Дело № 2-282/11
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 22 декабря 2011 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа №3, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа № 3, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание,
Установил:
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Аккерт М.Р., действующий на основании доверенности, выданной руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа №3, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района с иском о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа № 3, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание. В обосновывая своих требований истец указал, что в связи с выявленными в ходе плановой выездной проверки нарушениями санитарного законодательства в МОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа №3, ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО5 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства № 839 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за выполнение данного предписания возложена на МКОУ Малоозерская СОШ № 3. В ходе проведенной с 14 октября по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки было установлено, что юридическим лицом не выполнены пункты №№ 5, 36, 50, 57, 58, 59, 61 вышеуказанного предписания №839 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранены нарушения пунктов 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», 6.14, 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», в части необходимости оборудования двухсекционных ванн для мытья кухонной посуды, п. 5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» кабинет химии не оборудован вытяжным шкафом, п.п.18.17, 4.10, 6.18.3, 4.16, 4.20, 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в части необходимости приобретения наматрасников, оборудования в составе групповой ячейки раздевальной, буфетной, туалетной, оборудования 3-х умывальных раковин для детей, 4-х унитазов для детей, душевого поддона, слива для обработки горшков, умывальной раковиной для персонала, оборудования музыкального (физкультурного) зала, медицинского блока, создания условий для сушки верхней одежды и обуви детей. Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний. Как следует из п. 1.3. Устава школы Учредителем МКОУ Малоозерская СОШ № 3 является муниципальное образование Шарыповский район, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района. Согласно п.п. 1.4, 1.9 Устава школы Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, смету, лицевые счета в органах казначейства, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения от имени Шарыповского района несет Управление образования администрации Шарыповского района. При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, недопущения возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения, истец просит признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении пунктов 5, 36, 50, 56, 57, 58, 59, 61 предписания должностного лица № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на МКОУ Малоозерская СОШ № 3, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместную обязанность исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункт № 50, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 5, 36, 61, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 56, 57, 58, 59 указанного предписания.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Юшин А.В., действующий на основании доверенности № СК-4910 от ДД.ММ.ГГГГ, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержал в полном объеме (л.д. 130).
Представитель ответчика МКОУ Малоозерская СОШ № 3 - директор школы ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме (л.д. 122, 129).
Представитель ответчика – Управления образования администрации Шарыповского района ФИО8, действующая на основании доверенности № 26 от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала частично, указала, что Управлением ведется работа по выполнению предписания Управления Роспотребнадзора, на 2012 год уже заложены денежные средства на оборудование в помещении школы пищеблока двухсекционными ваннами для мытья кухонной посуды.
Представитель ответчика – Администрации Шарыповского района Ляхов А.Г., действующий на основании доверенности от 21 июля 2011 года, исковые требования не признал, пояснил, что бездействие администрации не может быть признано незаконным, поскольку предписание им не выдавалось, кроме этого, истцом не представлено доказательств того, что МКОУ Малоозерская СОШ № 3 не имеет достаточных денежных средств необходимых для выполнения предписания, в связи с чем, нет необходимости привлекать администрацию в качестве субсидиарного ответчика.
Исследовав заявления сторон, материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.
Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права Управления Роспотребнадзора по Красноярскому на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 28 Закона закреплено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Одними из задач МКОУ Малоозерская СОШ № 3, согласно Уставу учреждения, является: обеспечение охраны и укрепление здоровья обучающихся лиц (л.д. 68).
Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, непосредственно регламентируются в том числе СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Статья 46 Закона определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 49 Закона должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, на основании распоряжения № 385 от ДД.ММ.ГГГГ главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края Аккерта М.Р. (л.д. 12-16), в период времени с 03 по ДД.ММ.ГГГГ в течение 20 рабочих дней была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ Малоозерская СОШ № 3, в ходе которой, выявлены нарушения санитарного законодательства.
