Решение об оспаривании отказа государственного органа в выдаче паспорта транспортного средства.



№2-44/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ

Шатковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Копнина С.Н.

при секретаре Ромадовой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коняшкина О.В. об оспаривании отказа государственного органа в выдаче паспорта транспортного средства,

УСТАНОВИЛ:

Коняшкин О.В. обратился в суд с заявлением и, в соответствии со ст. 3,254-259 ГПК РФ, ст. 12 ФЗ N 59­ ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», просит:

- Отказ Федеральной таможенной службы <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни в выдаче паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.

- Обязать Федеральную таможенную службу <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни выдать ему паспорт транспортного средства на принадлежащую ему автомашину <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер .

В обоснование заявления он указывает, что ДД.ММ.ГГГГ им в <данные изъяты> была приобретена автомашина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска, идентификационный номер согласно счет-справки серии от ДД.ММ.ГГГГ и договора от ДД.ММ.ГГГГ. Автомашина была перемещена им на территорию Российской Федерации для личного пользования. Консультацией технических экспертов ему было выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ по идентификации ТС с подтверждением источника происхождения информации. ДД.ММ.ГГГГ в Федеральную таможенную службу <данные изъяты> таможенное управление <данные изъяты> таможни им было направлено заявление с просьбой о выдаче ему паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль, приобретенный в <данные изъяты>. К заявлению были приложены: - технический паспорт на транспортное средство; - договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; - счет-справка серии от ДД.ММ.ГГГГ; - заключение автоэксперта от ДД.ММ.ГГГГ; - сертификат соответствия . В конце ДД.ММ.ГГГГ им было получено информационное письмо <данные изъяты> таможни об отказе в выдаче паспорта транспортного средства, в связи с неподтверждением экологического класса - ЕВРО 4. Представленный им сертификат соответствия был признан необоснованно выданным, так как в нем отсутствовал протокол испытаний. В информационном письме также было указано, что в соответствии с Письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ протокол сертификационных испытаний должен быть оформлен в соответствии с правилами ЕЭК ООН испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на проведение испытаний по Правилам ЕЭК ООН. Считает отказ Таможенного органа в выдаче ему паспорта транспортного средства необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям: В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Поскольку его обращение было принято таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ то ответ ему должен быть зарегистрирован и направлен в его адрес не позднее ДД.ММ.ГГГГ В исходящем номере информационного письма <данные изъяты> таможни указана дата ДД.ММ.ГГГГ и . Какого-либо уведомления из Таможенного органа о продлении срока рассмотрения он не получал. В информационном письме в качестве основания об отказе в выдаче паспорта транспортного средства <данные изъяты> таможня ссылается на Письмо ФТС России от 18.08.2011 г. N 01 - 11/39997, где в качестве приложения приводится Инструкция по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Инструкция предназначена для органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, для учета в работе при оформлении сертификатов соответствия требованиям Технического регламента по экологии. В соответствии с нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию, заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства: - год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке; при этом, если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, его нельзя признать обоснованно выданным (для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в ФГУП "ВНИИНМАШ" и Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия). В связи с тем, что действие Письма ФТС России от 18.08.2011 г. N 01 - 11/39997 и Инструкции по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5, распространяется на отношения, возникшие после ДД.ММ.ГГГГ отказ его заявления от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным. Таким образом, рассмотрение его заявления должно быть произведено согласно требованиям и регламентам действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отказ <данные изъяты> таможни в выдаче ему паспорта транспортного средства нарушает его права.

Коняшкин О.В., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, по телефону сообщил, что находится в командировке.

Представитель Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Нижегородской таможни, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, возражений по существу требований не предоставил.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон.

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выдаче паспорта транспортного средства», Федеральная таможенная служба <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни информирует Коняшкина О.В. о невозможности выдачи паспорта транспортного средства на принадлежащий ему автомобиль <данные изъяты> VIN приобретенный им по Счет-справке от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению б/н от ДД.ММ.ГГГГ в связи с неподтверждением экологического класса - ЕВРО 4. Сертификат соответствия представленный Коняшкиным О.В. не содержит ссылок на протокол испытаний и его нельзя признать обоснованно выданным. В соответствии с письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ протокол сертификационных испытаний должен быть оформлен в соответствии с правилами ЕЭК ООН испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на проведение испытаний по правилам ЕЭК ООН.

