Решение по иску Роспотребнадзора о признании незаконным действия в невыполнении предписания



Дело № 2-19/12                                        

Решение

Именем Российской Федерации

город Шарыпово 27 февраля 2012 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Степановой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание,

Установил:

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово ФИО3, действующий на основании доверенности, выданной руководителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю от 24 августа 2011 года обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района с иском о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание. В обосновывая своих требований представитель истца указал, что в связи с выявленными в ходе плановой выездной проверки нарушениями санитарного законодательства в МОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, 11 октября 2010 года главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО4 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства № 878 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведенной с 16 ноября по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки было установлено, что юридическим лицом не выполнены пункты №№ 20, 27 и 33 вышеуказанного предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: не устранены нарушения пунктов 5.10., 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Дератация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», в частности станки (сверлильный, токарный, наждачный) не оборудованы защитными стеклами и местным освещением, не обеспечена целостность полового перекрытия в подсобном помещении кухни, в коридоре здания школы, в мастерской, не обеспечены нормируемые параметры искусственной освещенности в спортивном зале, в мастерской по обработке древесины. Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, травматизма при трудовой деятельности в столярной мастерской, способствует перенапряжению зрительного аппарата, повышает риск травматизма среди учащихся. Как следует из п. 1.3. Устава школы Учредителем МКОУ Большеозерская ООШ № 10 является муниципальное образование Шарыповский район, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района. Согласно п.п. 3.2., 3.3., 3.4 Устава школы имущество учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления, источником формирования имущества являются бюджетные средства, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств краевого (районного) бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем. При таких обстоятельствах, с целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, истец просит признать бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении предписания должностного лица №878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложить на МКОУ Большеозерская ООШ № 10, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместную обязанность исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ неисполненные пункты указанного предписания.

В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Юшин А.В., действующий на основании доверенности № СК-4910 от ДД.ММ.ГГГГ, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержал в полном объеме (л.д. 110).

Представитель ответчика МКОУ Большеозерская ООШ № 10 – и.о. директора школы ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала в полном объеме (л.д. 103).

Представитель ответчика – Управления образования администрации Шарыповского района ФИО7, действующая на основании доверенности № 96 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 102), исковые требования не признала, указала, что предписание выдано Роспотребнадзором руководителю школы, учреждение является бюджетным и самостоятельно отвечает по своим обязательствам, Управлению предписание не выдавалось (л.д. 99-100).

Представитель ответчика – Администрации Шарыповского района Ляхов А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98), исковые требования не признал, представил отзыв, в котором указал аналогичные основания непризнания иска (л.д. 96-97).

Исследовав заявления сторон, материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.

Поскольку каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, это означает наличие права Управления Роспотребнадзора по Красноярскому на обращение в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лицам о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно ст. 8 которого граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 28 Закона закреплено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На основании п. 3 ст. 39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одним из задач МКОУ Большеозерская ООШ № 10, согласно Уставу учреждения, является: обеспечение охраны и укрепление здоровья обучающихся лиц (л.д. 53).

Предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, непосредственно регламентируются в том числе и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», СП 3.5.3.1129-02 «Дератация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации».

Статья 46 Закона определяет, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор кроме прочих осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации. Структура органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, их задачи, функции, порядок осуществления деятельности и назначения руководителей устанавливаются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 49 Закона должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 № 569 (ред. от 21.04.2010) утверждено Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, согласно п. 3 которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

В соответствии с п. 9 Положения должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, являются руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В силу ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписания об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, на основании распоряжения № 443 от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края ФИО9 (л.д. 7-9), в период времени с 04 октября по ДД.ММ.ГГГГ в течение 20 рабочих дней была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ Большеозерская ООШ № 10, в ходе которой, выявлены нарушения санитарного законодательства.

В связи с выявлением фактов нарушений санитарного законодательства, постановлениями № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ Большеозерская ООШ №10 было привлечено к административной ответственности по ст.ст. 6.4, 6.6, 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 15-25).

ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО4 в адрес администрации МОУ Большеозерская ООШ № 10 было выдано предписание № 878 об устранении до ДД.ММ.ГГГГ, выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства, всего предписание насчитывало 34 пункта которые необходимо было исполнить (л.д. 10-14). Предписание получено ДД.ММ.ГГГГ лично директором школы ФИО10

На основании распоряжения № 691 от ДД.ММ.ГГГГ начальника территориального отдела – заместителем главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово и Ужуру, Шарыповскому и Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Красноярского края Аккерта (л.д. 26-27), должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая проверка МКОУ Большеозерская ООШ № 10, в результате которой был выявлен факт неисполнения ряда пунктов предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29), в частности не устранены нарушения пунктов 5.10., 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п.3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 3.3. СП 3.5.3.1129-02 «Дератация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», а именно станки (сверлильный, токарный, наждачный) не оборудованы защитными стеклами и местным освещением, не обеспечена целостность полового перекрытия в подсобном помещении кухни, в коридоре здания школы, в мастерской, не обеспечены нормируемые параметры искусственной освещенности в спортивном зале, в мастерской по обработке древесины.

Таким образом, исходя из представленных материалов дела, суд приходит к выводу о законности проведенной проверки деятельности МКОУ Большеозерская ООШ № 10 по выполнению последним требований санитарного законодательства и доказанности факта бездействия со стороны МКОУ Большеозерская ООШ № 10 выразившегося в невыполнении предписания № 878, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно законности и обоснованности заявленных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении МКОУ Большеозерская ООШ № 10.

Доказательств обратного в судебном заседании представлено не было.

Согласно п. 1.3. Устава. МКОУ Большеозерская ООШ № 10 учредителем МКОУ Большеозерская ООШ № 10 является муниципальное образование Шарыповский район, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Шарыповского района, Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам от имени Шарыповского района несет Управление образования администрации Шарыповского района п. 1.10 Устава (л.д. 51 оборотная сторона).

Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств краевого (районного) бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной учредителем п. 3.4. Устава (л.д. 52 оборотная сторона).

Как следует из постановления № 968-п от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование муниципальных казенных общеобразовательных учреждений Шарыповского района и МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа № 10 постановлено наименовать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеозерская основная общеобразовательная школа № 10 (л.д. 91-92).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большеозерская основная общеобразовательная школа № 10, администрации Шарыповского района и Управления образования администрации Шарыповского района в части возложения на данных ответчиков обязанности выполнить неисполненные требования предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о бездействии ответчиков администрации Шарыповского района и Управления образования администрации Шарыповского района в части невыполнения требований указанных в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 878 от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю частично, признать бездействие ответчика МБОУ Большеозерская ООШ № 10, выразившееся в невыполнении требований предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчиков МБОУ Большеозерская ООШ № 10, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ неисполненные пункты предписания.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управлению образования администрации Шарыповского района и администрации Шарыповского района о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении на МКОУ Большеозерская основная общеобразовательная школа №10, Управление образования администрации Шарыповского района и администрацию Шарыповского района совместной обязанности исполнить указанное предписание, удовлетворить частично.

Признать бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большеозерская основная общеобразовательная школа № 10, выраженное в неисполнении предписания должностного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово № 878 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеозерская основная общеобразовательная школа № 10, Управление образования администрации Шарыповского района, администрацию Шарыповского района совместную обязанность выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункты № 20, 27 и 33 предписания № 878 от ДД.ММ.ГГГГ, а именно устранить нарушения:

- пункта 5.10. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» оборудовать станки (сверлильный, токарный, наждачный) защитными стеклами и местным освещением в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

- пункта 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п. 3.3. СП 3.5.1129-02 «Дератизация. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации» обеспечить целостность полового перекрытия в подсобном помещении кухни, в коридоре здания школы, в мастерской в срок до ДД.ММ.ГГГГ,

- пункта 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» обеспечить нормируемые параметры искусственной освещенности в спортивном зале, в мастерской по обработке древесины в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: подпись

Решение вступило в законную силу 28 марта 2012 года.

Верно:

Судья                     И.А. Корнев