Решение суда по пенсионному обеспечению



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шарлык 16 марта 2010 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Мелиховой Н.П.,

при секретаре Бахаревой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску О.В. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в ... об оспаривании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, указав, что она работает в МУЗ ... и Дата обезличена года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом Номер обезличен «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку имеет требуемый стаж работы 25 лет. Решением начальника ГУ УПФ РФ в ... от Дата обезличена года в назначении пенсии ей отказано, так как по мнению ответчика в стаж не может быть засчитан период отпуска по уходу за ребенком Дата обезличена года рождения до достижения возраста трех лет, с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 02 года 03 месяца 06 дней. С решением комиссии она не согласна, поскольку стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а также Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.1992 года № 781. Пунктом 4 указанного постановления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В соответствии с пунктом 5 постановления в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию, а также ежегодных отпусков, включая дополнительные. Согласно ст.167 КЗоТ РСФСР женщине по её заявлению предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста трех лет. Дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. ФЗ от 25.09.1992 года № 3543-1 внесены изменения в редакцию статьи 167 КЗоТ РСФСР, введенные в действие с 06.10.1992 года, в соответствии с которыми исключается возможность зачета в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Однако данный закон вступил в действие уже после её выход з отпуска по уходу за ребенком. Согласно письма Минсоцзащиты РФ от 27.11.1995 года № 2 4485/1-34 период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 06.10.1992 года засчитывается в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии. В соответствии с п.21 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию с особыми условиями труда, включаются периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 года. Согласно ранее действовавшему законодательству периоды отпусков по уходу за ребенком подлежали зачету в специальный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, следовательно, отпуск по уходу за ребенком с 07.03.1991 года по 16.02.1992 года должен быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Кроме того, ч.2 стать 6, ч.4 статьи 15, ч.1 статьи 17 и статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П указывается на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствиями с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Следовательно, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для отказа в назначении истице досрочной трудовой пенсии. Просит признать незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в стаж работы, дающей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 2 года 3 месяца 06 дней, а также взыскать судебные расходы в сумме 200 рублей – госпошлина, уплаченная при подаче иска.

В судебном заседании истица О.В. свои исковые требования поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчика Н.В. и Р.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, в представленном суду отзыве, указывают, что возможность зачета в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком появилась в связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г №2-П, которым было установлено, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ может применяться порядок, действовавший до введения нового правового регулирования, то есть до 01.01.2002 года. Согласно пункта 21 Разъяснения, утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 29 в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» (пункт 21 разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5). В соответствии с абзацем2 пункта 7 разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11, содержало норму о зачете как в общий, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Специальной нормы о возможности зачета отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до трех лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 не содержало. Разъяснение от 29.11.1989 года № 23/24-11 не утратило силу и применимо в части, не противоречащей действующему законодательству. В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1) по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Данная норма воспроизведена в ст.256 ТК РФ. Выплата пособия по обязательному социальному страхования производится лишь за период отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет (статья 15 ФЗ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Названный законодательный акт не содержит положения о выплате пособия за период отпуска до трех лет. Правовая позиция зачета в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми только до 06.10.1992 года подтверждена пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25, в соответствии с которым, если период нахождения в отпуске по уходу за ребенком имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости,. В период отпуска по уходу за ребенком от полутора до трех лет работодателем выплачивается ежемесячная компенсационная выплата за счет средств, направляемых на оплату труда, то есть за счет средств фонда оплаты труда, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 года № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», а не за счет средств обязательного социального страхования. Норма о зачете в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет содержится в статье 11 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отпуск по уходу за ребенком от полутора до трех лет по своей правовой природе относится к отпускам без сохранения заработной платы, включение которых в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсий, не предусмотрен ни ранее действовавшим, ни действующим в настоящее время законодательством. На основании изложенного просят в удовлетворении исковых требований О.В. отказать.

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Досрочная пенсия по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской и поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста.

Согласно подпункта "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, если работа велась в городе, сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (один год работы за один год и три месяца).

