Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 26 мая 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А., при секретаре Калужиной Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Савельева С.А. к администрации МО «Шарлыкский район», о признании незаконным бездействия администрации выраженное в не предоставлении жилья, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Шарлыкский район» в интересах Савельева С.А. с заявлением о признании незаконным бездействия администрации выраженного в не предоставлении жилья. В заявлении указано на то, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Основанием проверки послужило обращение Савельева С.А., являющегося ребенком, оставшимся без попечения родителей, о нарушении жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что Савельев С. А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и в отношении него постановлением главы администрации Шарлыкского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство гражданина С.Е.А., являющегося родным дядей Савельева С.А. и проживающего в <адрес>. 09.09.2010 года от Савельева С.А. на имя главы администрации поступило заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Постановлением администрации МО «Шарлыкский район» от ДД.ММ.ГГГГ №-П Савельева С.А., ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен в очередь на получении жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. По состоянию на 01.04.2011 г. Савельев С.А. числится в списке очередников для получения жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под номером 14. Между тем, в ходе проверки установлено, что ранее, Савельев С.А. уже был включён в список на внеочередное получение жилой площади на основании Постановления главы администрации Шарлыкского района Оренбургской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации Шарлыкского района, причиной повторной постановки на учёт Савельева С.А. для предоставления внеочередного получения жилья, явилось отсутствие документов на Савельева С.А. в администрации «поскольку все документы в 2008 году изъяты из кабинета (в связи с уголовным делом в отношении Я.Н.Н.». Таким образом, бездействие должностного лица органа местного самоуправления, выраженное в не включении Савельева С.А. в список очередников на получение жилья на основании Постановления главы администрации Шарлыкского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ, явилось основанием для повторного, вынесения Постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающимся в жилом помещении Савельева С.А. Между тем, право на получения жилья вне очереди у Савельева С.А. возникло ещё в 2007 году на основании Постановления главы администрации Шарлыкского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ, которое должно быть реализовано путём предоставления Савельеву С.А. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке списка лиц на получения жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский район» выраженное в не предоставлении жилья ребёнку-сироте Савельеву С.А. Обязать администрацию муниципального образования «Шарлыкский район» предоставить Савельева С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являющегося ребёнком-сиротой, вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счёт средств выделяемых в виде субвенций из областного бюджета не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании заместитель прокурора Шарлыкского района Оренбургской области Самарцев Е.А., в части срока предоставления благоустроенного жилья ребенку – сироте, исковые требования уточнил, просил представить жилое помещение Савельеву С.А. не позднее ДД.ММ.ГГГГ., в остальной части заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. В судебном заседании Савельев С.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, пояснив, что его отец, по решению суда признан безвестно отсутствующим, мать является инвалидом второй группы. В настоящее время он обучается на очном отделении Бугурусланского нефтяного колледжа. Заканчивает обучение ДД.ММ.ГГГГ и планирует вернуться в Шарлыкский район. Собственного жилья у него нет, прописан в <адрес>, в частном доме своего дяди – С.Е.А. До поступления в нефтяной колледж, в 2007году он проживал в детском приюте «Семья» села Шарлык Оренбургской области. Летом 2007 года, точный месяц не помнит, руководством приюта «Семья» в его интересах были поданы документы в администрацию Шарлыкского района для внесения его в список лиц, нуждающихся в жилье, во внеочередном порядке, как ребёнка-сироты. Через некоторое время он сам ходил в администрацию района для того, что бы убедиться в том, что его включили в списки. Специалист администрации, кабинет которой находился на втором этаже здания, пояснила ему, что жильё он получит только после окончания учебного заведения или после службы в армии. Какие-либо документы ему не выдавались, но специалист показала в компьютере список, пояснив, что он включен в список и теперь нужно ждать окончания учебы. Все это время, то есть с 2007 года, обучаясь в нефтяном колледже, он считал, что очередь на жилье продвигается, и концу обучения, то есть летом 2011 года он получит жилье. Однако, когда в 2010 году он обратился в администрацию Шарлыкского района, ему объяснили, что его документов нет и в список, лиц нуждающихся в получении жилья в 2007 году не включили. Ему предложили снова написать заявление. В сентябре 2010 года он повторно написал заявление, что бы не терять время. Просил удовлетворить иск, поданный прокурором района в его интересах. С уточнением иска с части предоставления жилья до ДД.ММ.ГГГГ согласился. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Шарлыкский район», Гаврилова С.В. с иском прокурора Шарлыкского района не согласилась, пояснив, что Савельев С.А. принят на учет в качестве лица нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма по категории дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ постановления администрации района за №-П. В 2007 году Савельев С.А. в список лиц нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное предоставление жилья не включался. Постановление главы администрации Шарлыкского района за № от ДД.ММ.ГГГГ о включении Савельева С.А. ДД.ММ.ГГГГг.р. в список граждан нуждающихся в жилых помещениях, имеющееся в материалах гражданского дела, было незаконно изготовлено специалистом, который занимался приемом и оформлением документов от лиц нуждающихся в предоставлении жилья. В 2007 году в отделе администрации по оформлению документов детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, работала Я.Н.Н., которая в настоящее время в администрации района не работает. Вопрос о включении Савельева в данный список на заседании жилищной комиссии не рассматривался, ссылка на протокол заседания жилищной комиссии за № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности. По журналу регистрации постановлений главы администрации по основной деятельности за 2006 год за №-П от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано постановление «О переводе нежилого помещения в жилое». Считает, что право на получение жилья вне очереди возникло у Савельева С.