Согласно Договора и счет-справки от ДД.ММ.ГГГГ, Коняшкин О.В. купил в <данные изъяты> в <адрес> автомобиль <данные изъяты> VIN , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, за <данные изъяты> белорусских рублей.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявление Коняшкина О.В. об оспаривании отказа государственного органа в выдаче паспорта транспортного средства следует признать обоснованным и принять решение об обязанности Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Нижегородской таможни устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина Коняшкина О.В..

В соответствии с. ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Федеральной таможенной службой <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни возражений по существу требований Коняшкина О.В. не предоставлено.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Согласно разъяснениям, данным в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Из представленных документов видно, что Коняшкин О.В. обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, а ответ на его заявление был направлен ему ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Сведений о наличии исключительных обстоятельств и продлении срока рассмотрения заявления Коняшкина О.В., суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах, суду следует признать бездействие Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Нижегородской таможни в этой части, незаконным.

В соответствии с письмом ФТС России от 18.08.2011 N 01-11/39997, Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) (далее - Положение).

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства ОТТС.

В соответствии с положениями Технического регламента ОТТС выдается на новые транспортные средства, ввозимые юридическими лицами.

Выдача ПТС на бывшие в употреблении (эксплуатации) транспортные средства либо на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, производится таможенными органами без наличия документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

В соответствии с пунктом 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОТТС, которые размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы (далее - базы данных сертификатов соответствия и ОТТС).

Письмо Минпромторга России от 11.10.2010 N ДМ-11104/20, ранее направленное в таможенные органы письмом ФТС России от 27.10.2010 N 01-11/52263, носит информационный характер и не может препятствовать применению норм Положения.

Порядок использования сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, разъяснен письмом ФТС России от 23.04.2007 N 01-06/15085, которое согласовано с Ростехрегулированием.

Обращаем внимание, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. При этом письмом ФТС России от 09.02.2010 N 01-11/5860, согласованным с Ростехрегулированием, разъяснено, что сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее - Технический регламент по экологии).

Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В качестве информации направляем Инструкцию по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Инструкция), которая была одобрена межведомственной рабочей группой, состоящей из представителей Минпромторга России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФТС России, Росстандарта, ФГУП "НАМИ" и ФГУП "ВНИИНМАШ". Инструкция предназначена для органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, для учета в работе при оформлении сертификатов соответствия требованиям Технического регламента по экологии.

В соответствии с нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию, заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства:

а) год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347)

Если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, то для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия. В случае отсутствия ответа из Ростехрегулирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС осуществляется на основании информации из представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, не позднее дня окончания срока рассмотрения обращения на выдачу ПТС;

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347)

б) год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных ОТТС и сертификатов соответствия.

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347)

При этом в первую очередь осуществляется поиск по базе данных ОТТС. Если в базе данных ОТТС отсутствуют сведения об искомом транспортном средстве, а по базе данных сертификатов соответствия на транспортные средства одного типа при совпадении 9 знаков в идентификационном номере (VIN) имеется информация с различными экологическими классами, поиск информации об экологическом классе искомого транспортного средства производится начиная с максимального количества знаков в идентификационном номере (VIN). Если поиск не дал положительного результата, поиск информации об экологическом классе однотипных транспортных средств повторяется путем ввода в поисковую систему каждый раз на один знак в идентификационном номере (VIN) меньше до тех пор, пока в базе данных сертификатов соответствия не будут найдены сведения о транспортных средствах одного типа. При этом заполнение строки "Экологический класс" ПТС осуществляется на основании информации о транспортных средствах одного типа с наименьшим экологическим классом.

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347).

В первоначальной редакции, письмо ФТС России от 18.08.2011 N 01-11/39997, выглядело следующим образом: Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) (далее - Положение).

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства ОТТС.

В соответствии с положениями Технического регламента ОТТС выдается на новые транспортные средства, ввозимые юридическими лицами.

Выдача ПТС на бывшие в употреблении (эксплуатации) транспортные средства либо на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, производится таможенными органами без наличия документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

В соответствии с пунктом 70 Положения заполнение строки "Экологический класс" ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОТТС, которые размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы (далее - базы данных сертификатов соответствия и ОТТС).

Письмо Минпромторга России от 11.10.2010 N ДМ-11104/20, ранее направленное в таможенные органы письмом ФТС России от 27.10.2010 N 01-11/52263, носит информационный характер и не может препятствовать применению норм Положения.

