Дело Номер обезличен ... Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 сентября 2010 года г.Шарыпово Судья Шарыповского районного суда Красноярского края Касымова Л.Н. при секретаре Семинаевой Е.Б. истца ФИО4, представителя ответчика ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю ФИО2 (по доверенности б/н от Дата обезличенаг.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии и обязать выплачивать ежемесячно доплату к пенсии в размере разницы между денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО4 обратился в суд с иском к ответчику Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) о взыскании задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии и обязать выплачивать ежемесячно доплату к пенсии в размере разницы между денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности, обосновывая свои исковые требования тем, что в 1999г. он был уволен со службы в 42 пожарной части государственной противопожарной службы УВД Красноярского края по п. «з» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992г. в связи с уходом на пенсию по инвалидности. В соответствии с Инструкцией «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.10.1999 г. № 805, ему была назначена выплата ежемесячной компенсации в размере разницы между получаемым денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности, которую он получал по Дата обезличенаг. по прежнему месту службы в 42 пожарной части Государственной противопожарной службы МЧС, выплата была прекращена с Дата обезличенаг. в связи с ликвидацией указанной пожарной части по приказу министра МЧС от 10.12.2009г. и поэтому истец обратился в суд с иском обязать МЧС выплачивать ему разницу между получаемым денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности с Дата обезличенаг., а с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. взыскать единовременно ... руб. 61 коп. задолженности по выплате указанной денежной компенсации. В процессе рассмотрения дела истец заменил ответчика МЧС на Главное управление МЧС по Красноярскому краю. Затем привлек в качестве ответчиков оба указанные органы и уточнил свои исковые требования, просил суд взыскать с МЧС РФ и Главного управление МЧС по Красноярскому краю сумму задолженности по выплате денежной компенсации за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в размере ... руб. 61 коп.: из расчета размера разницы между денежным содержанием и получаемой пенсий по инвалидности за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. - ... ... руб. 20 коп., за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. - ... руб. 67 коп. Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Согласно ст. 40 ГПК РФ, иск может быть предъявлен в суд к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие). Истец ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что денежную компенсацию в виде разницы между ранее получаемым денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности он получал в размере пенсии, т.к. пенсия по инвалидности 3 группы составляет 50% от денежного содержания. Представитель ответчика ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю ФИО2 (по доверенности) в судебном заседании, не оспаривая размер исковых требований, иск не признала в отношении Главного управления, т.к. считает, что какой орган принял решение о ликвидации организации, тот и должен производить выплаты его работникам, то есть считает, что надлежащим ответчиком по указанному иску является МЧС РФ, т.к. 42 пожарная часть хотя и была объектовой - обслуживала Березовскую ГРЭС по договору, но входила в состав МЧС РФ и по приказу Министра МЧС от 10.12.2009г. была ликвидирована. Приказом Министра МЧС № 372 от 06.08.2004г. было утверждено положение о территориальном органе МЧС РФ, в соответствии с которым было создано Главное управление МЧС РФ по Красноярскому краю, как орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Представитель МЧС РФ ФИО5 (по доверенности от Дата обезличенаг.) в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещен о времени и месте рассмотрения дела, представил суду письменный отзыв на исковое заявление ФИО4, в котором просила в иске отказать в полном объеме, т.к. при ликвидации юридического лица, согласно ст.61 ГК РФ, его деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель 3-го лица филиала Березовская ГРЭС ОАО «ОГК-4» ФИО6 (по доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.) в судебном заседании 12.08.2010г. пояснила, что между ОАО «ОГК-4» и ГУ ПЧ-42 МЧС РФ 21.01.2009г. был заключен договор на оказание пожарной охраны со сроком действия с 01.01.2009г. по 31.12.2009г. Стоимость услуг пожарной охраны определялись на основании сметы доходов и расходов ГУ ПЧ-42, куда входила выплата пенсии. С Дата обезличенаг. отношения с ГУ ПЧ-42 прекращены в связи с истечением срока договора. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель 3-го лица ГУВД по Красноярскому краю ФИО7. (по доверенности Номер обезличен от Дата обезличенаг.) в судебном заседании 21.07.2010г. пояснила, что истец проходил в ПЧ-42 11 отряда ГПС УВД Красноярского края с 1992г. по 1999г. и был уволен в связи с уходом на пенсию по инвалидности и пенсия была назначена 09.07.1999г. УВД Красноярского края. С 01.01.2002г. ГПС МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ и все выплаты, причитающиеся подчиненным сотрудникам с этого момента производятся за счет средств МЧС, хотя начисления производит до настоящего времени Центр пенсионного обслуживания ГУВД по Красноярскому краю и направляет для производства выплат в Главное управление МЧС по Красноярскому краю. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу должен быть орган, принявший решение о ликвидации ПЧ-42, т.е. МЧС РФ. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Оценивая доказательства в совокупности, суд считает требования истца обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Как следует из свидетельства о болезни Номер обезличен от Дата обезличенаг. заболевание ФИО4 получено в период военной службы л.д. 7) и согласно справки МСЭ Номер обезличен от Дата обезличенаг. ФИО4 установлена 3 группа инвалидности бессрочно по причине инвалидности - военная травма л.д. 35), что также подтверждается копиями удостоверений л.д. 29, 30). Размер пенсии ФИО4 Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. - ... руб. 20 коп. подтверждается справкой Центра пенсионного обеспечения ГУВД по Красноярскому краю л.д. 16), за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. - ... руб. 67 коп. л.д. 28). Такой же размер составляет за эти периоды и денежная компенсация в размере разницы между денежным содержанием, принятым для расчета пенсии и выплачиваемой пенсией по инвалидности в соответствии со ст.22 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С 01.07.2010г. размер денежной компенсации составляет ... руб. 27 коп. л.