Если работа велась только в сельской местности и поселке городского типа, то данные Правила не предусматривают права на льготный порядок исчисления таких периодов работы. Вместе с тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Закона N 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения". Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу 01.11.1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464. Учитывая, что на основании п. 2 указанного Постановления один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 года может быть исчислен в льготном порядке.

Исследовав трудовую книжку О.В. серии Номер обезличен Номер обезличен и справку МУЗ ... копии которых представлены истицей, суд установил, что истица О.В. к моменту обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии проработала в МУЗ ... начиная с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть 24 года 10 месяцев, в должности лаборанта диагностики по настоящее время на полную ставку. Применяя льготное исчисление стажа до Дата обезличена года, непрерывный стаж работы в лечебном учреждении составляет, таким образом, 26 лет 08 месяцев 04 дня. Ответчиком оспаривается правомерность и обоснованность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью 02 года 03 месяца 06 дней с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Судом установлено, что истица О.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком, начало которого приходится на период, предшествовавший Дата обезличена года, что подтверждается справкой, выданной МУЗ ... То есть в тот период, когда еще не действовала норма ст.167 КЗоТ РФ, впоследствии воспроизведенная в ст.256 ТК РФ, содержащая ограничения на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периода отпуска по уходу за ребенком. Эта норма начала действовать только с Дата обезличена г. Таким образом, находясь в отпуске по уходу за ребенком, истица вправе была рассчитывать на определенные правовые последствия, гарантированные действовавшим в тот период законодательством. В частности на включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указанных периодов.

В соответствии с решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в ... от Дата обезличена года Номер обезличен отказано О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поскольку зачтенная продолжительность трудового стажа составила 24 года 04 месяца 28 дней.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении №25 от 20.12.2005 г «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» в пункте 15 разъясняет, что «при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости». При этом в тексте указанного постановления нет разграничения периодов отпуска по уходу за ребенком – до полутора лет и от полутора лет до трех лет. Следовательно, применение указанных положений только к отпуску по уходу за ребенком до полутора лет, будет иметь характер произвольного сужения смысла указанных норм, и повлечет необоснованное ограничение пенсионных прав заявительницы.

В пункте 3.3 постановления Конституционного Суда РФ № 2-п от 29.01.2004 года говорится о том, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в ранее принятых судебных постановлениях, свидетельствует о признании и сохранении за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом предметом рассмотрения Конституционного суда в данном постановлении являлись жалобы граждан, оспаривавших конституционность пункта 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части содержащейся в нем нормы об исключении из общего трудового стажа периодов отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

В Письме Минтруда РФ от 21.07.2003 года №717-АП, по вопросу досрочного назначения женщинам трудовой пенсии по старости с учетом нахождения в отпуске по уходу за ребенком, разъясняется, что по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости (пункт 21 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 года № 5). В данном нормативном документе также применено общее понятие – отпуск по уходу за ребенком. Без разграничения его периодов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица О.В., начав работать лаборантом в ... Дата обезличена года, к моменту обращения за досрочным назначением трудовой пенсии по старости Дата обезличена года имела необходимый стаж для досрочного назначения пенсии, и отказ ответчика во включении в стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и свыше полутора лет до трех лет и в досрочном назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда является незаконным, поскольку судом на основании исследованных доказательств установлено, что истица О.В. осуществляла лечебную деятельность в сельской местности более 25 лет и на этом основании имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд полагает подлежащими удовлетворению требования О.В. о взыскании в ее пользу с ответчика расходов на оплату госпошлины, поскольку в соответствии со ст.ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось судебное решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы. Расходы, произведенные О.В. в связи с обращением в суд, подтверждены расходными документами: квитанцией об оплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск О.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... об отказе О.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости при наличии специального стажа.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года продолжительностью 02 года 03 месяца 06 дней и назначить и выплачивать О.В. досрочную трудовую пенсию с Дата обезличена года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в ... в пользу О.В. судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Мелихова Н.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200