Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 20 апреля 2011 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующей судьи Янкевич Е.Н.,
с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,
при секретаре Кандараковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Шарлыкская центральная районная больница», третье лицо Администрация муниципального образования «Шарлыкский район», о признании незаконным бездействия МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению либо продлению сертификатов специалистов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о признании незаконным бездействия МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению либо продлению сертификатов специалистов. В исковом заявлении указано, что проверкой, проведенной в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ», установлено нарушение требований законодательства о лицензировании медицинской деятельности в рамках реализации национального проекта «Здоровье».
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация первичной медико-санитарной помощи закреплена за муниципальными образованиями.
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок.
Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 указанного закона, представляется лицензия. При этом вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Закона медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также перечня работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой, санаторно-курортной медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30), лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, лицензирование которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).
В соответствии с п. 2.3 Устава МУЗ «Шарлыкская ЦРБ», являясь учреждением здравоохранения, на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет медицинскую, фармацевтическую, деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с Федеральным законом № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также иные виды деятельности, не запрещенные законодательством и соответствующие уставным целям.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлён в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
В соответствии с п. 5 п.п. «г» Постановления лицензионными требованиями и условиями для осуществления медицинской деятельности являются... наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых услуг.
В нарушении лицензионного законодательства у целого ряда специалистов работающих в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» отсутствуют, либо не продлены сертификаты специалистов, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ, а именно:
- В.С.А. - заместитель главного врача - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения и общественное здоровье, отсутствует сертификат специалиста;
- П.Н.Ю. - заместитель главного врача по поликлинике - не имеет продлённого сертификата по терапии;
- С.Е.В. - заместитель главного врача - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения, отсутствует сертификат специалиста;
- С.Е.П. - заместитель главного врача по мед. части - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения, отсутствует сертификат специалиста;
- Д.В.Н, - врач-терапевт Путятинской участковой больницы - не имеет продлённого сертификата по педиатрии;
- С.В.М. - врач-хирург - не имеет первичной подготовки по онкологии и сертификата специалиста;
- Н.Г.И. – психотерапевт - нет первичной подготовки по психотерапии и сертификата специалиста;
- Б.Р.Х. - врач-стоматолог - не представлен документ о прохождении интернатуры и сертификата специалиста
- Ш.И.В. - врач-инфекционист - не имеет продлённого сертификата специалиста;
- А.Л.Н. - мед. сестра процедурного кабинета - не имеет продлённого
сертификата специалиста;
- А.И.М. - мед. сестра эндокринолога- не имеет продлённого
сертификата по сестринскому делу;
- Я.Т.В. - мед. сестра поликлиники - не продлён сертификат.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не смотря на то, что Министерством здравоохранения и социального развития проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований проведена ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени, сертификаты вышеуказанными специалистами МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не получены, либо не продлены, выявленные нарушения законодательства не устранены.
Отсутствие сертификатов специалиста у вышеуказанной категории сотрудников МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» влияет на выполнение конституционной нормы, закреплённой в статье 41 Конституции РФ согласно которой, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Просит признать незаконным бездействия МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению либо продлению сертификатов вышеуказанных специалистов, и обязать МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ1г. устранить выявленные нарушения и принять меры к получению либо продлению сертификатов указанных в исковом заявлении специалистов.
Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению либо продлению сертификатов специалистов, а так же обязать ответчика устранить допущенные нарушения и получить либо продлить сертификаты указанных в исковом заявлении специалистов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании, заместитель главного врача МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» Мезенцев А.А. действующий в интересах ответчика, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями прокурора Шарлыкского района, с учетом уточнений оглашенных заместителем прокурора в судебном заседании, согласился. Суду показал, что иск прокурора, администрация МУЗ «Шарлыкской ЦРБ» признает. Действительно, сертификаты специалистами указанными в иске, в больнице отсутствуют. Нарушение стало возможным в силу того, что получение и продление сертификатов специалистов осуществляется в соответствии с графиком тематических циклов, утвержденных Министерством здравоохранения Оренбургской области. В соответствии с графиком тематического усовершенствования, обучение пройдено следующими специалистами: В.С.А., Б.Р.Х., Ш.И.В., А.И.М., остальные специалисты включены в план тематического усовершенствования. Просил суд, установить срок для устранения нарушений связанных с получением и продлением сертификатов специалистов до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно к этой дате согласно графиков тематических занятий, специалисты смогут продлить либо получить новые сертификаты.
