Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 22 марта 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Мелиховой Н.П.,
при секретаре Кандараковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фурсова Е.М. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шарлыкском районе о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, суд
У С Т А Н О В И Л:
Фурсов Е.М. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании незаконным отказа в досрочном назначении трудовой пенсии, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку его педагогический стаж достиг 25 лет в соответствии с п.п.1.19 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и у него возникло право на назначение указанной пенсии. Решением начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему отказано, поскольку в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии не включен период обучения в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 04 года 09 месяцев 22 дня. С указанным решением он не согласен, полагает его незаконным по следующим основаниям. На сегодняшний день применяются: Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года за № 1067; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ни один из этих Списков не действовал в периоды, которые ему не засчитал пенсионный фонд в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, потому что в указанные периоды их просто не существовало. До введения Списка № 463 от 06.09.1991 года, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Пунктом 2 указанного Положения определялось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1. данного положения, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственного за ним следовала педагогическая деятельность. В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, время работы, указанное в пунктах 1, 2 и 3 засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях, и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В связи с чем считает, что Пенсионный фонд обязан был включить в льготный стаж данный период времени, поскольку до поступления в педагогический институт он работал в школе учителем, а после его окончания, также продолжил работать в школе учителем.
В судебном заседании истец Фурсов Е.М. свои исковые требования поддержал, суду пояснил, что он с ДД.ММ.ГГГГ работал учителем в Казанской средней школе <адрес>. В 1982 году уволился в связи с поступлением на подготовительное отделение Оренбургского госпединститута. По окончании подготовительного отделения, он был зачислен в число студентов института, и направлен в стройотряд, где их зачислили в штат управления «<данные изъяты>». После окончания в института в ДД.ММ.ГГГГ продолжил работать учителем истории сначала в <данные изъяты>, а затем вновь в <данные изъяты> школе и продолжает работать там до настоящего времени. Когда он обратился в пенсионный фонд с учетом учебы в институте у него имелся необходимый 25-летний стаж, причем более двух третей приходится на работу непосредственно в школе. Полагает отказ в назначении пенсии незаконным, просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Мавликаева Р.Н. и Дегтярева Н.В., иск не признали, в представленном отзыве представили следующие возражения. На ДД.ММ.ГГГГ действовал закон РФ от 20.11.1990 года за № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В соответствии со статьей 83 указанного закона постановлением правительства РФ от 22.09.1999 года за № 1067 были утверждены и действовали Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги лет. Данное постановление вступило в силу 01.11.1999 года, им было закреплено, что периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 года № 463. Названные нормативные акты не предусматривали возможность зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов обучения в педагогическом институте. Указанные периоды засчитывались в выслугу лет на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров ССС от 17.12.1959 года № 1397, однако данный нормативный документ на 31.12.2001 года не действовал, в связи с чем неприменим при исчислении стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости. Полагают, что лица, обучавшиеся в педагогическом институте и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, не рассчитывали и не могли рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего № 1397 от 17.12.1959 года, отмененного 01.10.1993 года. С 29.10.2002 года утвержден постановлением Правительства РФ новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, которым период обучения в педагогическом институте также не предусмотрен. Таким образом, Фурсов Е.М. на дату обращения в Пенсионный фонд не выработал необходимый стаж для льготного назначения трудовой пенсии, его стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 04 месяца 28 дней, в связи с чем отказ в назначении досрочной трудовой пенсии обоснован. Просят отказать в иске.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Фурсова Е.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.19.п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей независимо от возраста.
Согласно ч. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 463 т.е. за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данное Положение действовало до 01.10.1993 года и не применяется на территории Российской Федерации с указанной даты.
С учетом п. 4 указанного выше Положения данные периоды засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В пункте 3.3 постановления Конституционного Суда РФ № 2-п от 29.01.2004 года говорится о том, что правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в ранее принятых судебных постановлениях, свидетельствует о признании и сохранении за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Указанное положение направлено на то, чтобы граждане в правовом государстве могли рассчитывать на правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Действующее до 01.10.1993 года законодательство, в частности, пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, предусматривало зачет в специальный стаж работы учителей и других работников просвещения, дающий право на пенсию за выслугу лет, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент обращения Фурсова Е.М. за назначением пенсии в ГУ УПФ РФ в <адрес>, он имел не менее 2/3 стажа требуемого для назначения льготной пенсии по старости, его педагогический стаж составлял 23 года 04 месяца 28 дней, кроме того Фурсов Е.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 05 лет 07 месяцев 00 дней обучался на очном дневном отделении <данные изъяты> государственного педагогического института им. <данные изъяты> усматривается из исследованных судом трудовой книжки на имя Фурсова Е.М. и справок, выданных Управлению пенсионного фонда МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» и МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа».
Из указанных документов усматривается, что Фурсов Е.М. работал воспитателем группы продленного дня в Казанской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на одну ставку; ДД.ММ.ГГГГ зачислен в число слушателей подготовительного отделения. ДД.ММ.ГГГГ зачислен на 1 курс Оренбургского госпединститута и отчислен в связи с окончанием исторического факультета ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время непрерывно работает учителем истории Богородской, а затем Казанской средней школы. Ни непосредственно перед обучением в институте, ни после его окончания периодов работы, не относящейся к педагогической деятельности, нет. Время работы в качестве формовщика в Управлении «Оренбургоблсельстрой» приходится на время обучения в педагогическом институте.
Таким образом, стаж, который подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации составил к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии более 25 лет, и отказ в её назначении в связи с невключением периода обучения в педагогическом институте, приходящегося на время действия постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, является незаконным.
Ссылка представителей ответчика на то обстоятельство, что Фурсов Е.М. на ДД.ММ.ГГГГ не имел 2/3 стажа педагогической деятельности, является необоснованной, поскольку данное условие должно быть соблюдено к моменту обращения за пенсией.
Тем самым, суд приходит к убеждению, что требования Фурсова Е.М. законны и обоснованны, и его исковые требования подлежат удовлетворению
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Фурсова Е.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Фурсову Е.М. в назначении досрочной трудовой пенсии при наличии специального стажа.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в трудовой стаж Фурсова Е.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 04 года 11 месяцев 02 дня, и назначить и выплачивать трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.
Судья Мелихова Н.П.