одним из структурных подразделений <данные изъяты>. Выслушав заявителя Гаврилова А.Г., <данные изъяты> изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление следует удовлетворить частично. Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к данным решениям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия /бездействие/, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Статья 84 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 14.06.2011) Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений 1. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) 5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. (п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ) 1.1. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ) 2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 30 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности") Особый противопожарный режим В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). (часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ) Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" установлено, что Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой. (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2011 N 343) Статья 15.2 Закона Нижегородской области от 26.10.1995 N 16-З (ред. от 04.05.2011) "О пожарной безопасности" Особый противопожарный режим (введена Законом Нижегородской области от 04.05.2011 N 55-З) В случае повышения пожарной опасности решением Правительства Нижегородской области или органов местного самоуправления поселений и городских округов Нижегородской области на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Нижегородской области, муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). Согласно отзыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Гаврилова А.Г. <данные изъяты> с заявленными требованиями не согласна в полном объеме по следующим основаниям: 1. Предъявляя требования к <данные изъяты> Гаврилов А.Г. выбрал ненадлежащего ответчика, т.к. из ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Это также подтверждается ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст.19. 2. За истекший период ДД.ММ.ГГГГ лесных пожаров на территории <адрес> не было, в связи с чем считает права истца не нарушены и не могли быть нарушены. 3. Еще одним из оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований является пропуск срока обращения в суд. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как видно из заявления истец ссылается на решение комиссии по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением в суд обращается только в ДД.ММ.ГГГГ, т.е. через <данные изъяты> после принятия данного решения. 4. Согласно Лесного кодекса РФ /ст.84/ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся /п.6/ - организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Пункт 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010г. №442-ФЗ. В муниципальной собственности <адрес> лесные участки не значатся. Тем не менее, после заседания КЧС, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ и на котором было поручено <данные изъяты> провести обследование территорий вокруг социально значимых объектов, состоялось заседание <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ и был составлен протокол №. На данном заседании по итогам выступления З... – <данные изъяты>, было конкретно определено, где необходимо провести противопожарный разрыв и конкретный исполнитель работ. Эти работы полностью выполнены, что подтверждается договорами купли-продажи лесных насаждений – №, №, №, №, №, №. О работе, проведенной <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ сказано в справке <данные изъяты>. Также ДД.ММ.ГГГГ за № было направлено письмо в <данные изъяты> с просьбой согласовать устройство противопожарных полос. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, где в качестве исключительного случая считают возможной вырубку лесных насаждений по итогам проведения лесного аукциона, проведение которого поручено руководителям районных лесничеств. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением <данные изъяты> № было утверждено Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <адрес>, а также утвержден персональный состав данной комиссии. Комиссия является координационным органом, образованным для согласованных действий <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности /п.1/. Положение о комиссии состоит из 9 пунктов. В п.3 указаны основные задачи, п.4 – функции, п.5 – права Комиссии. В соответствии с п.8 Положения – решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти и организаций <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание № Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты>, рассмотрен вопрос об уточнении населенных пунктов, объектов, улиц по созданию противопожарных разрывов для защиты их от перехода огня с лесных массивов. Комиссия решила: - провести создание противопожарных разрывов в местах примыкания леса в следующих населенных пунктах: <данные изъяты>. - привлечь к созданию противопожарных разрывов <данные изъяты> - руководителю <данные изъяты> провести обследование территорий вокруг <данные изъяты>, провести вырубку деревьев, кустарника и опашку вокруг перечисленных территорий, для создания минерализованных полос. На следующий день – ДД.ММ.