О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, признании отказа в ее назначении незаконным, обязывании назначить пенсию, выплатить задолженность.



№2-763/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Копнина С.Н.

при секретаре Ромадовой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атаева Н.А. к <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, признании отказа в ее назначении незаконным, обязывании назначить пенсию, выплатить задолженность,

УСТАНОВИЛ:

Атаев Н.А. обратился в суд с иском к <данные изъяты> и просит:

- признать за ним Атаевым Н.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ;

- признать незаконным отказ <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью ввиду отсутствия требуемого специального стажа;

- обязать <данные изъяты> назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать <данные изъяты> включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с <данные изъяты> деятельностью: - период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- обязать <данные изъяты> выплатить образовавшуюся задолженность по пенсии.

В обоснование иска он указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> т.е. осуществлял <данные изъяты> деятельность. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости как <данные изъяты> работнику по пп. 19 п. 1 ст.27 Закона N 173 ФЗ. Согласно отказа <данные изъяты> было указано, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, независимо от их возраста. Начисление досрочной трудовой пенсии осуществляется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516. Согласно вышеуказанному Списку, право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в конкретных должностях и в определенных государственных и муниципальных учреждениях. В специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с <данные изъяты> деятельностью, подлежат включению следующие периоды <данные изъяты> деятельности: С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Подлежат исключению из специального стажа, засчитываются в страховой стаж следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в армии; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - уход за ребенком. Так же подлежат исключению из специального стажа отпуска без сохранения заработной платы. Итого специального стажа работы, подлежащего включению на момент обращения за назначением досрочной пенсии, имеется <данные изъяты>, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии по ст.27 п. 1 пп. 19 « Закона о трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ, требуется стаж -25 лет. Считает отказ <данные изъяты> незаконным, поскольку он имеет необходимый специальный стаж 25 лет, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по с.27 п. 1 пп. 19 «Закона о трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года N 173-ФЗ. В специальный стаж должен быть включен период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям: на момент осуществления им службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее при обретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период его службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у меня на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям: в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в <данные изъяты>. Кроме того необходимо включить в специальный стаж период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что поскольку он имеет необходимый специальный стаж он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии и отказ пенсионного фонда является незаконным. В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения прав на указанную пенсию. На момент обращения к ответчику его <данные изъяты> деятельность превышает 25 лет. Поэтому необходимо признать за ним право на досрочное назначение пенсии и выплатить образовавшуюся задолженность.

<данные изъяты> обратилось в суд с возражениями на исковое заявление Атаева Н.А. и просит отказать в исковых требованиях Атаева Н.А. о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку требуемого стажа (25 лет) истец не выработал, и права на досрочную трудовую пенсию по старости у него не возникло. Специальный стаж Атаева Н.А. составляет <данные изъяты>. на дату обращения, что недостаточно для назначения пенсии по п.п. 10 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. N 17З-ФЗ.

В обоснование возражений указывают, что досрочная трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173­ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Педагогический стаж для досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. N 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, периоды работы до 1 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В указанный спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. служба истца в составе Вооруженных Сил СССР, приходится на время действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п/п. «г» п.1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 учителям, врачам и другим просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964г. № 620 (пункт 5), было установлено, что в связи с увеличением ставок зарплаты (должностных окладов) работников просвещения и здравоохранения до уровня, превышающего ранее действовавшие должностные оклады (ставки) вместе с пенсией за выслугу лет, эти пенсии после введения новых условий оплаты труда не назначать, а ранее назначенные пенсии не выплачивать. Работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу, назначение и выплату пенсий производить в ранее установленном порядке. С учетом положений Постановления N 620 от 15.07.1964г. были внесены изменения в ранее принятое Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое в дальнейшем могло применяться только с учетом положений Постановления N 620 от 15.07.1964г.. Следовательно, прохождения истцом Атаевым Н.А. военной службы в составе Вооруженных Сил СССР указанные ограничения о порядке назначения и выплаты досрочных пенсий только лицам, ушедшим с работы, действовали и применялись уже около 20 лет. Досрочная пенсия Атаеву НА. с учетом включения в педагогический стаж службу в армии (с <данные изъяты>. по ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с ранее действующим законодательством, может быть назначена только лишь в случае, если он будет уволен с работы и перестанет заниматься педагогической деятельностью. По спорному периоду о включении в специальный стаж периода нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. N З54З-l «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж для работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Следовательно, определено, в специальный стаж работы, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. N З54З-l. По спорному периоду о включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с утвержденными Правилами от 11.07.2002г. № 516 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не позволяют зачесть в специальный стаж курсы повышения квалификации. Поскольку Правилами не предусмотрено включение в специальный стаж курсы повышения квалификации.

В судебном заседании Атаев Н.А. заявленные исковые требования поддержал и подтвердил обстоятельства изложенные в исковом заявлении.

Представитель <данные изъяты> Романова З.А. исковые требования Атаева Н.А. не признала и подтвердила доводы изложенные в возражениях на его исковое заявление.

Согласно разъяснения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ Атаев Н.А. обратился за назначением досрочной пенсии по старости как <данные изъяты> работнику по пп.19 п.1 ст.27 Закона N 173 ФЗ. Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Начисление досрочной трудовой пенсии осуществляется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г N 781, а также с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516. Согласно вышеуказанному Списку, право на пенсию предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в конкретных должностях и в определенных государственных и муниципальных учреждениях. В специальный стаж работы Атаева А.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, подлежат включению следующие периоды <данные изъяты> деятельности: С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>. Подлежат исключению из специального стажа, засчитываются в страховой стаж следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в армии; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - уход за ребенком. Так же подлежат исключению из спец.стажа отпуска без сохранения заработной платы. Итого специального стажа работы, подлежащего включению на момент обращения за назначением досрочной пенсии, имеется <данные изъяты>., что недостаточно для назначения Атаеву Н.А. досрочной трудовой пенсии по ст.27 п.1 пп.19 «Закона о трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. N 173-ФЗ, требуется стаж- 25 лет.

