П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
с.Шарлык 10 марта 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Мелиховой Н.П.,
с участием государственного обвинителя исполняющего обязанности прокурора Шарлыкского района Ацыховского Д.В.,
защитника адвоката Судьбина К.В., представившего ордер №А 31/20, выданный 09.03.2011 года, и удостоверение № 583,
при секретаре Кандараковой А.О.,
также с участием потерпевшей Ш.Т.Ф.,
подсудимой Михеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Михееву Т.Ф., <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Михеева Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> в <адрес> в доме Ш.А.И. по <адрес>, будучи в состоянии алкогольного опьянения, умышленно на почве возникших в ходе ссоры личных неприязненных отношений с целью причинения смерти Ш.А.И. нанесла последнему удар ножом в левую половину грудной клетки, причинив телесные повреждения в виде колото-резаной раны левой половины грудной клетки со сквозным ранением левого желудочка сердца, квалифицируемые как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, в результате полученных телесных повреждений Ш.А.И. скончался на месте происшествия от острой кровопотери.
Своими действиями Михеева Т.Ф. совершила преступление, предусмотренное ч.1 ст.105 УК РФ - убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
В судебном заседании подсудимая Михеева Т.Ф. вину в предъявленном обвинении в умышленном убийстве Ш.А.И. признала полностью, суду показала, суду показала, что с Ш.А.И. сожительствует с 2001 года. Между ними часто происходили скандалы, Ш.Т.Ф..И. упрекал её, что она тратит много денег. ДД.ММ.ГГГГ днем она ездила в <адрес> в больницу, чтобы договориться о госпитализации своего брата Л.Н.Ф.. Приехала в обед, выпила спиртного и легла спать. Проснулась, когда было уже темно, дома были Ш.А.И. и Л.Н.Ф.. Около 23 часов Ш.А.И. предложил ей выпить спиртного, они прошли на кухню, сидели за столом и употребляли спиртное. Ш.А.И. вновь стал высказывать ей претензии в связи с тем, что она в поездке потратила много денег, толкнул её. Дальнейшее не помнит, впоследствии Л.Н.Ф. говорил ей, что она ходила по дому с ножом. Когда производили проверку показаний на месте, она указала место, где находился нож, потому, что в этом месте она обычно прятала деньги от Ш.А.И.. Убивать Ш.А.И. не хотела, в содеянном раскаивается.
.
Исследовав доказательства обвинения и защиты, оценив их в совокупности, суд находит вину Михеевой Т.Ф. в убийстве Ш.А.И. установленной.
В ходе предварительного следствия Михеевой Т.Ф. написана явка с повинной, в которой она сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ они с Ш.А.И. выпили спиртного, он стал ругаться из-за денег, она его ударила ножом и попала в сердце, в содеянном глубоко раскаивается ( л.д.31).
Потерпевшая Ш.Т.Ф. суду показала, что Ш.А.И. доводится ей сыном. ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> участковый Г.А.А. сообщил ей, что сына убили, попросил его паспорт. После этого они поехали в дом сына, последний лежал у входа в дом, на груди в левой половине грудной клетки имелась рана. Михеева Т.Ф. находилась также в доме, на кухне распивала спиртные напитки с Ш.А.И.. О том, что сына убила Михеева Т.Ф., ей стало известно впоследствии от сотрудников милиции. Просит наказать Михееву Т.Ф. строже, требование о компенсации морального вреда не заявляет.
Свидетель Ш.А.И. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ в обеденное время они с Ш.А.И. распивали спиртные напитки в помещении животноводческой фермы СПК «Романовский». После этого он, по просьбе Ш.А.И., повез его домой, по дороге они приобрели еще спиртного, приехав к Ш.А.И., распили купленное спиртное, и он уснул в зале. Когда проснулся, было уже темно, в доме горел свет. Он сразу ушел от Ш.А.И. к себе домой. Около 12 часов ночи к нему приехал участковый Г.А.А. и сказал, что Ш.А.И. убили. В это время в доме находилась Михеева Т.Ф. и мать Ш.А.И. Ш.Т.Ф.. Впоследствии он участвовал в проверке показаний Михеевой Т.Ф. на месте, когда она показала место, где нашли нож, которым было нанесено ранение Ш.А.И..
