№2-553/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Шатки ДД.ММ.ГГГГ Шатковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Копнина С.Н. при секретаре Сазановой М.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лушина Ю.В. о признании распоряжения <данные изъяты> необоснованным, УСТАНОВИЛ: Лушин Ю.В. обратился в суд с заявлением и, в соответствии со ст. 24 ЖК РФ, гл. 25 ГПК РФ, просит: - Признать распоряжение <данные изъяты> «Об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание магазина» от ДД.ММ.ГГГГ № необоснованным и обязать <данные изъяты> устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод. В обоснование заявления он указывает, что на основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия № от ДД.ММ.ГГГГ выданным <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в <данные изъяты> с заявлением о переводе жилого дома в нежилое помещение, к заявлению им были приложены следующие документы: 1. Копия договора купли продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная нотариально; 2. Копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная нотариально; 3. Технический паспорт на индивидуальный жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ; 4. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что в жилом доме никто не зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ он получил письмо подписанное <данные изъяты> А... в котором он ставил его в известность о том, что по его мнению им был представлен не полный пакет документов и поэтому согласовать перевод жилого дома в нежилое здание не представляется возможным. В устном порядке ему было объявлено о том, что он не предоставил план перепланировки, он объяснил А... что не планирует реконструировать и перепланировать данное помещение, тогда А... сообщил ему о том, что <данные изъяты> не даст согласие на перевод пока он не предоставит ему согласие соседей. Он попытался ему возразить, сказав, что считает данное согласие не обязательным, на что ему в категоричной форме было предложено провести публичные слушания по вопросу перевода жилого дома в нежилое помещение. Он выполнил требование <данные изъяты> и дал объявление в районной газете о проведении публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> были проведены публичные слушания, где было выяснено мнение соседей о переводе, все соседи, присутствующие на слушаниях высказались против. ДД.ММ.ГГГГ он получил распоряжение <данные изъяты>, которым ему было отказано в переводе жилого дома в нежилое здание. Считает, что действия <данные изъяты> являются незаконными и необоснованными, по следующим основаниям: В соответствии с положениями ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение указаны в ст. 22 Жилищного кодекса РФ, из которой следует, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Статьей 23 Жилищного кодекса РФ установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник представляет следующие документы: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение; 3) технический паспорт жилого дома; 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Статья 24 Жилищного кодекса РФ регламентирует отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение, в соответствии с ней отказ допускается только в случаях: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе должно быть выполнено в установленной форме, которая утверждена Постановлением Правительства РФ N 502 от 10 августа 2005 года. По его мнению <данные изъяты> были нарушены все вышеназванные положения российского законодательства, а именно: 1. Его заставили провести публичные слушания и потребовали от него предоставить документы, не предусмотренные Жилищным кодексом РФ для перевода жилого помещения в нежилое; 2. Решение по своему заявлению о переводе он получил через 54 дня после своего обращения; 3. Распоряжение об отказе в переводе не соответствует форме, установленной Правительством РФ и не содержит никаких конкретных оснований для отказа, предусмотренных ст. 24 ЖК РФ. В судебном заседании Лушин Ю.В. заявленные требования поддержал и подтвердил обстоятельства изложенные в заявлении. <данные изъяты> А... заявленные требования не признал, указывая, что оспариваемое решение было принято на основании проведенных публичных слушаний и в связи с тем, что Лушиным Ю.В. не предоставлено плана по переоборудованию жилого помещения в нежилое помещение в соответствии с требованиями градостроительного кодекса. Считает, что переоборудование жилого помещения в нежилое является обязательным. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником дома по адресу: <адрес> является Лушин Ю.В.. Согласно списка предоставленных документов, ДД.ММ.ГГГГ Лушин Ю.В. предоставил в <данные изъяты>: 1. Заявление о переводе жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ; 2. Нотариально заверенная копия договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ в 1 экз. на 1 л. 3. Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № в 1 экз. на 1 л. 4. Технический паспорт на индивидуальный жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ в 1 экз. на 1 л. 5. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ в 1 экз. на 1л. Согласно уведомления <данные изъяты> А..., от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, Лушиным Ю.В. был предоставлен не полный пакет документов, поэтому согласовать перевод жилого дома в нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, не представляется возможным. Из протокола проведения публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в их проведении участвовали 7 человек. Ни один из участников публичных слушаний не высказался против перевода жилого здания по адресу: <адрес> в нежилое. Против высказалась лишь Б... которая не являлась участником публичных слушаний, но во время их проведения позвонила по телефону и высказала свое мнение. Согласно Распоряжения <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание магазина», в соответствии с уставом муниципального образования <адрес>, на основании заявления Лушина Ю.В., собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом результатов публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ: Отказать Лушину Ю.В. в переводе жилого дома в нежилое здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на <данные изъяты> В... Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявление Лушина Ю.