Решение о признании недействительным межевого плана.



№2-714/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лапаева А.В.,

с участием истца Шмелева Г.В., представителя ответчиков - <данные изъяты> и <данные изъяты> Ладина И.С., ответчика Хитиной Е.И., третьего лица – Назарова В.Г.,

при секретаре Сазановой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмелева Г.В. к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Хитиной Е.И. о б установлении границ земельного участка <данные изъяты>. признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Шмелев Г.В. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка Хитиной Е.И.», признании недействительным межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного <данные изъяты> в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Хитинной Е.И. и <данные изъяты>, применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска он указывает, что является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м..

Дом по <адрес> находится на земельном участке, который был выделен в пользование и использовался жителями дома для ведения личного подсобного хозяйства.

Границы данного земельного участка были определены и согласованы со всеми соседями и существовали с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает документ, предоставленный <данные изъяты>

В данный момент ему известно, что границы их земельного участка нарушены, т.к. часть земельного участка, находящегося в пользовании их дома продана в собственность Хитиной Е.И., проживающей в соседнем доме.

Хитиной Е.И. земельный участок был передан в собственность в соответствии с договором купли-продажи земельного участка, который был заключен с Хитиной Е.И. представителем <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ с границами, установленными согласно межевого плана <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Границы земельного участка не были согласованы со всеми собственниками дома по <адрес>, как этого требует закон.

Кроме этого, Хитиной Е.И. в собственность был передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., хотя ранее у нее в пользовании не было такого участка, за Хитиной Е.И. числился участок площадью <данные изъяты> кв.м. по данным ИФНС <данные изъяты>.

Таким образом он считает, что Хитиной Е.И. была передана в собственность часть земельного участка, находящегося в пользовании собственников их дома, общая площадь ее участка увеличилась до <данные изъяты> кв.м..

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены - <данные изъяты>, <данные изъяты>, Хитина Е.И., а в качестве 3-его лица – <данные изъяты>.

В судебном заседании истец Шмелев Г.В. исковые требования поддержал и подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении. Он показал, что вместе с женой А... является собственником по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <адрес>. В настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ, в этой квартире живет его дочь со своей семьей. Дом муниципальный, имеет три квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ в доме произошел пожар, после чего до ДД.ММ.ГГГГ они делали ремонт в квартире. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ пользовались земельным участком, расположенным рядом с домом. Документов на право пользования земельным участком у него нет. <данные изъяты> незаконно провело межевание земельного участка Хитиной Е.И., акт согласования границ земельного участка он не подписывал. По вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом он в <данные изъяты> не обращался. <данные изъяты> незаконно вынесла постановление о предоставлении земельного участка гр-ке Хитиной Е.И.. Хитина Е.И. захватила часть земельного участка, которым он ранее пользовался. Размер захваченного участка земли - <данные изъяты> м., около <данные изъяты> кв.м..

Представитель ответчиков – <данные изъяты> и <данные изъяты> Ладин И.С. иск не признал и пояснил, что истцом не предоставлено доказательств о нарушении своих прав. При межевании земельного участка требуется согласование границ с собственниками /владельцами, арендаторами/ смежных земельных участков. Истец не имеет никаких прав на расположенный у <адрес> земельный участок, поэтому никаких оснований для того, чтобы согласовывать с ним границы земельного участка не имелось. Истец в <данные изъяты> по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом не обращался.

Ответчик Хитина Е.И. иск не признала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ землеустроитель <данные изъяты> Ж... измеряла площадь земельного участка. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она жила в <адрес>, в этом доме было четыре квартиры. У каждого из нанимателей квартир под своими окнами был собственный огород примерно по <данные изъяты> сотке земли. Каких-либо распоряжений о выделении земли не было, просто они пользовались, т.к. никто не возражал. У нее земельный участок в настоящее время оформлен по закону, поэтому с иском не согласна.

Ответчик – <данные изъяты> о дне рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

3-е лицо - <данные изъяты> о дне рассмотрения дела извещена, представитель в судебное заседание не явился, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало, из отзыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что исковые требования не затрагивают законные права и интересы <данные изъяты>, просят рассмотреть дело без участия представителя <данные изъяты>.

3-е лицо – А...А... о дне судебного заседания извещена, в суд не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила и не просила отложить рассмотрение дела, от нее поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия, с иском согласна.

3-е лицо – Б..., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не сообщил и не просил отложить рассмотрение дела.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных ответчиков и третьих лиц.

3-е лицо – Назаров В.Г. пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает с семьей в <адрес>. В доме <данные изъяты> квартиры. Перед его квартирой находится огороженный земельный участок размером <данные изъяты> сотки, у соседа Б... земельный участок также огорожен. В третьей квартире, принадлежащей Шмелевым перед домом забор отсутствует. Разрешение на пользование земельным участком ему не выдавалось.

