№2-104/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ р.п. Шатки Шатковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Лапаева А.В., С участием представителя заявителя – пом.прокурора <данные изъяты> Денисламова Д.Т., представителей гр-ки Саразовой Е.И. по доверенности Кортиковой Т.В. и Моисеевой С.В., представителя заинтересованного лица – <данные изъяты> А..., <данные изъяты> Б..., при секретаре Лобановой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах Саразовой Е.И. к <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в рассмотрении обращения от февраля 2012 года по вопросу признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, вменении обязанности в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, провести оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям, у с т а н о в и л: Прокурор <данные изъяты> на основании ст.ст. 40, 55 Конституции РФ и главы 25 ГПК РФ обратился в Шатковский районный суд с заявлением в интересах Саразовой Е.И. к <данные изъяты> о признании незаконным решений об отказе в рассмотрении обращения Саразовой Е.И., Моисеевой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, вменении обязанности в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, провести оценку соответствия жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям. В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ от гражданки Саразовой Е.И., являющейся участником Великой Отечественной войны в органы прокуратуры <данные изъяты> поступило заявление о защите нарушенного жилищного права. Прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения жилищного законодательства при решении жилищного вопроса Саразовой Е.И., в ходе которой в деятельности <данные изъяты> выявлены нарушения жилищного законодательства в несоблюдении порядка признания жилого помещения непригодным для проживания. В соответствии с п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции РФ). Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945гг.» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12 января 1995г.№ 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (пп.3 п.1 ст.51) проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения). Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: -прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; -определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; -определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; -работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; -составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; -составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; -принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; -передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44 Положения). В <данные изъяты> на разрешение поступило заявление Саразовой Е.И., проживающей в <адрес>, а также собственника указанного помещения Моисеевой С.В. (являющейся <данные изъяты> Саразовой Е.И.) о признании жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания. Из <данные изъяты> заявителям поступил ответ о том, что их обращения рассмотрены не будут. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным для жилых помещений требованиям не была проведена. Установленное ст.40 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона от 12 января 1995г.№ 5-ФЗ «О ветеранах» право на жилище, а также установленное ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ положение о праве граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (пп.3п.1ст.51) проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, было нарушено. При этом установлено, что разрешением обращения занимался лично <данные изъяты> А..., который подготовил и подписал ответ заявителям Саразовой Е.И. и Моисеевой С.В.. Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты> А..., приступил к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части 2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, к решениям органов местного самоуправления относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселения (пп.6п.1ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). <данные изъяты> выполняет полномочия по решению вопросов местного значения. <данные изъяты> руководит <данные изъяты> на принципах единоначалия (п.1ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Таким образом, невыполнение жилищного законодательства, исходя из положений ст.55 Конституции Российской Федерации, нарушает конституционное право Саразовой Е.И. на жилище. Изложенные в заявлении обстоятельства подтверждаются собранными по делу материалами проверки, в том числе объяснением должностного лица, заявлениями Саразовой Е.И. и Моисеевой С.Г., ответами на их заявления за подписью <данные изъяты> А... В силу п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В судебном заседании прокурор поддержал доводы своего заявления, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Предложенный срок – 5 рабочих дней для выполнения решения суда является достаточным. Гр-ка Саразова Е.И. о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена. В суд не явилась, поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия. Суд на основании ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Саразовой Е.И.. Представители Саразовой Е.И. по доверенности Кортикова Т.В. и Моисеева С.В. согласны с заявлением прокурора. При этом Моисеева С.В. дополнила, что с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником спорной квартиры, в которой проживает вдвоем с <данные изъяты> Саразовой Е.И., являющейся участником Великой Отечественной войны. Квартиру ей подарила <данные изъяты>. Дом состоит из двух квартир, с баланса <данные изъяты> дом снят в ДД.ММ.ГГГГ. Дом построен в ДД.ММ.ГГГГ без фундамента, бревна уже утонули в земле, кирпичные стены лопнули, полы деформированы, электрическая проводка в аварийном состоянии, т.к. не ремонтировалась несколько десятков лет. <данные изъяты> Степин В.Ю. заверял, что рассмотрит вопрос о признании квартиры непригодной для проживания, несколько раз назначал даты обследования комиссией, но к ним так никто и не пришел. Представитель <данные изъяты> А... доводы заявления прокурора не признал и пояснил, что в соответствии со ст.210 ГК РФ и ст.30 п.3 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе жилого помещения. Двухквартирный дом, в одной из квартир которого проживают Саразова Е.И. и Моисеева С.