Порядок использования сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, разъяснен письмом ФТС России от 23.04.2007 N 01-06/15085, которое согласовано с Ростехрегулированием.

Обращаем внимание, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. При этом письмом ФТС России от 09.02.2010 N 01-11/5860, согласованным с Ростехрегулированием, разъяснено, что сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее - Технический регламент по экологии).

Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В качестве информации направляем Инструкцию по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Инструкция), которая была одобрена межведомственной рабочей группой, состоящей из представителей Минпромторга России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФТС России, Росстандарта, ФГУП "НАМИ" и ФГУП "ВНИИНМАШ". Инструкция предназначена для органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, для учета в работе при оформлении сертификатов соответствия требованиям Технического регламента по экологии.

В соответствии с нормами Положения, а также принимая во внимание Инструкцию, заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства:

- год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке; при этом, если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, его нельзя признать обоснованно выданным (для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в ФГУП "ВНИИНМАШ" и Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия);

- год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС; при этом, если на транспортные средства одного типа имеется информация с различными экологическими классами, принимается к сведению информация с наименьшим экологическим классом.

Согласно п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842), заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, "Одобрениях типа транспортного средства" и "Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".

Сведения (Приложение N 4) формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и один раз в месяц передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России.

Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.

При невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609, паспорта не выдаются. (п. 70 введен Приказом МВД РФ N 659, Минпромэнерго РФ N 192, ФТС РФ N 804 от 24.08.2006).

Анализ указанных документов позволяет суду сделать вывод, что отказ в выдачи паспорта допускается только в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609.

Основания для отказа в выдаче паспорта транспортного средства, указанные в уведомлении Федеральной таможенной службы <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни от ДД.ММ.ГГГГ, «в связи с неподтверждением экологического класса - ЕВРО 4», действующим законодательством не предусмотрены.

Исходя из требований п. 70 Положения, при невозможности определения экологического класса транспортного средства (шасси) в соответствии с порядком, установленным в абзаце 1 настоящего пункта, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства (шасси) или лицом, осуществляющим таможенное оформление по поручению собственника транспортного средства (шасси), определение экологического класса транспортного средства (шасси) осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Таким образом, обязанность определения экологического класса транспортного средства возложена не на заявителя, а на таможенные органы. Данная обязанность ими исполнена не была и, оспаривая сертификат соответствия представленный Коняшкиным О.В., экологический класс его автомобиля они не определили.

Исходя из разъяснений, данных Федеральной таможенной службой в своем письме, таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. При выдаче ПТС на единичные транспортные средства, год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке. Если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, то для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента ФТС предлагает направлять письма в Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия. В случае отсутствия ответа из Ростехрегулирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заполнение строки "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС осуществляется на основании информации из представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, не позднее дня окончания срока рассмотрения обращения на выдачу ПТС.

Исходя из обстоятельств дела и требований закона, должностное лицо ФТС должно самостоятельно определить экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. Установив, что «сертификат соответствия <данные изъяты> представленный Коняшкиным О.В. не содержит ссылок на протокол испытаний» должностное лицо ФТС должно было направить письмо в Ростехрегулирование для подтверждения сведений в данном сертификате соответствия. В случае отсутствия ответа из Ростехрегулирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", заполнить строку "Экологический класс" ПТС при выдаче ПТС на основании информации из представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, не позднее дня окончания срока рассмотрения обращения на выдачу ПТС.

Данные требования должностным лицом ФТС не выполнены.

При указанных обстоятельствах, отказ Федеральной таможенной службы <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни в выдаче Коняшкину О.В. паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ следует признать незаконным обязать ФТС в течение 10 дней устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав.

Оснований для возложения на Федеральную таможенную службу Приволжского таможенного управления Нижегородской таможни выдать Коняшкину О.В. паспорт транспортного средства на принадлежащую ему автомашину <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, идентификационный номер , суд не находит, поскольку в судебном заседании не предоставлено сведений о соответствии экологического класса данного транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609. Поэтов в удовлетворении данного требования следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление Коняшкина О.В. об оспаривании отказа государственного органа в выдаче паспорта транспортного средства, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Федеральной таможенной службы <данные изъяты> таможенного управления <данные изъяты> таможни в выдаче Коняшкину О.В. паспорта транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав в течение 10 дней.

В остальной части заявление Коняшкина О.В. об оспаривании отказа государственного органа в выдаче паспорта транспортного средства, оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что в соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий: С.Н. Копнин