В связи с выявлением фактов нарушений санитарного законодательства, постановлениями №№ 408 и 409 от ДД.ММ.ГГГГ МОУ Маоозерская СОШ № 3 было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.6, 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 17-48).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела – заместителем главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края ФИО10 в адрес администрации МОУ Молоозерская СОШ № 3 было выдано предписание № 839 об устранении до ДД.ММ.ГГГГ, выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства, всего предписание насчитывало 66 пунктов которые необходимо было исполнить (л.д. 39-47). Предписание получено ДД.ММ.ГГГГ лично директором школы ФИО7
На основании распоряжения № 568 от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника территориального отдела – заместителем главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края ФИО10 (л.д. 48-50), должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая проверка МКОУ Малоозерская СОШ № 3, в результате которой был выявлен факт неисполнения некоторых пунктов предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-55), в частности не устранены нарушения:
- пункта 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», пунктов 6.14, 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», в части необходимости оборудования двухсекционных ванн для мытья кухонной посуды;
- п. 5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» кабинет химии не оборудован вытяжным шкафом;
- п.п.18.17, 4.10, 6.18.3, 4.16, 4.20, 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в части необходимости приобретения наматрасников, оборудования в составе групповой ячейки раздевальной, буфетной, туалетной, оборудования 3-х умывальных раковин для детей, 4-х унитазов для детей, душевого поддона, слива для обработки горшков, умывальной раковиной для персонала, оборудования музыкального (физкультурного) зала, медицинского блока, создания условий для сушки верхней одежды и обуви детей.
Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности МКОУ Малоозерская СОШ № 3 по выполнению последним требований санитарного законодательства и доказанности факта бездействия со стороны МКОУ Малоозерская СОШ № 3 выразившегося в невыполнении предписания № 839, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МКОУ Малоозерская СОШ № 3.
Доказательств обратного представлено не было.
Учредителем МКОУ Маоозерская СОШ № 3 является администрация Шарыповского района, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района, п. 1.3. Устава. МКОУ Маоозерская СОШ №3 отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам от имени Шарыповского района несет Управление образования администрации Шарыповского района п. 1.9 Устава (л.д. 66).
Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств краевого (районного) бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем (л.д. 70).
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении администрации Шарыповского района и Управления образования администрации Шарыповского района в части возложения на данных ответчиков обязанности выполнить неисполненные требования предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о бездействии ответчиков администрации Шарыповского района и Управления образования администрации Шарыповского района в части невыполнения требований указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 839 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю частично, признать бездействие ответчика МКОУ Маоозерская СОШ № 3, выразившееся в невыполнении требований предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчиков МКОУ Маоозерская СОШ № 3, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункт № 50, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 5, 36, 61, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 56, 57, 58, 59 указанного предписания.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа №3, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Малоозерская средняя общеобразовательная школа № 3, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункт № 50, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 5, 36, 61, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 56, 57, 58, 59, удовлетворить частично.
Признать бездействие Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Малоозерская средняя общеобразовательная школа № 3, выраженное в неисполнении предписания должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово № 839 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Возложить на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малоозерская средняя общеобразовательная школа № 3, Управление образования администрации Шарыповского района, администрацию Шарыповского района совместную обязанность выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункт № 50, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 5, 36, 61, до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 56, 57, 58, 59 предписания № 839 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно устранить нарушения:
- пункта 5.4 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», 6.14, 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», до 01 августа 2013 года оборудовать в помещении пищеблока двухсекционные ванны для мытья кухонной посуды,
- п. 5.8. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в срок до 01 августа 2013 года оборудовать кабинет химии вытяжным шкафом,
- п. 18.17 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 марта 2012 года приобрести наматрасники для дошкольников,
- п. 4.10 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 августа 2014 года оборудовать в составе группового помещения для дошкольников раздевальную, туалетную, буфетную,
- п. 6.18.3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 августа 2014 года оборудовать в составе туалетного помещения для дошкольников три умывальные раковины для детей, 4 детских унитаза для детей, душевой поддон, слив для обработки горшков, умывальную раковину для персонала,
- п. 4.16 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 августа 2014 года оборудовать для дошкольников музыкальный (физкультурный) зал,
- п. 4.20 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 августа 2014 года оборудовать для дошкольников медицинский блок,
- п. 6.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в срок до 01 августа 2013 года создать условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: подпись.
Решение вступило в законную силу 11 января 2012 года.
Верно:
Судья И.А. Корнев