Свидетель С,И.П. суду показал, что в ночь с 17 на ДД.ММ.ГГГГ около 3-х часов участковый Г.А.А. пригласил его принять участие в осмотре места происшествия в доме Ш.А.И.. Когда приехали в дом, он увидел, что в кухне перед входной дверью лежал Ш.А.И., в левой половине грудной клетки у него имелось колотое ранение. В доме также находились Михеева Т.Ф. и Л.Н.Ф.. Ш.А.И. и Михееву Т.Ф. он знает давно, о том, что между ними случались конфликты, ему ничего не известно. Они оба злоупотребляли спиртными напитками.
Свидетель Б.В.М. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 6 часов утра к нему приехал участковый Г.А.А. и сообщил, что Ш.А.И. убили, и нужной присутствовать в качестве понятого при осмотре места происшествия. Когда они приехали в дом Ш.А.И., последний лежал на полу у входной двери. В области сердца у него имелось ранение, были пробиты свитер и рубашка. Впоследствии он принимал участие в качестве понятого при проверке показаний Михеевой Т.Ф. на месте. При этом она показала, где находится нож, которым она нанесла удар Ш.А.И.. Ш.А.И. он знает давно, общался с ним мало, о том, что у него были конфликты с односельчанами, ему ничего не известно.
Свидетель Г.А.А. суду показал, что в декабре 2010 года он работал участковым уполномоченным ОВД по МО <адрес>. В зону его обслуживания входило <адрес>. В ночь с 17 на ДД.ММ.ГГГГ к нему пришла Михеева Т.Ф. и сообщила, что Ш.А.И. умер. Он сообщил об этому старшему участковому А.А.Р., последний дал ему указание выйти на место и пригласить фельдшера Р.В,А,. Когда он пришел в дом Ш.А.И., увидел, что последний лежал на полу у входной двери. На нем был темный свитер, когда он потрогал его, то обнаружил, что свитер в крови. Михеева Т.Ф. находилась дома, была в состоянии алкогольного опьянения, свою причастность к убийству Ш.А.И. она отрицала. Ранее ему было известно, что Ш.А.И. избивал Михееву Т.Ф., но она это скрывала.
По ходатайству государственного обвинителя и с согласия сторон в судебном заседании оглашены показания свидетелей Р.В,А,, Б.В,И., Л.Н.Ф., явка которых в судебное заседание невозможна.
Свидетель Л.Н.Ф. при производстве предварительного следствия показал, что проживает в доме Ш.А.И. со своей сестрой Михеевой Т.Ф.. ДД.ММ.ГГГГ он находился дома, примерно в обеденное время домой приехали Ш.А.И. и Ш.А.И. и начали распивать спиртные напитки. Около 23 часов он услышал шум, Ш.А.И. Александр кричал на Михееву Т.Ф. из-за самогона. Он выходил в кухню и видел, как Михеева Т.Ф. резала сало ножом с белой ручкой. Через несколько минут Михеева Т. зашла к нему в спальню и попросила помочь занести в дом Ш.А.И. из веранды, он отказался, так как болен. Михеева Т.Ф. сама занесла Ш.А.И., через несколько миут он подошел к Ш.А.И. и обнаружил, что тот лежит и не шевелится. Михеева Т.Ф. пошла вызывать участкового и фельдшера, немного времени спустя он видел, что Михеева Т.Ф. ходила по дому с ножом, а потом вышла с ним из дома, он понял, что она пошла прятать нож (л.д.60-61).
Свидетель Р.В,А, при производстве предварительного следствия показала, что ДД.ММ.ГГГГ около 2-20 часов к ней домой пришла Михеева Т.Ф. и сообщила, что умер Ш.А.И.. Она её послала за участковым Г.А.А., чтобы пойти к ним в дом вместе. Затем они вместе с Г.А.А. и Михеевой Т.Ф. поехали к дому Ш.А.И.. Зайдя в дом, она увидела, что возле печи лежит на полу Ш.А.И. в верхней одежде. У него уже было выражено трупное окоченение. Когда Г.А.А. поднял одежду, она увидела следы крови у него на брюшной полости. В левой части груди было рана, похожая на порез около 1-1,5 см. Михеева Т.Ф. по поводу смерти Ш.А.И. поясняла, что ничего не знает (л.д.68-69).
Свидетель Б.В,И. при производстве предварительного следствия показал, что он по просьбе участкового Г.А.А. участвовал в качестве понятого при проведении проверки на месте показании Михеевой Т.Ф. ДД.ММ.ГГГГ. При этом Михеева Т.Ф. пояснила, что ею было совершено убийство Ш.А.И., это произошло в помещении кухни при совместном распитии спиртных напитков. Также Михеева Т.Ф. поясняла, что была сильно пьяна и произошедшее помнит плохо. Затем Михеева Т.Ф. попросила пройти в помещение сарая, где под досками пола указала на находящийся там нож со следами крови (л.д.64-65).