В. о признании распоряжения <данные изъяты> необоснованным, подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентирует гл. 3 ЖК РФ. Согласно ст. 22 ЖК РФ: 1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. 2. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. 3. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми. 4. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц. Статья 23 ЖК РФ предусматривает, что: 1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). 2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). 3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений. 4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. 5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение. 6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо. 7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. 8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе. 9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения. 10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. Согласно Постановления Правительства РФ от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", установлена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение. В соответствии со ст. 24 ЖК РФ: 1. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; 4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. 2. Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. 3. Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Согласно ст. 39 Градостроительного кодекса РФ: 1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. 2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. 3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. 4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. 5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. 6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". 7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. 8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. 9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". 10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. 11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. 12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. В судебном заседании установлено, что Лушин Ю.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Сведений о собственнике земельного участка на котором расположено строение в судебном заседании не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Лушин Ю.В. обратился в <данные изъяты> с заявлением о переводе жилого дома по адресу: <адрес> в нежилое здание магазина. ДД.ММ.ГГГГ Лушин Ю.В. был уведомлен письмом о невозможности согласования перевода жилого дома в нежилое здание в связи с тем, что им предоставлен не полный пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ по инициативе <данные изъяты> проведены публичные слушания по о переводе жилого дома по адресу: <адрес> в нежилое здание магазина, участники которых задавая вопросы, возражений не высказали. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением <данные изъяты> № «Об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание магазина» Лушину Ю.В. отказано в переводе жилого дома в нежилое здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для отказа явились результаты публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом требований закона и обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, суд считает, что отказ Лушину Ю.В. в переводе жилого дома в нежилое здание магазина является необоснованным, поскольку не содержит оснований для отказа, предусмотренных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, что является обязательным в соответствии с ч. 2 данной статьи. Кроме того, в нарушение требований ч. 4 ст. 23 ЖК РФ и ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, отказ в переводе жилого дома в нежилое здание оформлен в форме Распоряжения, а не Решения, как того требует закон. При этом, Уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 N 502, заявителю не направлялась. Доводы главы администрации в судебном заседании о необходимости переустройства и перепланировка жилого помещения для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения, в нарушение требований ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, ничем не подтверждены и не опровергают мнение заявителя, что никакого переустройства и перепланировки жилого помещения для его использования в качестве нежилого помещения не требуется. Доказательств того, что при переводе жилого дома в нежилое здание нарушаются требования градостроительного кодекса, требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования (ч. 10 ст. 23 ЖК РФ) и, что для их устранения требуется переустройства и перепланировки жилого помещения, суду не предоставлено. В остальной части суд считает доводы Лушина Ю.В. не состоятельными. Проведение публичных слушаний при решении вопросов о переводе жилого дома в нежилое здание предусмотрено действующим законодательством, в том числе ст. 39 Градостроительного кодекса РФ. При этом расходы на их проведение возлагаются на заявителя. Предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) предусмотрено ст. 23 ЖК РФ и так же является обоснованным. Исходя из смысла данной нормы закона, в случае, если переустройство и (или) перепланировка не требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения, заявитель должен предоставить документы, подтверждающие данное обстоятельство. Из представленных в суде документов видно, что об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание Лушин Ю.В. был уведомлен в письменном виде не через 54 дня после своего обращения, как он утверждает в своем заявлении, а ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 18 дней после обращения с заявлением, хотя решения в надлежащем виде на тот момент, как и до настоящего времени, принято не было. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Заявление Лушина Ю.В. о признании распоряжения <данные изъяты> необоснованным, удовлетворить. Признать распоряжение <данные изъяты> «Об отказе в переводе жилого дома в нежилое здание магазина» от ДД.ММ.ГГГГ № необоснованным. Обязать <данные изъяты> устранить допущенные нарушения законодательства в полном объеме. Разъяснить сторонам, что в соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд. Председательствующий: С.Н. Копнин