Решение по делу №2-539/2010 по иску Прокурора о создании Единой дежурно диспетчерской службы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 22 ноября 2010 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Шарлыкский район», о признании незаконным бездействия администрации не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию Единой дежурно диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд к администрации муниципального образования «Шарлыкский район» в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию Единой дежурно диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район. В заявлении указано на то, что прокуратурой Шарлыкского района в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведена проверка. В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Шарлыкский район» нарушается федеральное законодательство связанное с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" защита населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах включены в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Частью 2 ст.11 данного Федерального закона, в том числе установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правительством Российской Федерации утверждено постановление за N 794 от 30.12.2003года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Согласно данного постановления единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В целях выполнения возложенных задач на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. На муниципальном уровне органами повседневного управления единой системы являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Прокурором района указано на то, что в нарушение вышеназванных правовых норм действующего федерального законодательства на территории МО «Шарлыкский район» отсутствует единая дежурная - диспетчерская служба. Выступая представителем неопределенного круга физических лиц, в порядке ст. 254 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский район», не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район». А так же, обязать устранить допущенные нарушения в полном объеме в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, заявление подержал в полном объеме. Просил суд заявление удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский район», не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район» и обязать устранить допущенные нарушения в полном объеме в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Шарлыкский район» Гаврилова С.В действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявления прокурора не возражала, суду пояснила, что администрацией района ведется работа по созданию на территории муниципального образования Шарлыкский район, разрабатывается положение о работе данной службы, определяется место расположения, функциональные задачи. В бюджет района на 2011 год будет заложена сумма денежных средств на организацию деятельности Единой дежурно- диспетчерской службы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названые в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не сможет сам обратиться в суд, а так же в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п.21 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие задачи.

Частью 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее Постановление) единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Пунктом 3 вышеназванного Постановления установлено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Согласно п.6 Постановления на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с п.11 Постановления органами повседневного управления единой системы являются: на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм действующего федерального законодательства на территории МО «Шарлыкский район» отсутствует единая дежурно - диспетчерская служба, что подтверждается справкой помощника прокурора Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ года, объяснениями заместителя прокурора района и представителя заинтересованного лица и другими материалами дела исследованными в судебном заседании.

Таким образом, требования изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает обоснованными поскольку бездействие администрации МО «Шарлыкский район» выразившееся в не финансировании затрат по организации и созданию Единой дежурно – диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район» нарушает требования действующего законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан и их имущества, а так же причинение существенного вреда имуществу поселка, объектам муниципальной собственности сельского поселения.

Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Шарлыкский район» и обязании устранить существующие нарушения, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шарлыкский район», не принявшей меры по финансированию затрат на обеспечение мероприятий по созданию и организации деятельности Единой дежурно - диспетчерской службы на территории МО «Шарлыкский район».

Обязать устранить допущенные нарушения в полном объеме в соответствии с требованиями федерального законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Росляков Е.А.