Судом также исследованы материалы дела:
- телефонное сообщение А.А.Р., поступившее в ОВД по МО «Шарлыкский район» ДД.ММ.ГГГГ в 03:30, о том, что в <адрес> в <адрес> обнаружен труп Ш.А.И. с ножевым ранением (л.д.30);
- протокол осмотра места происшествия и фототаблица к нему от ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что при осмотре дома Ш.А.И., расположенного по <адрес>, в <адрес> обнаружен труп Ш.А.И. с колото-резаной раной в области грудной клетки (л.д. 9-18);
- протокол осмотра трупа Ш.А.И., в ходе которого обнаружена колото-резаная рана левой половины грудной клетки и изъята одежда, на свитере, майке и рубашке при этом обнаружены разрывы тканей в передней части одежды и изъяты образцы крови и лоскут кожи с раной. (л.д.24-27);
-выписка из журнала регистрации трупов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой причиной смерти Ш.А.И. является колото-резаная рана левой половины грудной клетки с повреждением сердца, острая кровопотеря.(л.д.20);
- медицинская справка о том, что ДД.ММ.ГГГГ Михееву Т.Ф. была осмотрена бригадой «скорой помощи», телесных повреждений обнаружено не было (л.д.29);
- протокол явки с повинной Михеевой Т.Ф., в котором она сообщает, что ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время в ходе распития спиртных напитков нанесла Ш.А.И. удар ножом в область сердца (л.д.31);
- заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на трупе Ш.А.И. обнаружена колото-резаная рана левой половины грудной клетки со сквозным ранением левого желудочка сердца, которая образовалась от одного удара предметом, имеющим колото-режущие свойства, нанесенного со значительной силой спереди назад и сверху вниз под углом 70 градусов, точкой приложения явилась передняя поверхность левой половины грудной клетки в проекции 5-го межреберья по линии между средней ключичной и окологрудинной. Колото-резаная рана с повреждением сердца у живых лиц влечет тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, а у Ш.А.И. имеет прямую причинно-следственную связь со смертью. Причиной смерти Ш.А.И. явилась острая кровопотеря в результате полученного ранения (л.д. 93-95;
- заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на клинке кухонного ножа обнаружена кровь человека группы ОаВ, происхождение которой не исключается от потерпевшего Ш.А.И. и исключается от подозреваемой Михеевой Т.Ф.. На рукоятке кухонного ножа обнаружен пот, смешанный с кровью человека, при выявлении групповой принадлежности которого выявлены антигены А и Н. Поскольку антигены крови и пота выявляются одними и теми же реакциями, конкретно высказаться о групповой принадлежности крови и (или) пота, не представляется возможным. Однако учитывая известные обстоятельства дела, нельзя исключить смешение крови (пота) потерпевшего Ш.А.И. с потом (кровью) подозреваемой Михееву Т.Ф., но одному потерпевшему Ш.А.И. кровь (пот) принадлежать не могут (л.д.123-127);
- заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рана на лоскуте кожи с грудной клетки трупа Ш.А.И. является колото-резаной и могла образоваться от воздействия клинка ножа, представленного на экспертизу (л.д. 113-115);
- заключение комплексной психолого-психиатрической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Михеева Т.Ф. страдает алкогольной зависимостью (хроническим алкоголизмом), о чем свидетельствуют данные о злоупотреблении алкоголем, влечении к спиртному, запойный характер пьянства, похмельное состояние, амнестические формы опьянения, социальная дезадаптация. Инкриминируемые ей противоправные действия совершила в состоянии простого алкогольного опьянения, при этом находилась в ясном сознании, ориентировалась в обстановке, психотических расстройств не обнаруживала, не была лишена способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По психическому состоянию в принудительных мерах медицинского характера не нуждается. К индивидуально-психологическим особенностям личности Михеевой Т.Ф. относятся признаки неустойчивости и снижения социальной адаптации, склонности к асоциальной направленности интересов, её общительности с предпочтением в общении круга лиц, близких по интересам, разговорчивости, самостоятельности, уверенности, решительности, подвижности психики, быстроты решений, её настойчивости, принципиальности, нетерпимости, нетерпеливости, самолюбивости, демонстративности, высоком уровне эмоциональности, неуравновешенности, не всегда продуманности действий, легкости в принятии решений, склонности к самовзвинчивонью в ситуации конфликта, с возможными проявлениями ослабления самоконтроля поведения и способности к прогнозированию под влиянием алкогольного опьянения. У подэкспертной четко прослеживаются активные самозащитные формы личностного реагирования (л.д.103-105);
- заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на фрагменте марли в смыве с рук подозреваемой Михеевой Т.Ф. обнаружена кровь человека группы ОаВ, происхождение которой не исключается от потерпевшего Ш.А.И. и исключается от подозреваемой Михеевой Т.Ф. (л.д.134-137);
- протокол проверки показаний подозреваемой Михеевой Т.Ф. на месте от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой подозреваемая Михеева Т.Ф. указала на место в сарае во дворе <адрес> в <адрес>, где находился нож, которым она нанесла ранение Ш.А.И. в ходе ссоры ДД.ММ.ГГГГ, с пятнами бурого цвета на клинке и фототаблица к нему (л.д.76-82);
- протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого из сарая по адресу <адрес>,0 был изъят кухонный нож с белой ручкой с пятнами бурого цвета на клинке и фототаблца к нему (л.д.83-86);
- протокол осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого были осмотрены и приобщены к материалам дела в качестве вещественных доказательств предметы одежды с трупа Ш.А.И. – куртка, брюки, кальсоны, трусы, свитер, рубашка, майка (тельняшка) (л.д.140-143).
Также в судебном заседании был осмотрен кухонный нож, приобщенный в качестве вещественного доказательства, по поводу которого Михеева Т.Ф. пояснила, что именно этим ножом она нанесла ранение Ш.А.И. ДД.ММ.ГГГГ в помещении кухни в доме Ш.А.И. по <адрес>, в <адрес>.
Таким образом, суд приходит к убеждению, что Михеевой Т.Ф. совершено убийство, то есть умышленное лишение жизни Ш.А.И., что произошло в результате внезапно возникшей ссоры между ними. Действия Михеевой Т.Ф. правильно квалифицированы органом предварительного расследования по ч.1 ст.105 УК РФ как убийство, то есть умышленное лишение жизни другого человека, поскольку Михеева Т.Ф. действительно, умышленно в ходе ссоры на бытовой почве из внезапно возникшего чувства личной неприязни к потерпевшему нанесла ему ножевое ранение в жизненно важный орган – грудную клетку в области сердца со значительной силой, что свидетельствует о её явном намерении лишить его жизни, причинив телесные повреждения, описанные в заключении судебно-медицинской экспертизы, квалифицирующееся у живых лиц как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения, и явившееся прямой и непосредственной причиной смерти Ш.А.И. в результате острой кровопотери.
При назначении наказания Михеевой Т.Ф. в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства, характеризующие личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие наказание.
Михеевой Т.Ф. совершено особо тяжкое насильственное преступление. Михеева Т.Ф. имеет постоянное место жительства, где характеризуется посредственно, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем с ней проводились профилактические беседы (л.д.198, 190). К обстоятельствам, смягчающим её наказание, суд относит явку с повинной, что способствовало раскрытию преступления и установлению лица, совершившего его, поскольку до указанного момента органам следствия оно известно не было. Обстоятельств, отягчающих её наказание, суд не усматривает.
Учитывая изложенные обстоятельства, тяжесть содеянного, личность подсудимой, суд считает необходимым назначить Михеевой Т.Ф. наказание в виде лишения свободы в пределах санкции п. «б» ч.1 ст.58 УК РФ в виде колонии общего режима.
По делу также имеются вещественные доказательства, при разрешении судьбы которых суд руководствуется требованиями статьи 81 УПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.296, 299,303, 304, 307-310 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Михееву Т.Ф. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком шесть лет шесть месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Меру пресечения в отношении Михеевой Т.Ф. оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства по делу – нож, брюки, кальсоны, трусы, свитер, майка (тельняшка), куртка, рубашка, хранящиеся при уголовном деле, уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденной Михеевой Т.Ф., содержащейся под стражей, в тот же срок со дня вручения ей копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденной она вправе в течение 10 суток ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, а также поручить осуществление своей защиты избранному ей защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. В тот же срок со дня вручения осужденной кассационных жалобы или представления, затрагивающих её интересы, она вправе ходатайствовать о своем участии при их рассмотрении.
Судья Мелихова Н.П.