АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Шарлык 14 января 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.
при секретаре Калужиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной инстанции гражданское дело по иску Двугрошевой В.Н. к муниципальному учреждению здравоохранения «Шарлыкская центральная районная больница» и администрации муниципального образования «Шарлыкский район» о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и освещения,
УСТАНОВИЛ:
Двугрошева В.Н. обратилась к мировому судье судебного участка Шарлыкского района Оренбургской области с иском, указав на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. она работала заведующей Кармальским медпунктом, с ДД.ММ.ГГГГ. работала фельдшером психо-неврологического кабинета ЦРБ, а в период с ДД.ММ.ГГГГ. работала диетсестрой Шарлыкской ЦРБ, в настоящее время находится на пенсии.
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 года, а так же ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. До 01.01.2005 медицинские работники, проживающие в сельской местности, никогда не платили за наем, отопление и освещение своего жилья.
Указанное положение, было признано утратившим силу статьей 35 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Определения, «защита» и «льготы», ранее содержащиеся в законах, заменены одним общим определением – «меры социальной поддержки». Статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, дополнена частями четвертой, пятой и шестой в соответствии с которыми, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, устанавливаются законодательным органом соответствующего уровня, то есть, Правительством РФ - по федеральным специализированным организациям здравоохранения, органами государственной власти субъектов РФ – по организациям здравоохранения находящимся в ведении субъектов РФ, органами местного самоуправления – по муниципальным организациям здравоохранения. Согласно положений Федерального закона № 122 – ФЗ от 22.08.2004.г., власти различных уровней, в срок до 01.01.2005г. были обязаны принять соответствующие законодательные акты, предусматривающие не только возмещение затрат, которые были предусмотрены в отмененных актах, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня, при этом указано на недопустимость ухудшения социальной защищенности тех лиц, которые ранее пользовались льготой. Данную позицию поддержал Конституционный Суд Российской Федерации, указав на то, что положение Федерального закона № 122 не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
В своём иске Двугрошева В.Н., так же указала на то, что в целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Однако, несмотря на это, в нарушение установленных норм, был принят Закон Оренбургской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» № 1772/301/-III-ОЗ от 12.01.2005 г., которым в качестве меры социальной поддержки отдельным категориям квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области была установлена выплата ежемесячной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопления и освещения в размере 120 руб., а с 01.01.2007 г. в соответствии с Законом Оренбургской области № 913/96-IV-ОЗ от 10.01.2007 г. (ст. 1,2) – в размере 155 руб. Право на получение компенсации в соответствии с этим законом имеют, в том числе врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал (ст. 3 вышеуказанного Закона).
В Шарлыкском районе, Решением Совета депутатов муниципального образования «Шарлыкский район» от 14.01.2005 года № 212 «Об утверждении положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных бюджетных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Шарлыкского района» также была установлена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение в размере 120 рублей. Согласно Положения, утвержденного данным решением, назначение и выплата компенсации осуществляется по месту работы, финансирование производится за счет средств местного бюджета. Решением Совета депутатов муниципального образования «Шарлыкский район» от 27.02.2007 года № 117 в вышеуказанное Решение Совета депутатов внесены изменения и дополнения: с 01 января 2007 года ежемесячная денежная компенсация была установлена дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
Считает, что областными и районными нормативно-правовыми актами нарушены её права, поскольку ими была отменена натуральная льгота как медицинскому работнику, работавшему и проживающему в сельской местности. Натуральную льготу, установленную ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации, с учетом положений п. 2 ст. 153 и преамбулы Федерального закона Российской Федерации № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. заменили социальной поддержкой в сумме 120 рублей в месяц, которую она так же не получала в период с 2005 по 2010 г.
Просила взыскать с МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» и администрации МО «Шарлыкский район» компенсацию в счет возмещения расходов, понесенных ею на оплату отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> руб., а так же судебные расходы на общую сумму <данные изъяты> руб., связанные с оплатой юридических услуг при подготовке иска, получением справок и уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления в суд.
Решением мирового судьи Шарлыкского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично, с МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» в пользу Двугрошевой В.Н. взысканы расходы по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в сумме <данные изъяты> коп., а так же судебные расходы в сумме <данные изъяты> коп., а всего взыскано <данные изъяты>) руб. <данные изъяты> коп. При недостаточности средств субсидиарная ответственность возложена на администрацию МО «Шарлыкский район». В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением мирового судьи, Двугрошевой В.Н. подана апелляционная жалоба, в которой указано на то, что мировым судьей неверно истолкованы нормы материального права, решение основано на областных нормах права, а не на федеральных, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем подлежит отмене.