ГГГГ вновь состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности <данные изъяты>, протокол №, рассмотрены два вопроса: 1/ о дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности на территории <данные изъяты>; 2/ об утверждении параметров противопожарных разрывов и их привязка к местности. Комиссия решила по первому вопросу: - руководителю <данные изъяты> организовать ежедневное патрулирование лесных массивов на территории <данные изъяты> с привлечением егерей и охотников. - руководителям сельхозпредприятий продолжить опашку полей вдоль автомобильных дорог. - руководителю <данные изъяты> проверить установку шлагбаумов на съездах в лесные массивы на территории района. - главам муниципальных образований проверить уличное освещение в населенных пунктах и представить информацию в <данные изъяты> по телефону. - ограничить работу торговых точек, объектов общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, независимо от форм собственности до 22 часов. По второму вопросу: - противопожарный разрыв у населенного пункта <адрес> провести в квартале №, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>., длиной <данные изъяты>.. Исполнитель <данные изъяты> - противопожарный разрыв у населенного пункта <адрес> провести в квартале №, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>., длиной <данные изъяты>.. Исполнитель <данные изъяты> - противопожарный разрыв у населенного пункта <адрес> провести в квартале №, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>., длиной <данные изъяты>.. Исполнитель <данные изъяты>. - противопожарный разрыв у населенного пункта <адрес> провести в квартале №, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>., длиной <данные изъяты>.. Исполнитель <данные изъяты>. противопожарный разрыв у населенного пункта <адрес> провести в квартале №, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>., длиной <данные изъяты>., в квартале <данные изъяты>, выдел № площадью <данные изъяты> га шириной <данные изъяты>. диной <данные изъяты>.. Исполнитель <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и природных ресурсов <адрес> в лице <данные изъяты> Ж..., действующего на основании доверенности «Продавец» и <данные изъяты> в лице <данные изъяты> Б... «Покупатель» заключены два договора купли-продажи лесных насаждений – № и №, объем заготавливаемой древесины <данные изъяты> м.куб. и <данные изъяты> м.куб. соответственно, площадь по <данные изъяты> га, местонахождения – <данные изъяты> – квартал № выдел № делянка № и квартал № выдел № делянка №. Плата по договорам – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесена покупателем на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок действия обоих договоров с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.12 договоров способ очистки лесосеки – сбор порубочных остатков в кучи и сжигание их в непожароопасный период в срок одновременно с заготовкой. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и природных ресурсов <адрес> в лице <данные изъяты> Ж..., действующего на основании доверенности «Продавец» и <данные изъяты> «Покупатель» заключен договор купли-продажи лесных насаждений – №, объем заготавливаемой древесины <данные изъяты> м.куб., площадь <данные изъяты> га, местонахождение – <данные изъяты> – квартал № выдел № делянка №. Плата по договору – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесена покупателем на основании квитанции от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.12 договора способ очистки лесосеки – сбор порубочных остатков путем захоронения или вывоза на действующие свалки в срок одновременно с заготовкой. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и природных ресурсов <адрес> в лице <данные изъяты> Ж..., действующего на основании доверенности «Продавец» и <данные изъяты> в лице <данные изъяты> Г... «Покупатель» заключены три договора купли-продажи лесных насаждений – №, № и №, объем заготавливаемой древесины <данные изъяты> м.куб., <данные изъяты> м.куб. и <данные изъяты> м.куб. соответственно, площадь <данные изъяты> га, <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, местонахождения – <данные изъяты> – квартал № выдел № делянка № и квартал № выдел №, № делянка №, <данные изъяты> – квартал №, выдел №, №, делянка №. Плата по договорам – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. внесена покупателем на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок действия всех трех договоров до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.12 договоров способ очистки лесосеки – сбор порубочных остатков путем захоронения или вывоза на действующие свалки в срок одновременно с заготовкой. В соответствии с выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципального имущества <данные изъяты> лесные участки не числятся. Из справки <данные изъяты> следует, что на территории <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано два случая угрозы перехода огня от горящего леса на жилые постройки сельских населенных пунктов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Согласно представленной справки о ходе подготовки объектов и населенных пунктов к весенне-летнему пожароопасному периоду ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проведено <данные изъяты> /ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ/, за истекший период лесных пожаров