Согласно записям в трудовой книжке Атаева Н.А., в период:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> и уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> и уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

с ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты>.

Согласно справке уточняющей работу в должностях дающих право на пенсию в связи с <данные изъяты> деятельностью, Атаев Н.А. находился на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же находился в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав истца, исследовав материалы дела суд считает, что исковые требования Атаева Н.А. подлежат удовлетворению частично в части включения в стаж <данные изъяты> деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска следует отказать за необоснованностью.

В соответствии со ст.28 ч.1 п.п.10 закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17 декабря 2001 года, досрочная трудовая пенсия за выслугу лет <данные изъяты> работникам назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. а ч. 1 Постановления Совета Министров СССР от 17.11.1959 года № 1397 (в том числе с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 593 Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 N 313) «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначаются учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

До 25 сентября 1992 года действовала ст. 167 КЗоТ в «старой» редакции, согласно которой «..женщине по ее заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности..».

25 сентября 1992 года в данную статью КЗОТ были внесены изменения, которыми установлено, что отпуск по уходу за ребенком засчитывается в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

В настоящее время действующим трудовым законодательством (ст.256 ТК РФ) отпуск по уходу за ребенком также не включается в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях.

В п.15 Постановления № 25 Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости /статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»/, следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года /времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях/, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что Атаев Н.А., не относящийся к категории женщин, находился в отпуске по уходу за ребенком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд не находит оснований для включения Атаеву Н.А. в специальный стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет <данные изъяты> работникам периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Атаев Н.А. проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Вместе с тем, пунктом 5 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964г. №620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» установлено, что в связи с увеличением ставок заработной платы /должностных окладов/ работников просвещения и здравоохранения до уровня, превышающего ранее действовавшие должностные ставки /оклады/ вместе с пенсией за выслугу лет, эти пенсии после введения новых условий оплаты труда не назначать, а ранее назначенные пенсии не выплачивать. Работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу, назначение и выплату пенсий производить в ранее установленном порядке.

Тем самым фактически были внесены изменения в ранее принятое Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397, которое в дальнейшем могло применяться только с учетом положений Постановления №620 от 15.07.1964г..

Таким образом, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.64 N 620 установлено, что назначение и выплата пенсий за выслугу лет производится работникам просвещения и здравоохранения, оставившим работу.

В пункте 1.3 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указано, что в соответствии с п.2 разъяснений Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 05 октября 1964 года №12/28 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в связи с повышением им заработной платы» пенсии за выслугу лет назначаются и выплачиваются после оставления работы независимо от занимаемой должности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г. служба в Советской Армии не учитывается в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Также не предусмотрена служба в Армии для назначения досрочной пенсии педагогам в Постановлении Совмина РСФСР от 06.09.1991г. №463 и в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067.

Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П следует, что вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования /независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично/.

Анализ приведенных выше норм позволяет суду сделать вывод, что Атаев Н.А. приобрел право на включение в <данные изъяты> стаж службу в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ после оставления им работы независимо от занимаемой должности.

Принимая во внимание указанное Постановление Конституционного Суда РФ, а также то обстоятельство, что истец Атаев Н.А. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в тот период, когда действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» и Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964г. №620, которые предусматривали включении службы в армии в стаж на льготных условиях после оставления работы независимо от занимаемой должности, суд приходит к выводу, что указанный период прохождения службы в ВС СССР может быть включен в педагогический стаж Атаева Н.А., дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости после оставления им работы независимо от занимаемой должности.

В судебном заседании установлено, что Атаев Н.А., проходивший службу в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения в <данные изъяты> за назначением досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени продолжает заниматься <данные изъяты> деятельностью – <данные изъяты> и занимает должность <данные изъяты>.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для включения периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Атаева Н.А., дающий ему право для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет как <данные изъяты> работнику, до оставления им работы независимо от занимаемой должности.

Отказывая Атаеву Н.А. во включение в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сослался на то, что Правилами от 11.07.2002г. № 516 исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено включение в специальный стаж курсы повышения квалификации. Однако при этом ответчиком не учтено, что данные правила не содержат прямого запрета на включение данного периода в специальный стаж, а так же требования ст. 112 КЗоТ РСФСР и ст. 187 ТК РФ.

В силу п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в <данные изъяты>.

На основании статьи 112 КЗоТ РСФСР, действовавшего до 01 февраля 2002 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Таким образом, стаж <данные изъяты> деятельности Атаева Н.А. на дату обращения в пенсионный фонд с учетом включения в него периодов нахождения на курсах повышения квалификации составляет <данные изъяты>, что недостаточно для возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как <данные изъяты> работнику, в соответствии с требованиями ст.28 ч.1 п.п.10 закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17 декабря 2001 года. На дату вынесения судебного решения стажа <данные изъяты> работы Атаева Н.А. так же недостаточно для возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, су не находит оснований для признания за Атаевым Н.А. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ; признания незаконным <данные изъяты> в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа; возложения на <данные изъяты> обязанности назначить ему досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ; возложения на <данные изъяты> обязанности включить в стаж <данные изъяты> деятельности период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложении на <данные изъяты> обязанности выплатить образовавшуюся задолженность по пенсии.

В удовлетворении данных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Атаева Н.А. к <данные изъяты> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, признании отказа в ее назначении незаконным, обязывании назначить пенсию, выплатить задолженность, удовлетворить частично.

Включить Атаеву Н.А., в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды его нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего <данные изъяты>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.

Председательствующий: С.Н. Копнин