В судебном заседании, представитель третьего лица – Гаврилова С.В. действующая на основании доверенности № 50 от 09.11.2011г. с уточненными исковыми требованиями прокурора Шарлыкского района согласилась, Решение по данному делу оставила на усмотрение суда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 4 Федерального Закона № 128 – ФЗ от 08.08.2001г. (с изменениями от 29.12.2010г.) от к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия содержится в ст. 17 вышеуказанного Федерального закона. В соответствии с п.п. 96 п.1 ст. 17 Федерального закона № 128 –ФЗ от 08.08.2001 г. медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также перечня работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой, санаторно-курортной медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30), лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, лицензирование которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями регулируется Положением о лицензировании медицинской деятельности утвержденным Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007г. (с изменениями от 24.09.2010г).
Данным Постановлением установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлён в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
В соответствии с п. 5 п.п. «г» Постановления лицензионными требованиями и условиями для осуществления медицинской деятельности являются... наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых услуг.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района в ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности проводимой в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ», в рамках реализации национального проекта «Здоровье», выявлено, что у целого ряда специалистов работающих в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» отсутствуют, либо не продлены сертификаты специалистов, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ. Данные нарушения подтверждаются справкой заместителя прокурора района о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности составленным Министерством здравоохранения и социального развития Оренбургской области, при проверке деятельности Шарлыкской ЦРБ. Опрошенные в судебном заседании представители ответчика и третьего лица выступающего на стороне ответчика исковые требования прокурора признали, просили установить срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, требования изложенные в исковом заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает обоснованными поскольку непринятие мер по устранению нарушений связанных с получением либо продлением сертификатов специалистов работающих в МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан, может привести к тяжелым последствиям в виде смерти или причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Представитель ответчика в судебном заседании иск признал. В соответствии с положениями ст.173 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд приходит к выводу то том, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению либо продлению сертификатов специалистов, и обязании устранить существующие нарушения, надлежит удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» не принявшей меры по получению сертификатов, либо продление сертификатов в отношении следующих специалистов МУЗ «Шарлыкская ЦРБ»:
- В.С.А. - заместитель главного врача - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения и общественное здоровье, отсутствует сертификат специалиста;
- П.Н.Ю. - заместитель главного врача по поликлинике - не имеет продлённого сертификата по терапии;
- С.Е.В. - заместитель главного врача - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения, отсутствует сертификат специалиста;
- С.Е.П. - заместитель главного врача по мед. части - не имеет первичной специализации по организации здравоохранения, отсутствует сертификат специалиста;
- Д.В.Н, - врач-терапевт Путятинской участковой больницы - не имеет продлённого сертификата по педиатрии;
- С.В.М. - врач-хирург - не имеет первичной подготовки по онкологии и сертификата специалиста;
- Н.Г.И. – психотерапевт - нет первичной подготовки по психотерапии и сертификата специалиста;
- Б.Р.Х. - врач-стоматолог - не представлен документ о прохождении интернатуры и сертификата специалиста
- Ш.И.В. - врач-инфекционист - не имеет продлённого сертификата специалиста;
- А.Л.Н. - мед. сестра процедурного кабинета - не имеет продлённого
сертификата специалиста;
- А.И.М. - мед. сестра эндокринолога - не имеет продлённого
сертификата по сестринскому делу;
- Я.Т.В. - мед. сестра поликлиники - не продлён сертификат.
Обязать МУЗ «Шарлыкская ЦРБ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения и принять меры к получению сертификатов, либо продлении сертификатов специалистов указанных в резолютивной части решения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.
Судья Янкевич Е.Н.