В судебном заседании истец Двугрошева В.Н. доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала, просила суд, отменить решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» - Бегинина Н.И. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просила, апелляционную жалобу Двугрошевой В.Н. оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи Шарлыкского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ без изменения.
Представитель ответчика администрации МО «Шарлыкский район Оренбургской области» - Гаврилова С. В. извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. С учетом ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, представителя ответчика – МУЗ «Шарлыкская ЦРБ», исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции от 22.07.1993г. № 5487-I, действовавшей до 01.01.2005 года, то есть, до внесения изменений и дополнений Федеральным Законом № 122-ФЗ от 22.08.2004г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вышеуказанное положение утратило силу с 01.01.2005года
Дополнениями и изменениями, внесенными Федеральным законом № 122 – ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Шарлыкский район» от 14.01.2005 года № 212 «Об утверждении положения о мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников муниципальных бюджетных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Шарлыкского района» была установлена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещение в размере 120 рублей. Согласно Положения, утвержденного данным решением, назначение и выплата компенсации осуществляется по месту работы, финансирование производится за счет средств местного бюджета. Решением Совета депутатов муниципального образования «Шарлыкский район» от 27.02.2007 года № 117 в вышеуказанное Решение Совета депутатов внесены изменения и дополнения: с 01 января 2007 года ежемесячная денежная компенсация была установлена дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным федеральным законодательством для этой категории работников.
В то же время, в соответствии с ч.1 ст. 153 Федерального закона № 122 – ФЗ от 22.08.2004г., в рамках длящихся правоотношений, для лиц, у которых возникло до 1января 2005года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться, как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст. 153 Федерального Закона № 122-ФЗ, «при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года; при изменении после 31декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены».
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств мировой судья пришел к правильному выводу о том, что нормативные акты, принятые Советом депутатов Шарлыкского района ухудшили условия предоставления льгот медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности. Поскольку Двугрошева В.Н., являлась медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения «Шарлыкская ЦРБ», проживала в сельской местности и при выходе на пенсию сохранила за собой право на получение льгот по оплате освещения и отопления, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанных льгот получала, её права подлежат восстановлению.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод мирового судьи о том, что при определении суммы подлежащей взысканию, необходимо применить нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, предусмотренные действовавшим до 01.01.2005 г. законом Оренбургской области от 26.11.2003 г. № 720/92-III-ОЗ «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности». Порядок возмещения с применением нормативов установленных Законом Оренбургской области действовал до 01.01.2005г., то есть, это не ухудшает положения истца по предоставлению льгот по сравнению с существующим до 01.01.2005 г. порядком и, соответственно, не противоречит положениям п. 2 ст. 153 ФЗ № 122 от 22.08.2004 г. и позиции Конституционного Суда РФ о невозможности ухудшения условий предоставления льгот после 01.01.2005 г.
Суд соглашается так же с выводом мирового судьи о взыскании разницы между льготой, подлежащей начислению истцу как медицинскому работнику и фактически полученными льготами на трех членов семьи в размере 17214,26 коп., поскольку истец была лишена права выбора между вышеуказанными льготами. Согласно ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.
Поскольку иск удовлетворен частично, мировой судья обоснованно применил ч.1 ст. 98 ГПК РФ, взыскав судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Довод апелляционной жалобы о том, что мировым судьей неправильно истолкованы нормы материального права, является несостоятельным. Мировой судья правильно установил недопустимость ухудшения положения истца, при частичной выплате ежемесячной денежной компенсации в размере 120 руб., установленной решением Совета депутатов МО «Шарлыкский район». Применение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг установленных законом Оренбургской области № 720 от 26.11.2003г. при расчете суммы подлежащей возмещению суд находит обоснованным. Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к иному, неверному толкованию норм материального права.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи законно и обоснованно. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана верная правовая оценка, применен надлежащий материальный закон, выводы суда мотивированны, нарушений процессуального законодательства не допущено, а потому оснований к его отмене либо изменению и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.329, 330 ч.2 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ по иску Двугрошевой В.Н. к муниципальному учреждению здравоохранения «Шарлыкская центральная районная больница» и администрации муниципального образования «Шарлыкский район» о взыскании расходов, понесенных на оплату отопления и освещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу Двугрошевой В.Н., без удовлетворения.
Определение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Оренбургского областного суда в течение шести месяцев со дня вступления в силу.
Судья Е.А.Росляков Определение вступило в законную силу.