Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 14 апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.04.2011г.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 15.04.2011г.
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., при секретаре Калужиной Ж.А.,
с участием: заместителя Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгина А.А., заинтересованных лиц - глав администрации муниципальных образований Шарлыкского района Владимирова А.Н., Склярова С.П., Колыченкова М.С., Каравайцева В.В., Цыбулько Г.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В. о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Юдин Р.В. обратился в Шарлыкский районный суд Оренбургской области с заявлениями в порядке ст. 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрациям муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области. В обоснование заявлений указал на, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрациями вышеуказанных сельских советов, по осуществлению сбора и вывозу бытовых отходов с территории населенных мест.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрациями муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, в нарушение требований ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципальных образований, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно. В домовладениях и на территории муниципальных образований места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципальных образований урны не выставлены. Генеральная схема отчистки населенных пунктов решениями Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась. Очередность планово-регулярной очистки в муниципальных образованиях не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась.
Несоблюдение администрациями вышеуказанных муниципальных образований требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории данных сельсоветов Шарлыкского района, что является нарушением ст.8 Федерального Закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Просил суд, признать: незаконным бездействие администрации муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципальных образований; обязать администрации вышеуказанных муниципальных образований не позднее 01.08.2011г. согласовать с администрацией МО Шарлыкский район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество; на согласованной территории организовать площадки с водонепроницаемым покрытием, на которые установить согласованное с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) количество стандартных металлических контейнеров; на улицах муниципальных образований выставить урны, количество
которых согласовать с органами коммунального хозяйства; установить и согласовать очередность плано-регулярной очисткинаселенных пунктов с Территориальным управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Определением Шарлыкского районного суда от 13.04.2011г. гражданские дела по заявлениям Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к администрациям муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области, объединены в одно производство.
В судебном заседании заместитель Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгин А.А., заявленные ранее требования изменил в порядке ст. 39 ГПК РФ, и просил суд: признать незаконным бездействие администрации МО «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования. Обязать администрации муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района не позднее 01.08.2011г.: согласовать с администрацией МО «Шарлыкский район» и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров, их количество, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;
- установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населённых пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназор);
-принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а так же правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Заинтересованное лицо глава администрации МО «Новомусинский сельский совет» Шарлыкского района Бадамшина Р.З. извещенная о времени, и месте рассмотрения заявления, не присутствовала, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В представленном в суд отзыве, глава администрации МО «Новомусинский сельский совет», заявление природоохранного прокурора не признала, просила в удовлетворении заявления отказать в полном объёме. Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица Бадамшиной Р.З.
В судебном заседании, заинтересованные лица - глава администрации «Новоархангельский сельский совет» Скляров С.П.,, глава администрации «Новоникольский сельский совет» Владимиров А.Н., глава администрации «Парадеевский сельский совет» Колыченков М.С., глава администрации «Дубровский сельский совет» Цыбулько Г.Н., глава администрации «Ратчинский сельский совет» Каравайцев В.В. с заявлением природоохранного прокурора с учетом изменений в судебном заседании, не согласились, просили в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. В обоснование возражений сослались на представленный отзыв, на заявление природоохранного прокурора, в котором указано на то, что пункты 6.2, 6.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют полномочия органов городски (районных), а не сельских поселений Советов народных депутатов, по своевременному заключению договоров на удаление бытовых отходов, оборудованию площадок с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники. На территориях сельских советов, в отношении которых подавались прокурором заявления, нет жилищно-коммунальных предприятий, или организации имеющей возможность осуществлять сбор и вывоз мусора и бытовых отходов. Советом депутатов сельского совета принято и утверждено «Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельских советов, согласно которого сбор и вывоз бытовых отходов на территории сельского совета в частном секторе осуществляют владельцы жилых домов. Организации и предприятия расположенные на территории муниципального образования проводят сбор и вывоз мусора и бытовых отходов самостоятельно. Место свалки мусора администрацией сельского совета определено, имеются соответствующие документы. Данное положение не противоречит требованиям Сан Пин, пункт 1.11 которого предусматривает «самовывоз» отходов с применением талонной системы. В части разработки и утверждения Генеральной схемы очистки населенного пункта, включающую в себя санитарную очистку и уборку территорий населенных мест, указали на то, что согласно Методическим рекомендациям МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ» утвержденных постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003г., разработка схем очистки производится в населенных пунктах численностью населения свыше 10 тыс. человек, то есть на городские территории. Их применение направлено на крупные населенные пункты, где имеются организации ЖКХ. Кроме того, на территории сельских советов имеются только частные домовладения, на территории которых, расположение мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям определяются самими домовладельцами, то есть данные домовладения не подпадают под понятие объектов очистки указанных в п 2.1.1 СаПина. Требование прокурора по установке на улицах сельсовета урн, не соответствует требованию п. 4.1 Сан Пина поскольку данные урны устанавливаются на улицах в зависимости от интенсивности использования магистрали, за чистоту урн несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий. Таких организаций в сельских советах не имеется, улицы села не закреплены ни за одной организацией и при установке урн убирать их будет некому. Прилегающие к частным домовладениям территории улиц убираются жителями самостоятельно. Удовлетворение заявления природоохранного прокурора, сделает затруднительным исполнение решения суда поскольку затраты на данные мероприятия в сельских советах не предусмотрены.