В. снят с баланса <данные изъяты> на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.42 Положения с заявлением в <данные изъяты> по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания может обратиться собственник или наниматель жилого помещения. Саразова Е.И. не является ни собственником, ни нанимателем этого жилья. При этом <данные изъяты> имеет право принять решение, но не обязана это делать. Межведомственная комиссия в <данные изъяты> существует, в нее входят представители <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Представителям заявителя был предъявлен проект заключения комиссии без подписей. <данные изъяты> имеет право, но не обязана принимать решение по вопросу о признании жилого помещения, принадлежащего гражданам, непригодным для проживания. Представитель <данные изъяты> Б... оставляет разрешение вопроса по заявлению прокурора на усмотрение суда. При этом подтвердила доводы, изложенные в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ и указала, что в случае признания квартиры непригодной для проживания, Саразова Е.И. будет иметь право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714. Выслушав прокурора и заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление следует удовлетворить частично. Согласно ст.254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к данным решениям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия /бездействие/, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Из отзыва <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление прокурора <данные изъяты> следует: Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших /умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с ФЗ «О ветеранах» обеспечение членов семей погибших /умерших/ участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета жильем осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного Федерального закона, согласно пункту 6 которой форма предоставления указанных мер социальной поддержки, определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. Таким актом в Нижегородской области является Закон от 07.07.2006г. №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». В соответствии со статьей 6 названного Закона предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области. Пунктом 1 статьи 3 Закона Нижегородской области №68-З формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Для включения в списки гражданин предоставляет в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области следующие документы: 1) Заявление о включении гражданина в сводный список на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем; 2) Паспорт или иные документы, удостоверяющие личность гражданина – получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем; 3) Документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории, указанной в Законе; 4) Свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, принадлежащее гражданину – получателю мер социальной поддержки по обеспечению жильем (в случае наличия жилого помещения на праве собственности); 5) Выписку из домовой книги и выписку из лицевого счета; 6) Справку органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина – получателя мер социальной поддержки по обеспечению жильем жилых помещений на праве собственности; 7) Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 8) Копию решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселения. В случае признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, на заседании жилищной комиссии <данные изъяты> будет рассмотрен вопрос о включении Саразовой Е.И. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в межведомственную комиссию <данные изъяты> на разрешение поступило заявление Саразовой Е.И., ДД.ММ.ГГГГ проживающей в <адрес>, а также собственника указанного помещения Моисеевой С.В. (являющейся <данные изъяты> Саразовой Е.И.) о признании жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания. По данному адресу Саразова Е.И. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, а Моисеева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ. Ответами <данные изъяты> А... от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ заявителям указано, что их обращения рассмотрены не будут, при этом сделана ссылка на п.8 и 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47. П.8 указанного Положения установлено - Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В соответствии с П.42 Положения.- Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с пунктом 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Пунктом 7 Положения определен порядок создания комиссии и ее состав. Указано, что «…признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса…». Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным для жилых помещений требованиям не была проведена. Установленное ст.40 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» право на жилище, а также установленное ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ положение о праве граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (пп.3 п.1 ст.51) проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, было нарушено. При этом установлено, что разрешением обращения занимался лично <данные изъяты> А..., который подготовил и подписал ответы заявителям Саразовой Е.И. и Моисеевой С.В.. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> <данные изъяты> А..., приступил к исполнению обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части 2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2, к решениям органов местного самоуправления относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселения (пп.6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). <данные изъяты> выполняет полномочия по решению вопросов местного значения. <данные изъяты> руководит глава <данные изъяты> на принципах единоначалия (п.1ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ). Из объяснения, данного <данные изъяты> А... ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре района, следует, что «…заявления Саразовой Е.И. и Моисеевой С.