не было, за аналогичный период ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ выполнены противопожарные разрывы у населенных пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Опаханы <данные изъяты> из <данные изъяты> населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> В... в адрес <данные изъяты> Д... направлено письмо № «Об устройстве защитных противопожарных полос» из которого следует, что во исполнение распоряжения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране лесов и торфяников <адрес> от пожаров в ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений /с массовым пребыванием людей/, подверженных угрозе распространения лесных пожаров», решением <данные изъяты> /протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ №/, просит согласовать устройство защитных противопожарных полос шириной <данные изъяты> метров для предупреждения распространения огня на следующие объекты: 1. <данные изъяты>, <данные изъяты> – протяженностью <данные изъяты> метров; 2. <данные изъяты> - протяженностью <данные изъяты> метров. Из ответа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений возлагается в соответствии со ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» и п.9 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на органы местного самоуправления. В целях обеспечения пожарной безопасности, в качестве исключительного случая, Департамент считает возможной рубку лесных насаждений вокруг населенных пунктов по результатам лесного аукциона на заключение договора купли-продажи лесных насаждений на основании ст.2 п.1 Закона Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключительных случаях заготовки лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений» с последующим переводом отведенной территории в земли поселений. Ширина полосы вырубаемых лесных насаждений не должна превышать <данные изъяты> метров от границы застройки сельских поселений и садоводческих товариществ. Обеспечение участия в лесном аукционе лиц, выполняющих работы по устройству противопожарного разрыва возлагается на администрацию соответствующего района. Уставом <данные изъяты> принятого решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено: Ст.5 п.8 и 10 – к вопросам местного значения района относятся – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Ст.38 ч.1 – <данные изъяты> – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>. Ст.40 ч.2 п.7 и 9 – к полномочиям администрации района относится - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято распоряжение № «Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в весенне-летний период ДД.ММ.ГГГГ», из которого следует: П.1 – рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, руководителям организаций в рамках своих полномочий: п.1.4 – в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах, для которых характерно возникновение угрозы лесоторфяных пожаров, пожаров в массивах сухой растительности, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность распространения огня на населенные пункты и в обратном направлении /устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, ликвидация ветхих строений, дежурство с водоподающей и землеройной техникой/. В соответствии с постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений /с массовым пребыванием людей/, подверженных угрозе распространения лесных пожаров», утвержден перечень, в который вошли следующие населенные пункты и организации /учреждения/ <данные изъяты> – <адрес> <данные изъяты>, <данные изъяты>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято распоряжение №О мерах по охране лесов и торфяников <адрес> от пожаров в ДД.ММ.ГГГГ», из которого следует: П.6 – рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских округов <адрес>,: П.6.4 – принять участие в разработке планов мероприятий по профилактике лесных и торфяных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов и выполнить противопожарное обустройство лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселений и городских округов <адрес>; П.6.15 – разработать и обеспечить выполнение мероприятий, исключающих возможность перехода огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения и обратно; П.6.17 – обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам, объектам экономики, оздоровительным и иным учреждениям противопожарные расстояния не менее 50 метров /для городских поселений/, не менее <данные изъяты> метров /для городски и сельских поселений с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой/, а также организовать проведение опашки шириной не менее 3 метров. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <данные изъяты> № «Об установлении на территории <адрес> особого противопожарного режима» на территории области установлен особый противопожарный режим в лесах. При этом /п.4/ рекомендовано органам местного самоуправления поселений и городских округов <адрес> организовать контроль за выполнением в полном объеме профилактических мероприятий, указанных в распоряжении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в ДД.ММ.