Свидетель Е... ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что проживает в <адрес> был построен от коммунального хозяйства, перед домом жильцы сами отгораживали себе небольшие земельные участки под огороды. Перед домом проезда не было, только позади дома.

Свидетель В... ДД.ММ.ГГГГ показала, что на протяжении примерно ДД.ММ.ГГГГ жила в <адрес>. Дом был <данные изъяты>. Жили в доме они, З..., И... и медсестра К.... Огороды размером <данные изъяты>-<данные изъяты> сотки жильцы огораживали сами и пользовались землей. Между участком Хитиной Е.И. и земельным участком Шмелева Г.В. проходит грунтовая дорога, по которой может проехать грузовая автомашина.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Шмелева Г.В. необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 64 ЗК РСФСР 1991г.. Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2287)

При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставляются в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.

Статья 68 ЗК РСФСР 1991г.. Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота

Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке.

Земельные участки, предоставленные для огородничества, используются в целях выращивания овощей, картофеля, бахчевых и ягодных культур. При необходимости на указанных земельных участках могут возводиться с учетом местных условий временные постройки индивидуального или общего пользования для отдыха, хранения огородного инвентаря и укрытия от непогоды.

При прекращении права пользования земельными участками, предоставленными для огородничества, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

Статья 70 ЗК РСФСР 1991г... Земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов

Все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии со ст. 37 ЗК РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие ЗК РФ, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

Аналогичное положение содержит и п. 3 ст. 552 ГК РФ.

Статья 20 ЗК РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Статья 7 ФЗ №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Муниципальные правовые акты

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Закона СССР от 13 декабря 1968г. N3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик", предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящих Основ… Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей. Формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. Порядок оформления временного пользования землей устанавливаются законодательством союзных республик. Аналогичные положения содержали и статьи 12-19 Земельного кодекса РСФСР.

Согласно ст.64 ЗК РФ земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п.5 ст. 34 Земельного Кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения /обременения/ прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе – акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Перечень оснований для отказа в регистрации установлен статьей 20 этого же ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Статьей 17 ч. 3 ФЗ РФ "О землеустройстве" определено, что межевание объектов землеустройства включает в себя, в том числе работы по определению границ объектов землеустройства на местности и их согласование.

В соответствии с п. 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 г., установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданным в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Аналогичные положения содержатся и в Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований Шмелева Г.В. суд отказывает в полном объеме.

Судом установлено, что истец Шмелев Г.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <адрес> /документ-основание – решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ/, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Сособственником этой квартиры является жена истца – А..., которая зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации А... и Г... получили от <данные изъяты> в совместную собственность занимаемую ими <адрес>, что подтверждается дубликатом договора, удостоверенного нотариусом. Сведений о регистрации этого договора в <данные изъяты>, суду не представлено.

Истец Шмелев Г.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Данный <адрес> поставлен на технический учет в ДД.ММ.ГГГГ, дом является муниципальным и состоит из трех квартир. Собственником квартиры в этом доме является Б.... Нанимателем квартиры по договору социального найма является Назаров В.Г.. С ДД.ММ.ГГГГ квартиры в этом доме переданы по договору о приватизации. ДД.ММ.ГГГГ в доме в квартире Назаровых произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре /л.д.120/.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия произвела обследование <адрес> и установила следующее: «квартира расположена в <данные изъяты> квартирном жилом доме. ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате которого квартира обгорела. В настоящее время ведется капитальный ремонт квартиры – возведена кирпичная кладка несущих стен и перегородок, установлена стропильная конструкция крыши, обрешетка, шиферное кровельное покрытие. Внутриквартирные отделочные работы не выполнены, внутридомовые инженерные коммуникации отсутствуют. Комиссия пришла к выводу, что проживание в квартире на данный момент невозможно».

ДД.ММ.ГГГГ А... <данные изъяты> выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства: жилого дома со стороны <адрес> по адресу – <адрес> Общая площадь <данные изъяты> кв.м..

Документы по отводу земли, под данным домом, в инвентарном деле <данные изъяты> отсутствуют.

Суд не может признать представленную схему земельного участка <адрес> по данным инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ, как доказательство установления границ соответствующего земельного участка. По инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ общая площадь земельного участка составляла около <данные изъяты> кв.м., в том числе под многоквартирным домом <данные изъяты> кв.м..

В соответствии с ответом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> не сформирован, т.е. межевание не проводилось. Тем самым его границы не установлены в соответствии с земельным, жилищным и градостроительным законодательством.

Ответчик Хитина Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес>, где зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. Этот дом на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездно передан в собственность Хитиной Е.И., договор приватизации удостоверен нотариусом ДД.ММ.ГГГГ и в тот же день зарегистрирован в <данные изъяты>.

