Решение по делу №2-310/2011 по заявлению прокурора к администрации МО `Шарлыкский сельсовет` о признании незаконным бездействия в области безопасности дорожного движения.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 28 апреля 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Шарлыкский сельсовет», о признании незаконным бездействия администрации выразившегося в неисполнении требований законодательства в области дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия выразившегося в неисполнении требований законодательства в области дорожного движения. В заявлении указано на то, что прокуратурой Шарлыкского района в соответствии с заданием прокуратуры Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения на территории муниципальных образований.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства названной сфере.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и о человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 11.08.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Федеральным законом РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ст. 2 Закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести и их последствий.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст. 24 Закона).

Согласно ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией муниципального образования «Шарлыкский сельсовет» требования законодательства о безопасности дорожного движения в районном центре - с. Шарлык в полном объеме не выполняются, контроль за обеспечением сохранности дорог местного значения должным образом не осуществляется.

Так, на пересечении ул. Советская и ул. М. Джалиля с. Шарлык имеются повреждения дорожного покрытия в виде глубоких ям. Аналогичное повреждение имеется на пересечении ул. Родимцева и ул. М. Джалиля с. Шарлык.

Кроме этого, на дорожном покрытии ул. Просторная с. Шарлык имеется слой глины, который мешает беспрепятственному продвижению транспортных средств по указанной улице. В результате ненадлежащего состояния дорожного покрытия по ул. Просторная затруднен не только проезд личных транспортных средств жителей населенного пункта, но и создано препятствие для функционирования аварийных и иных служб, проезда специализированных автомобилей (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции).

Таким образом, органами местного самоуправления не обеспечивается безопасность дорожного движения, что создает угрозу жизни здоровью граждан, затрудняет движение транспортных средств и пешеходов по дорогам, создает аварийные ситуации, результатом которых могут быть тяжкие последствия.

Статья 45 Конституции Российской Федерация закрепляет положение, согласно которому государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме этого, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» в лице главы администрации Богатова А. М., выразившееся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения. Обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» привести в порядок дороги на пересечении ул. Советская и ул. М. Джалиля, ул. Родимцева и ул. М.Джалиля, а также дорожное покрытие по ул. Просторная с. Шарлык в срок до 01.05.2011г.

Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, заявление подержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении, уточнив сроки устранения недостатков. Просил суд заявление удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет», выразившееся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения. Обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» привести в порядок дороги на пересечении ул. Советская и ул. М. Джалиля, ул. Родимцева и ул. М.Джалиля в срок до 01.06.2011г., а дорожное покрытие по ул. Просторная с. Шарлык в срок до 20.05.2011г.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Шарлыкский сельсовет» Булахтина Л.Н. действующая по доверенности от 30.03.2011г. против удовлетворения заявления прокурора с учетом уточнения сроков проведения работ, не возражала, суду пояснила, что администрацией сельсовета ведется работа по вопросу ремонта и содержания внутри поселковых дорог указанных в заявлении прокурора. 08.11.2010г. администрацией МО «Шарлыкский сельсовет» заключен муниципальный контракт на ремонт дороги по ул.Просторная с.Шарлык с ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», подрядчик начал производить ремонтные работы осенью прошлого года но помешали погодные условия. С 26.04.2011г. ремонтные работы продолжены, но по ул. Просторной дорожное полотно не просохло, в связи с чем ремонтные работы приостановлены. В ближайшее время работы начнутся вновь. Весь объем будет выполнен согласно смете. По вопросу ремонта дороги на пересечении ул. Советская и ул. М. Джалиля, ул. Родимцева и ул. М.Джалиля пояснила, что проведено обследование данных улиц, составлена смета и 25.04.2011г. объявлен аукцион, который состоится 10.05.2011г., после чего будет также заключен муниципальный контракт на ремонт дорог. Сроки проведения ремонтных работ на данных участках дорог установлены до 01.06.2011г.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названые в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не сможет сам обратиться в суд, а так же в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 11.08.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Федеральным законом РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм действующего федерального законодательства на территории МО «Шарлыкский сельсовет» не приняты надлежащие меры по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения, в частности не отремонтированы и не приведены в порядок дороги на пересечении ул. Советская и ул. М. Джалиля, ул. Родимцева и ул. М.Джалиля а также дорожное покрытие по ул. Просторная в с. Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области, что подтверждается справкой помощника прокурора Шарлыкского района от 10.04.2011 года, объяснениями заместителя прокурора района и представителя заинтересованного лица и другими материалами дела исследованными в судебном заседании.

Таким образом, требования изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает обоснованными поскольку бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» выразившееся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения и непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения, нарушает требования действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, снижает меры направленные на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести и их последствий.

Суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Шарлыкский сельсовет» и обязании устранить существующие нарушения, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконными бездействие администрации МО «Шарлыкский сельсовет» в лице главы администрации Богатова А.М., выразившиеся в неисполнении требований законодательства в области безопасности дорожного движения, непринятии мер по контролю за обеспечением сохранности дорог местного значения.

Обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» в срок до 01 июня 2011 года привести в порядок дороги на пересечении ул.Советская и ул.М.Джалиля, ул.Родимцева и ул. М.Джалиля села Шарлык Оренбургской области.

Обязать администрацию МО «Шарлыкский сельсовет» в срок до 20 мая 2011 года привести в порядок дорожное покрытие по ул. Просторная села Шарлык Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Росляков Е.А.