ГГГГ», обратив особое внимание на очистку территорий от сухой растительности и мусора, наличие и приспособленность водоисточников для целей пожаротушения, обеспечение требуемых противопожарных разрывов от границ населенных пунктов до лесных массивов, проведению опашки в местах примыкания населенных пунктов к лесным массивам, полям с сухой растительностью, автомобильным дорогам, железнодорожным путям, линиям электропередач /п.4.2/; организовать устройство минерализованных полос вокруг населенных пунктов, граничащих с лесными массивами и подверженных угрозе распространения лесных пожаров /п.4.5/. В судебном заседании осмотрены 47 фотографий, представленных заявителем Гавриловым А.Г.. На данных фотографиях изображены несколько населенных пунктов с примыкающими к ним участками леса и имеются письменные пояснения заявителя Гаврилова А.Г. В качестве обоснования заявления Гаврилов А.Г. указывает, что своим бездействием по невыполнению <данные изъяты> и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ /протоколы № и №/ в части обустройства противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов и социальных объектов <данные изъяты> нарушила его законные права и интересы на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Суд находит заслуживающими внимания доводы заявителя. В соответствии со статьей 42 Конституции РФ - Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статьей 11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды" установлены права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. 2. Граждане имеют право: создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде; осуществлять другие предусмотренные законодательством права. 3. Граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Суд приходит к выводу о том, что Гаврилов А.Г. имел право на обращение в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий /бездействия/ органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», т.к. нарушено его право на благоприятную окружающую среду. Доводы представителя <данные изъяты> о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд, судом проверялись и отклоняются в связи с необоснованностью. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было принято решение о принятии противопожарных мер по защите населенных пунктов, в частности о создании противопожарных разрывов /Протокол №/. Об этом заседании комиссии указано в заметке корреспондента газеты «<данные изъяты>», под названием «<данные изъяты>», которая была опубликована ДД.ММ.ГГГГ в этой газете /№/. В протоколе срок выполнения противопожарных разрывов не был указан, сам протокол заседания не был опубликован, тем самым не был доступен для всеобщего обозрения. Заявитель Гаврилов А.Г. не мог знать о предельных сроках этих работ. О нарушении своего права на благоприятную окружающую среду Гаврилов А.Г. узнал не ранее ДД.ММ.ГГГГ, когда ознакомился с опубликованным в газете «<данные изъяты>» № распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в ДД.ММ.ГГГГ», из которого следует: П.1 – рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, руководителям организаций в рамках своих полномочий: п.1.4 – в срок до ДД.ММ.ГГГГ в населенных пунктах, для которых характерно возникновение угрозы лесоторфяных пожаров, пожаров в массивах сухой растительности, разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность распространения огня на населенные пункты и в обратном направлении /устройство защитных противопожарных полос, удаление сухой растительности, ликвидация ветхих строений, дежурство с водоподающей и землеройной техникой/. После ознакомления с данным распоряжением <данные изъяты> Гаврилов А.Г. обратился в суд. Таким образом, установленный ст.256 ГПК РФ срок для обращения в суд /3 месяца/ им не нарушен. В протоколе заседания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указаны конкретные населенные пункты и социальные объекты, вокруг которых должны быть выполнены противопожарные разрывы в местах примыкания леса: <адрес> – <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> и <данные изъяты>. Частично указанные работы выполнены, что подтверждается шестью договорами купли-продажи лесных насаждений, заключенных в ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, <адрес> и <адрес>. В суд не представлены письменные доказательства заключения договоров по <адрес>, однако работы по выполнению противопожарных разрывов там тоже проводились, что подтверждается, как показаниями сторон, так и представленными фотографиями. Вопрос о качестве проведенных работ и их объеме не входит в компетенцию суда и должен проверяться организацией, заключившей договоры купли-продажи лесных насаждений. Поэтому в указанной части суд Гаврилову А.Г. отказывает в связи с необоснованностью. Вместе с тем работы по установке противопожарных разрывов в местах примыкания хвойных лесных массивов к <данные изъяты> и <данные изъяты> не выполнены до настоящего времени. Предельный срок выполнения этих работ – ДД.ММ.ГГГГ уже истек около 3-х месяцев назад. Имеет место бездействие <данные изъяты>, которое не выполнило решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> обязана контролировать выполнение решений, вынесенных одним из ее структурных подразделений. Своим бездействием по установке противопожарных разрывов в местах примыкания леса <данные изъяты> подвергает потенциальной опасности жизни и здоровье жителей <адрес>, в том числе <данные изъяты>, находящихся в <данные изъяты> и <данные изъяты>, находящихся на лечении в <данные изъяты>. После истечения установленного <данные изъяты> срока /ДД.ММ.