Распоряжением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> исключен из состава муниципальной собственности, с передачей этого дома безвозмездно совладельцам. ДД.ММ.ГГГГ Хитина Е.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на дом по <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м..

В ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проводились работы по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Местоположение границы земельного участка согласовано, установлена площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> издано Постановление о предоставлении Хитиной Е.И. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , категория земель – «Земли населенных пунктов», разрешенное использование – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Предписано <данные изъяты> заключить с Хитиной Е.И. договор купли-продажи земельного участка.

Указанный договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, а на следующий день составлен и подписан акт приема-передачи земельного участка. На земельном участке расположен жилой дом, состоящий из основного бревенчатого строения площадью <данные изъяты> кв.м.. Указанный жилой дом принадлежит Хитиной Е.И. на праве собственности, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, удостоверенного государственным нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, реестровый .

ДД.ММ.ГГГГ Хитиной Е.И. выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Из ответа МРИ ФНС России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на данный момент за Хитиной Е.И. числится три земельных участка:

1/ по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ,

2/ по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ,

3/ по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. На момент постановки на учет в налоговый орган площадь этого участка составляла 500 кв.м., вид права – постоянное /бессрочное/ пользование.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" установлено:

- П.66. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

- П.67. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

- П.68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" установлено:

- П.2.3. Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

3. Закреплением в числе основ конституционного строя Российской Федерации многообразия форм собственности на землю (статья 9 Конституции Российской Федерации) обусловливается разграничение прежде единой государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, которое в качестве принципа закреплено в Земельном кодексе Российской Федерации и правовые основы и порядок которого устанавливаются федеральным законом.

Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, - не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).

В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом.

4. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

4.1. Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.

Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

4.3. Таким образом, положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.

Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Исходя из смысла указанных норм права, придомовая территория относится к общему имуществу собственников в многоквартирном доме, то есть является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 упомянутого Федерального закона в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В данном случае земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> и иные входящие в состав дома объекты недвижимости и придомовая территория, не прошли процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет. Границы этого земельного участка до настоящего времени не установлены в соответствии с нормами действующего законодательства.

Собственник помещения не вправе осуществлять выдел своей доли в праве общей собственности в натуре. Доля в праве общей собственности, в том числе на придомовую территорию, следует судьбе права собственности, на жилое помещение.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) также устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о необходимости отказа в иске Шмелева Г.В. к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> Хитиной Е.И. о б установлении границ земельного участка <данные изъяты>. признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Межевание земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ проведено <данные изъяты> с соблюдением всех необходимых процедур, границы земельного участка <адрес> согласованы со смежными землепользователями и акт согласования границ подписан всеми уполномоченными лицами. Нарушений при составлении межевого плана не допущено, поэтому требования о признании данного плана недействительным ничем не обоснованны.

Постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка Хитиной Е.И.» является правовым актом, вынесенным в пределах предоставленных полномочий, в нем имеется ссылка на действующее законодательство – ст.ст.28, 29, 36 ЗК РФ, ст.2 Закона Нижегородской области «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» от ДД.ММ.ГГГГ -З. Постановление подписано главой <данные изъяты> Д..., имеется круглая гербовая печать. Тем самым указанное постановление является действующим. Оснований для признания данного постановления недействительным не имеется.

В соответствии со ст.2 ч.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005г. N 192-З (ред. от 31.03.2010г.) "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" - Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципальных образований, за исключением города <адрес>, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Нижегородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Из содержания постановления от ДД.ММ.ГГГГ /п.2/ следует, что <данные изъяты> поручено заключить с Хитиной Е.И. договор купли-продажи земельного участка.

Договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу<адрес>, заключен в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> /продавец/ и гр-кой Хитиной Е.И. /покупатель/. Определен предмет договора, указаны все существенные условия, в том числе цена. Договор подписан сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ стороны по договору составили и подписали передаточный акт. После чего Хитина Е.И. обратилась в регистрационную службу, где зарегистрировала свое право собственности на указанный земельный участок /свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ/.

То обстоятельство, что ранее у Хитиной Е.И. площадь земельного участка была менее <данные изъяты> кв.м., не может служить основанием для удовлетворения иска и признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Основания для признания сделок недействительными указаны в главе 9 части первой Гражданского кодекса РФ /ст.ст.168-179/.

В судебном заседании истцом Шмелевым Г.В. не представлено доказательств того, что оспариваемая сделка /договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ/ совершена с нарушением норм действующего законодательства или воли сторон. Поэтому указанное требование также является необоснованным и поэтому не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Шмелева Г.В. к <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, Хитиной Е.И. о б установлении границ земельного участка <данные изъяты>. признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным /ничтожным/ договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд.

Судья: А.В. Лапаев