Решение от 28.04.2011г. по делу №2-231/2011 по иску Васькиной М.М. к Администрации МО `Шарлыкский район` о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества



Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

28.04.2011г. с. Шарлык.

Шарлыкский районный суд Оренбургской обл., в составе судьи Янкевич Е.Н., при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Васькиной М.М. к администрации МО «Шарлыкский район», о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества и признании права собственности на них за наследницей первой очереди, суд,

У с т а н о в и л:

Васькина М.М. обратилась в суд к администрации МО «Шарлыкский район», о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества и признании права собственности на них за наследницей первой очереди, указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг, В.И.Я.. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого одноэтажного дома, назначение: жилое здание, одноэтажный, литер А, общей площадью ., и земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью ., по адресу: <адрес>. В настоящее время она намерена оформить свои наследственные права после смерти супруга, на указанные выше объекты недвижимого имущества, в связи, с чем обратилась к нотариусу <адрес> заявлением о принятии наследства. В выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано. При этом нотариус ссылается на то, что справка органа местного самоуправления (выписка из похозяйственной книги) о принадлежности жилого дома наследодателю, представленная ею в качеств документа, подтверждающего принадлежность жилого дома ее супругу, не может быть признана правоустанавливающим документом на дом, поскольку возникновение права собственности на недвижимое имущество на основании указанной справки, действующим законодательством не предусмотрено.

В свидетельстве о праве собственности на землю , выданном <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на имя ее супруга, отсутствует полный адрес земельного участка. Далее в иске указано, что хотя право на указанный жилой дом, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней супруг не зарегистрировал, однако требования статьи 239 ГК РСФСР о регистрации жилого дома в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов были соблюдены.

Сведения о нем были внесены в похозяйственную книгу <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги сельсовета за , лицевой счет ,что соответствовало требованиям законодательства, действующего на тот период времени. ДД.ММ.ГГГГ, ее супругу было выдано свидетельство на право собственности на землю, и ему был представлен в собственность земельный участок размером . Другими земельными участками на территории <адрес> ее супруг не владел, границы земельного участка не изменялись. На день смерти ее супруг В.И.Я. открыто добросовестно непрерывно владел жилым домом и земельным участком расположенных по адресу: <адрес>. Наследницей по закону является Васькина М.М.. Полагает, что поскольку на день смерти ее мужу принадлежало вышеуказанное недвижимое имущество, после смерти супруга, их следует включить в состав наследственного имущества. Просит иск удовлетворить, включить жилой дом, земельный участок в состав наследственного имущества, признать за ней права собственности на них по праву наследования, как за наследницей первой очереди.

В судебном заседании представитель истца по доверенности С.Л.И., поддержав исковые требования Васькиной М.М., дала по существу пояснения, аналогичные тем, которые указаны в иске, просила их удовлетворить.

От ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, с признанием иска.

Суд считает возможным по имеющимся доказательствам, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к выводу, что иск следует удовлетворить по следующим основаниям:

Статья 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, право наследования гарантируется государством.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что истица Васькина М.М. доводится супругой В.И.Я., умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака актовая запись , от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <адрес>

В соответствии с статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с п1ст.1142 ГК РФ, Васькина М.М. является наследницей первой очереди, по закону.

Васькина М.М. в установленный законом срок (статья1154 ГК РФ), обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу Шарлыкского нотариального округа

Нотариус <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказала в выдаче свидетельства о праве на наследство истице от со ссылкой на то, что представленная наследницей справка с органа местного самоуправления выписка из похозяйственной книги, не может быть признана правоустанавливающим документом на дом.

В связи с чем истица обращается в суд за защитой своих прав, как наследница по закону первой очереди.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей Г.М.Н.. и Б.М.Н. показали, что они проживают по соседству с семьей Васькиных. Примерно в 1968 году они строили дом, далее показали, что данный жилой дом расположен на земельном участке. В ДД.ММ.ГГГГ. умер, в доме продолжает проживать его жена Васькина М.М.

Согласно выписки из похозяйственной книги, , лицевой счет , выданной администрацией <адрес>, дом находящийся по адресу <адрес>, 1968года постройки, принадлежал на праве частной собственности на основании индивидуальной застройки за 1968год В.И.Я., умершему ДД.ММ.ГГГГ, дом расположен на земельном участке размером

Согласно выписки из похозяйственной книги, земельный участок размером расположенный по адресу <адрес> относился к категории земель-земли населенных пунктов, был предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежал на праве частной собственности В.И.Я. на основании Свидетельства о праве собственности на землю выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> народных депутатов <адрес> на основании решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за . Границы земельного участка не изменялись, другим земельным участком В.И.Я. не владел.

Согласно справки выданной Администрацией <адрес> облВ.И.Я. совместно с супругой Васькиной М.М зарегистрированы по <адрес> села <адрес>, и проживали в нем. Васькина М.М. проживает в указанном доме и по настоящее время.

В соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 6 п. 1 указанного ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего ФЗ признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В судебном заседании установлено, что В.И.Я. принадлежал жилой дом общей . и земельный участок площадью ., указанное обстоятельство в судебном заседании подтверждено письменными доказательствами, данными из похозяйственных книг по <адрес>, с 1968 года, а так же свидетельскими показаниями.

То обстоятельство, что при жизни В.И.Я. не зарегистрировал свое право в УФСН, на жилой дом и земельный участок, по адресу: <адрес>, не может лишить прав его наследников, в частности на указанный жилой дом, и земельный участок, после его смерти, в противном случае это противоречило бы требованиям ст. 6 п. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии со статьей 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина.

Учитывая, что на день смерти В.И.Я. принадлежал жилой дом и земельный участок расположенный по адресу <адрес>, следовательно, с открытием наследства указанные объекты недвижимости, подлежат включению в наследственную массу.

В соответствии с ст. 1152, 1153ч1, 1154 ГК РФ, Васькина М.М. в установленный законом шестимесячный срок, после смерти своего супруга вступила в право, наследования, что подтверждается данными нотариуса <адрес> Возражений против заявленных требований от третьих лиц не поступило.

Руководствуясь ст 194-198 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л :

Исковое заявление Васькиной М.М. удовлетворить.

Включить в наследственную массу после смерти В.И.Я. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом одноэтажный, литер А, общей площадью кв. м., и земельный участок общей площадью кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и признать на них право собственности по праву наследования по закону за наследницей первой очереди Васькиной М.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд.

Судья Янкевич Е.Н.