ГГГГ/, <данные изъяты> района в адрес руководителя <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо № «Об устройстве защитных противопожарных полос» из которого следует, что во исполнение распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по охране лесов и торфяников <адрес> от пожаров в ДД.ММ.ГГГГ», в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений /с массовым пребыванием людей/, подверженных угрозе распространения лесных пожаров», решением <данные изъяты> /протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ №/, просит согласовать устройство защитных противопожарных полос шириной <данные изъяты> метров для предупреждения распространения огня на следующие объекты: 1. <данные изъяты>, <данные изъяты> – протяженностью <данные изъяты> метров; 2. <данные изъяты> - протяженностью <данные изъяты> метров. В соответствии с постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня населенных пунктов <адрес>, садоводческих некоммерческих объединений граждан, объектов экономики, производственных объектов, организаций и летних оздоровительных учреждений /с массовым пребыванием людей/, подверженных угрозе распространения лесных пожаров», утвержден перечень, в который вошли следующие населенные пункты и организации /учреждения/ Шатковского муниципального района в том числе по <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> принято распоряжение № «О мерах по охране лесов и торфяников <адрес> от пожаров в ДД.ММ.ГГГГ», из которого следует: П.6 – рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских округов <адрес>,: П.6.4 – принять участие в разработке планов мероприятий по профилактике лесных и торфяных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов и выполнить противопожарное обустройство лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселений и городских округов <адрес>; П.6.15 – разработать и обеспечить выполнение мероприятий, исключающих возможность перехода огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения и обратно; П.6.17 – обеспечить в местах примыкания хвойных лесных массивов к населенным пунктам, объектам экономики, оздоровительным и иным учреждениям противопожарные расстояния не менее <данные изъяты> метров /для городских поселений/, не менее <данные изъяты> метров /для городски и сельских поселений с одно- и двухэтажной индивидуальной застройкой/, а также организовать проведение опашки шириной не менее <данные изъяты> метров. ДД.ММ.ГГГГ на данное письмо дан ответ <данные изъяты> с разъяснением возможной процедуры по устройству защитных противопожарных полос. Каких-либо действий со стороны <данные изъяты> по устройству противопожарных разрывов на указанных трех объектах не последовало, тем самым бездействие по выполнению решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ продолжается. Доводы отзыва <данные изъяты> о том, что данные действия по установке противопожарных разрывов относятся к компетенции сельских и поселковых поселений судом рассмотрены и отвергаются за необоснованностью. В судебном заседании исследовался Устав <данные изъяты>, принятый решением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ №. Устав является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории <данные изъяты>. Положения Устава обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами. В состав района входят территории муниципальных образований: <данные изъяты> городских поселений – <адрес> и <адрес> и <данные изъяты> сельских поселений. В соответствии с положениями Устава <данные изъяты>: Ст.5 п.8 и 10 – к вопросам местного значения района относятся – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Ст.38 ч.1 – <данные изъяты> – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>. Ст.40 ч.2 п.7 и 9 – к полномочиям администрации района относится - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Тем самым <данные изъяты> имеет право и обязана осуществлять организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также принимать участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В связи с данными обстоятельствами суд находит заявление Гаврилова А.Г. подлежащим частичному удовлетворению, поэтому следует признать бездействие <данные изъяты> в части устройства противопожарных разрывов вокруг <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных рядом с хвойными лесами /лесными массивами/, незаконным, а также вменить обязанность <данные изъяты> организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг этих объектов, расположенных рядом с лесами, установив срок исполнения – <данные изъяты> месяц со дня вступления решения суда в законную силу, в остальной части заявления Гаврилову А.Г. отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Заявление Гаврилова А.Г. удовлетворить частично. Признать бездействие <данные изъяты> в части устройства противопожарных разрывов вокруг <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных рядом с лесами, незаконным, вменить обязанность <данные изъяты> организовать осуществление действий по устройству противопожарных разрывов вокруг этих объектов, расположенных рядом с лесами, установив срок исполнения – <данные изъяты> месяц со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части заявления Гаврилова А.Г. отказать. Решение может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд. Судья: А.В. Лапаев