д. 144). Указанные размеры денежной компенсации ответчиками не оспаривались. По приказу Министра МЧС от 10.12.2009г. № 702 было ликвидировано государственное учреждение 42 пожарная часть Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю л.д. 12). Согласно части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Гражданский кодекс Российской Федерации, в свою очередь, устанавливает в статье 1084, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами в связи с осуществлением трудовой деятельности, назначается на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ее размер зависит, в том числе, от степени ограничения способности к трудовой деятельности, суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, наличия или отсутствия иждивенцев. Судом установлено, что пенсионное обеспечение инвалидов из числа бывших сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС РФ регулируются Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которое исчисляется из денежного довольствия указанных лиц с учетом окладов по должности, специального звания и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Согласно ст. 1 указанного закона, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц. Согласно ст.5, указанные лица приобретают право на пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных указанным Законом. Согласно ст.9 указанным лицам, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации. Согласно ст.43 указанного закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Размеры пенсии пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 указанного Закона, устанавливается инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 Закона (ст.22). Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 утверждены «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно раздела 12 которых, Министр принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов и организаций, находящихся в ведении МЧС России, определяет их структуру и штатное расписание, устанавливает нормативы их штатной численности; решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской обороны, личного состава Государственной противопожарной службы, работников МЧС России, органов, подразделений и организаций системы МЧС России и членов их семей, заключает в установленном порядке отраслевое тарифное соглашение в качестве работодателя. Указом Президента РФ № 1308 от 09.11.2001г., с 01.01.2002г. ГПС МВД РФ преобразована в ГПС МЧС РФ, которая является правопреемником ГПС МВД РФ. До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов РФ порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности ГПС МЧС РФ регламентируется Положением о службе в ОВД РФ, работникам и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, включая действующие условия и порядок пенсионного обеспечения. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что перевод сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям России из территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, созданных на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и из органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации в федеральную противопожарную службу осуществляется исключительно в порядке перевода. Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности; подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения). Согласно ч.1 ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности», финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке. Руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии с своей компетенцией своевременно отдавать распоряжение по осуществлению выплаты денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам ГПС МЧС России, пенсий, пособий и иных социальных выплат. Пункт «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1, устанавливает основания для увольнения из органов внутренних дел - по ограниченному состоянию здоровья - на основании постановления военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе, невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствии возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья - согласно которого уволен истец. Согласно ст. 29 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции», все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций. В случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Частью 4 статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно «Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел…», утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15.10.1999 года № 805, выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23). Действие статей 20, 22, 27, 28 и 29 Закона РФ «О милиции» распространено на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС РФ (Федеральный закон от 25.07.2002 № 116-ФЗ). Ссылку представителя МЧС РФ на ст. 64 ГК РФ, при ликвидации юридического лица в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 15.07.2009г. «По делу о проверке конституционности ч.4 ст.29 Закона РФ «О милиции» и ст.1084 ГК РФ…», указано, что вред, причиненный здоровью сотрудников милиции в связи с несением службы, должен возмещаться в объеме, позволяющем максимально компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса. Условия возмещения вреда, по крайней мере, не могут быть хуже по сравнению с другими категориями граждан, например, которым возмещение вреда осуществляется по нормам Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», предусматривающего страховое обеспечение не только в виде единовременной страховой выплаты, но и ежемесячных страховых выплат. На основании вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования истца подлежат взысканию с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, п.5 ч.1 ст.91 ГПК РФ в размере 6 590 руб. 23 коп. (1 211 руб. 05 коп. + 5 379 руб. 18 коп.). Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю выплачивать ежемесячно в пользу ФИО4 денежную компенсацию в размере разницы между денежным содержанием, принятым для расчета пенсии и выплачиваемой пенсией по инвалидности с 01.07.2010г. в сумме ... руб. 27 коп. с последующим пересмотром ее размера при изменении размера пенсии по инвалидности. Взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю в пользу ФИО4 задолженность по выплате денежной компенсации в размере разницы между денежным содержанием, принятым для расчета пенсии и выплачиваемой пенсией по инвалидности за период с Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. в сумме ... руб. 61 коп. и госпошлину в доход государства ... руб. 23 коп. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней в Красноярский краевой суд со дня принятия решения судом в окончательной форме через Шарыповский районный суд. Судья: /подпись/ Решение вступило в законную силу 12 октября 2010 года. Верно: Федеральный судья Шарыповского районного суда Л.Н. Касымова ...