Решение по иску Роспотребнадзора о признании бездействия по не исполнению предписания незаконными



Дело № 2-132/11                                             КОПИЯ

Решение

Именем Российской Федерации

город Шарыпово                                                                                                    19 июля 2011 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,

с участием представителя истца - Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия доверенности по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Шарыповская районная больница» в лице ФИО2, действующей на основании доверенности сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - администрации Шарыповского района в лице ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская районная больница» (далее МБУЗ «Шарыповская районная больница») и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и возложении на МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание,

Установил:

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Аккерт М.Р., обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрации Шарыповского района с указанным иском, обосновывая свои требования тем, что в связи с выявленными в ходе плановой выездной проверки нарушениями санитарного законодательства в МУЗ «Новоалтатская амбулатория» и фельдшерско-акушерских пунктах деревень Глинка, Скрипачи, Новокурск, Белоозерка, поселка Крутоярский. Должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание , об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной внеплановой выездной проверки было установлено, что юридическим лицом предписание не выполнено, что может способствовать возникновению неблагоприятного микроклимата, микробному и химическому загрязнению воздушной среды в помещениях учреждения и медицинских пунктов, повлиять на здоровье пациентов, а так же повлиять на возникновение внутрибольничной инфекции среди персонала и пациентов. При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, истец просит признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрацию Шарыповского района обязанность совместно исполнить до 01 ноября 2011 года указанное предписание.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по тем же основаниям.

Представитель ответчика – МБУЗ «Шарыповская районная больница» ФИО2 в судебном заседании исковые требования Управления Роспотребнадзора признала, пояснила, что предписание не выполнено в связи с недофинансированием, учреждение в настоящее время решает вопрос о финансировании мероприятий направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

    Представитель ответчика – Администрации Шарыповского района ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что бездействие администрации не может быть признано незаконным, поскольку о требованиях Управления Роспотребнадзора администрации района не предъявлялись, им стало известно о нарушениях санитарного законодательства после заявления истцом исковых требований, в связи с чем, нет необходимости привлекать администрацию в качестве субсидиарного ответчика.

    Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.

    Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права Управления Роспотребнадзора по Красноярскому на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

    Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статья 46 Закона определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Закона должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края Аккерта М.Р. (л.д. 12-18), в период времени с ДД.ММ.ГГГГ года в течение 15 рабочих дней, была проведена плановая выездная проверка в отношении МУЗ «Новоалтатская амбулатория», в ходе которой были выявлены нарушения санитарного законодательства, о чем составлен акт проверки (л.д. 29-32).

В связи с выявлением в ходе указанной проверки фактов нарушений санитарного законодательства МУЗ «Новоалтатская амбулатория» было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 23-25).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово в адрес МУЗ «Новоалтатская амбулатория» было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Выявленные нарушения предписывалось устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Как следует из Постановления -п от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Шарыповского района, проведена реорганизация МУ «Управление здравоохранением Шарыповского района», путем присоединения к нему МУЗ «Новоалтатская лаборатория» и других учреждений района. С ДД.ММ.ГГГГ МУ Управление здравоохранением Шарыповского района переименовано в МБУЗ «Шарыповская районная больница» (л.д. 66-67).

В соответствии с п.п. 4.1., 4.3., 4.5. Устава МБУЗ «Шарыповская районная больница», имущество учреждения находится в собственности муниципального образования Шарыповский район Красноярского края, без согласия Учредителя Учреждение не может совершать крупные сделки (стоимость сделки свыше 10 % активов учреждения), источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе, субсидии из районного бюджета и средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами (л.д. 61).

На основании распоряжения № 267 от 18 апреля 2011 года главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края Аккерта М.Р. (л.д. 33-35), в период времени с 06 мая по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая выездная проверка МБУЗ «Шарыповская районная больница», в результате которой был выявлен факт невыполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-35, 48-50), не устранены нарушения ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.41 Главы 1, п.п. 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.2.2., 3.2.3. Главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно было установлено, что не организован и не проводился производственный контроль в амбулатории и фельдшерско-акушерских пунктах деревень Глинка, Скрипачи, Новокурск, Белоозерка, поселка Крутоярский и самой Новоалтатской амбулатории.

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности МУЗ «Новоалтатская лаборатория» по выполнению последними требований санитарного законодательства и доказанности факта бездействия со стороны МБУЗ «Шарыповская районная больница» выразившегося в частичном невыполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор 641 от ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МБУЗ «Шарыповская районная больница».

Доказательств обратного представителем МБУЗ «Шарыповская районная больница» представлено не было.

Учредителем МБУЗ «Шарыповская районная больница» является администрация Шарыповского района, которая как следует из пояснений представителей ответчиков осуществляет финансирование деятельности Учреждения за счет средств краевого (районного) бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителе.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении администрации Шарыповского района в части возложения на данного ответчика обязанности выполнить неисполненные требования предписания.

В стальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о бездействии администрации района в части невыполнения требований указанных в предписании должностного лица.

Согласно же пояснениям, дынным в судебном заседании представителем ответчика администрации Шарыповского района ФИО3, администрация не предприняла меры, направленные на выделение денежных средств МБУЗ «Шарыповская районная больница» поскольку предписание ей не выносилось.

Доказательств обратного истцом не представлено.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю частично, признать бездействие ответчика МБУЗ «Шарыповская районная больница», выразившееся в невыполнении требований предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрацию Шарыповского района обязанность совместно исполнить до 01 ноября 2011 года предписание № 641.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Шарыповская районная больница» (далее МБУЗ «Шарыповская районная больница») и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным и возложении на МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрацию Шарыповского района совместной обязанности выполнить указанное предписание, удовлетворить частично.

Признать бездействие МБУЗ «Шарыповская районная больница», выраженное в неисполнении предписания должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на МБУЗ «Шарыповская районная больница» и администрацию Шарыповского района обязанность совместно исполнить предписание от ДД.ММ.ГГГГ, а именно устранить нарушения ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6.41 Главы 1, п.п. 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.2.2., 3.2.3. Главы 2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно организовать и своевременно в полном объеме проводить производственный лабораторно-инструментальный контроль в Новоалтатской амбулатории и фельдшерско-акушерских пунктах деревень Глинка, Скрипачи, Новокурск, Белоозерка, поселка Крутоярский, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий: /подпись/.

Решение вступило в законную силу 30 июля 2011 года.

ВЕРНО:

Судья                                 И.А. Корнев