В. по вопросу признания непригодным жилого помещения действительно рассматривались им единолично. Считает, что у органов местного самоуправления нет обязанностей по признанию частных жилых домов или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными /непригодными/ для проживания граждан. Назначение дат комиссионного обследования указанного дома им действительно осуществлялось, но всех членов межведомственной комиссии ему собрать не удалось. Заявителям он говорил о том, что этот вопрос будет рассматриваться комиссионно, при условии, если будет собрана комиссия в полном составе, однако этого не произошло, поэтому в рассмотрении их заявлений о признании жилья непригодным для проживания он отказал…» В случае признания жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для проживания, на заседании жилищной комиссии <данные изъяты> будет рассмотрен вопрос о включении Саразовой Е.И. в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Ссылка главы <данные изъяты> на положения ст.210 ГК РФ /содержание права собственности/ и ст.30 п.3 ЖК РФ является необоснованной, т.к. данные нормы права не имеют отношения к рассматриваемому спору. Статьей 51 ЖК РФ установлено: 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ: 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Частью 1 ст.55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Согласно статьи 46 Конституции РФ: 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945гг.» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12 января 1995г.№ 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Суд приходит к выводу о том, что <данные изъяты> в лице <данные изъяты> А... были нарушены права граждан на рассмотрение их заявлений в установленные сроки. Пунктом 46 Положения данный срок установлен в 30 дней с даты регистрации. Фактически заявление Саразовой Е.И. поступило в межведомственную комиссию ДД.ММ.ГГГГ входящий №, а ответ ей был дан только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по прошествии 40 дней. При этом решение по существу заявления не принято. Каких-либо оснований невозможности дать ответ в предусмотренный законом срок суду не представлено. Суд считает, что <данные изъяты> было правомерно отказано в рассмотрении заявления Саразовой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. указанный заявитель не является собственником или нанимателем жилья, в отношении которого было подано заявление. Это обстоятельство является препятствием для рассмотрения ее заявления. В данной части заявление прокурора является необоснованным и подлежит отклонению. Собственником квартиры № в доме № по <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является Моисеевой С.В., что подтверждается свидетельством /№/ о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ. В представленной суду копии заявления Моисеевой С.В. /собственника квартиры/ в адрес межведомственной комиссии <данные изъяты> отсутствует дата его составления, а также не указано число и входящий номер. Однако из исследованных в суде доказательств, в том числе пояснений сторон, достоверно установлено, что данное заявление действительно поступало в <данные изъяты>, и на него <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ был дан отрицательный ответ /исх №/. Саразова Е.И. и Моисеева С.В. получив отказы в рассмотрении их вопроса, вынуждены были обратиться в прокуратуру района за защитой их нарушенных жилищных прав. В свою очередь, прокурор района, осуществляя свои полномочия, предусмотренные ст.45 ГПК РФ обратился с соответствующим заявлением в суд. Самоустранение и фактическое бездействие <данные изъяты> от решения поставленного в заявлении Моисеевой С.В. вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания является незаконным, нарушающим права и свободы граждан, в том числе право на обеспечение жильем. Ссылка <данные изъяты> на то, что он имеет право, но не обязан принять соответствующее решение по заявлению, в данном конкретном случае является необоснованным. Без решения поставленного перед <данные изъяты> вопроса невозможно в дальнейшем обеспечить права участника Великой Отечественной войны Саразовой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945гг.», Федеральным законом от 12 января 1995г.№ 5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Нижегородской области от 07.07.2006г. №68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области». Тем самым созданы препятствия к осуществлению права на получение мер социальной поддержки. Из объяснения <данные изъяты> А... от ДД.ММ.ГГГГ видно, что по сути вопрос заявителя не был разрешен по причине невозможности собрать членов межведомственной комиссии. Тем самым имеется ненадлежащая организация и исполнение предоставленных полномочий. Вопрос организации деятельности органов власти и управления не является основанием, в связи с которым могут нарушаться права и свободы граждан, а также создаваться препятствия к осуществлению этих прав. При этом суд не предрешает решение, которое будет вынесено <данные изъяты> или по ее поручению межведомственной комиссией. По результатам работы комиссия в соответствии с п.47 Положения принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. В связи с установленными по делу обстоятельствами суд находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению, поэтому следует признать решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении обращения Моисеевой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу признания жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания, незаконным, при этом вменить обязанность <адрес> устранить нарушения законодательства - провести оценку соответствия жилого помещения по адресу <адрес> установленным для жилых помещений требованиям, установив срок исполнения – 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, т.к. этот срок является достаточным для принятия решения, в удовлетворении остальной части заявления прокурора отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд, р е ш и л : Заявление прокурора <данные изъяты> удовлетворить частично. Признать решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении обращения Моисеевой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу признания жилого помещения по адресу <адрес> непригодным для проживания, незаконным. Обязать <данные изъяты> устранить нарушения законодательства - провести оценку соответствия жилого помещения по адресу <адрес> установленным для жилых помещений требованиям, установив срок исполнения – 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении остальной части заявления прокурора отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Нижегородский областной суд через Шатковский районный суд. Судья: А.В. Лапаев