Суд, выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, находит требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые природоохранным межрайонным прокурором меры направленные на защиту окружающей среды, состояния атмосферного воздуха земель, очевидно, отвечают законным интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2001г. «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона № 52 –ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так предусмотрено, что организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. В соответствии с требованиями ст. 13 вышеназванного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Дегтярева Н.С. показала, что санитарные нормы и правила содержания территории населенных мест, утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988г. применяются и действуют на территории Российской Федерации до сих пор. Данные правила применяются независимо от количества населения проживающего на территории населенного пункта. Методические рекомендации о порядке разработки Генеральных схем очистки носят рекомендательный характер и не являются нормативными документами. Обязанность по сбору и транспортировке мусора и бытовых отходов действующим законодательством возлагается на администрации муниципальных образований. Данное требований содержится как в федеральном законодательстве, так и в уставах сельских советов. Места свалок в сельских советах определены, у некоторых имеются документы на земельные участки выделенные под свалку, в некоторых сельсоветах документы проходят согласование.
Как установлено в судебном заседании, проверкой по соблюдению
требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического состояния,
произведенной Оренбургской природоохранной межраонной прокуратурой
установлены нарушения, а именно: не организован надлежащий сбор и вывоз
бытовых отходов и мусора. Сбор мусора и вывоз бытовых отходов осуществляется населением и организациями самостоятельно. Талонная система «самовывоза» мусора не применяется. Порядок вывоза мусора и бытовых отходов у малоимущих граждан, не имеющих возможности вывезти самостоятельно мусор не определен. В домовладениях и на территории муниципальных образований специальные площадки для размещения мусоросборных контейнеров и их количество в соответствии с санитарными правилами не определены. На улицах муниципальных образований, как того требуют санитарно-эпидемиологические требования урны не выставлены.
Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета
депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась,
очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не
устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
не согласовывалась.
Оценивая существующие в сельских администрациях муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области правила сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, суд находит их не соответствующими требованиям действующего законодательства в этой области.
В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.
Пункт 18 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования, сельских советов, относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения сельсовета.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Исследованные судом доказательства, в своей совокупности, позволяют сделать вывод о доказанности бездействия администрации муниципальных образований в организации надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Бездействие администрации «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района Оренбургской области в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора противоречит Конституции РФ, требованиям названных выше Законов, нарушают права определенного круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории МО, на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность.
Доводы заинтересованных лиц о том, что требования ст.6.2.,6.3 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» не распространяются на сельские поселения, а система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, с разработкой и согласованием Генеральной схемы очистки, относится к населенным пунктам с численностью населения более 10 тыс. человек, суд находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылку заинтересованных лиц на Методические рекомендации, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 21.08. 2003г. № 152, суд находит необоснованной, поскольку данные рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным документом.
Требование природоохранного прокурора о принятии мер к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а так же правилами технической эксплуатации жилого фонда основаны на санитарных правилах и нормах содержания территорий населенных мест.
Суд так же не соглашается с доводами заинтересованных лиц об отсутствии реальной возможности исполнить решение суда в связи с отсутствием в средств в бюджетах сельских советов. В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, в связи с чем выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора на основании отсутствия финансовой возможности на их выполнение, являются необоснованным (Определение СК по гражданским делам № 32 –ВПР08-13 от 15.10.2008г.).
С учетом изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором требования, являются законными, обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенных судом требований.
Согласно ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей. В соответствии со ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины (прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины) в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Так как исковые требования прокурора удовлетворены в полном размере, то с ответчиков взыскивается государственная пошлина в сумме 4000 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Признать незаконным бездействие администрации МО «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Обязать администрации муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет», «Новомусинский сельский совет», «Новоникольский сельский совет», «Парадеевский сельский совет», «Дубровский сельский совет», «Ратчинский сельский совет» Шарлыкского района не позднее 01.08.2011г.:
- согласовать с администрацией МО «Шарлыкский район» и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров, их количество, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;
- установить и согласовать периодичность удаления твердых бытовых отходов с территории населённых пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребназор);
-принять меры к организации установки на улицах муниципального образования урн, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а так же правилами технической эксплуатации жилого фонда.
Взыскать с администраций муниципальных образований «Новоархангельский сельский совет» с.Новоархангельское ул.Родимцева д.21, «Новомусинский сельский совет» с.Новомусино ул.Школьная д.1, «Новоникольский сельский совет» с.Новоникольское ул.Школьная д.4, «Парадеевский сельский совет» с.Парадеево ул.Парадеевская д. 38 Б, «Дубровский сельский совет» с.Дубровка ул.Школьная д.8А, «Ратчинский сельский совет» с.Ратчино ул.Советская д.10 А Шарлыкского района Оренбургской области в доход государства, государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей, с каждой, вышеуказанной администрации муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в кассационном порядке, через Шарлыкский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Росляков Е.А.