А. только в 2010г. в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора района просила отказать. Одновременно пояснила, что за 2007год в администрации Шарлыкского района не сохранилось каких-либо документов по данной категории лиц нуждающися в предоставлении внеочередном предоставлении жилья. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Судом установлено, что отец Савельева С.А. умер, когда он был в несовершеннолетнем возрасте, мать – является инвалидом 2 гр., нетрудоспособна. Собственного жилья Савельев С.А. не имеет, в связи с чем, имеет право требовать предоставления ему жилья. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Порядок обеспечения жильём детей указанной категории определён статьёй 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из вышеназванного закона лица указанной категории обеспечиваются жильём органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.п. 2 п.2 п.3, п.5 ст.37 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением Законом Оренбургской области от 29.12.2007г. № 1853/389-1V-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилья. П. 4 ст.2 Указанного Закона предусматривает, что полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда органы местного самоуправления наделены в частности по обеспечению жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе … в приемных семьях при прекращении опеки ( попечительства). Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий Оренбургской области обязаны обеспечивать эффективное целевое и рациональное использование финансовых средств, выделенных из областного бюджета на осуществление государственные полномочий Оренбургской области. Органом местного самоуправления по месту жительства Савельева С.А. является администрация МО «Шарлыкский район». Следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на этот орган местного самоуправления. Федеральным Законом от 21.12.1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля С.Е.А. показал суду, что с июня 2007 года он являлся попечителем несовершеннолетнего Савельева С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Летом 2007 года, точный месяц он не помнит и Савельев С.А. ходили в администрацию Шарлыкского района для того, что бы уточнить поставлен ли несовершеннолетний Савельев С.А. на очередь в получении жилья, как ребенок- сирота. Женщина, специалист администрации, кабинет которой располагался на втором этаже здания администрации, пояснила им, что Савельев С.А. включен в список, но жилье можно будет получить только по окончании учебного заведения. В тот же год Савельев С.А. поступил в Бугурусланский нефтяной колледж и уехал жить на время учебы в Бугуруслан. В этом году Савельев С.А. закачивает учебу, собственного жилья у него нет. Когда в 2010 году обратились в администрацию за получением субсидии выяснилось, что в списке на внеочередное получение жилья Савельев С.А. не значится. Суду представлено постановление главы администрации Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ за № –П «О включении граждан в списки очередников на получение жилой площади» согласно которого, в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации района и соответствующих документов, на основании п.2 ст. 57 ЖК РФ Савельев С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. проживающий в приюте «Семья» Шарлыкского района включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное предоставление жилья. Стороной ответчика суду представлено постановление главы администрации Шарлыкского района от ДД.ММ.ГГГГ за №–П «О переводе жилого помещения в нежилое», согласно которого жилое помещение расположенное по адресу <адрес> переведено в нежилое. Согласно сведений содержащихся в журнале регистрации постановлений главы администрации по основной деятельности, номенклатурный номер 01-11 (2006 год), под порядковым номером 138 зарегистрировано постановление №-П «О переводе нежилого помещения в жилое». Согласно справки ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» за Савельева С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. домовладения (приватизированной квартиры) в Шарлыкском районе Оренбургской области не значится. Согласно справки отдела образования администрации Бугурусланского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Савельева С.А. на очереди для внеочередного жилья социального найма в администрации Бугурусланского районе не состоит. Согласно справки Бугурусланского нефтяного колледжа от ДД.ММ.ГГГГ Савельева С.А. является студентом очной формы обучения дневного отделения 5 курса. Обучение оканчивает ДД.ММ.ГГГГ. Статьёй 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В судебном заседании установлено, что в мае 2007 года в интересах несовершеннолетнего Савельва С.А. с вопросом о включении последнего в список граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, обращалась администрация приюта «Семья» Шарлыкского района. Специалистом районной администрации было изготовлено Постановление главы администрации Шарлыкского района за №-П от ДД.ММ.ГГГГ согласно, которого Савельев С.А. ДД.ММ.ГГГГг.р. включен в список граждан нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. Согласно объяснений соистца Савельева С.А. и свидетеля –Савельева Е.В., специалист администрации Шарлыкского района, уведомил их о том что Савельев С.А, включен в список лиц нуждающихся в получении жилья, однако жилье он сможет получить только после окончания учебного заведения. В дальнейшем, согласно выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации района, в 2008 году документы из кабинета администрации были изъяты в связи с расследованием уголовного дела. Представитель ответчика, в судебном заседании пояснила, что за 2007год документы о предоставлении жилья во внеочередном порядке по договорам социального найма не сохранились. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в результате бездействия должностных лиц администрации МО «Шарлыкский район», не принявших своевременно необходимых мер к возврату изъятых документов связанных с предоставлением жилья по договорам социального найма и восстановлению списка лиц обращавшихся в администрацию района в 2007 году с вопросом о предоставлении жилья во внеочередном порядке, нарушены права Савельева С.А., который правомерно полагал, что им представлены все необходимые документы. Кроме того, Савельев С.А. полагал, что решение по вопросу признания его лицом, нуждающимся в жилом помещении как ребенка оставшегося без попечения родителей принято уполномоченным органом, он включен в список на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма. Не исполнение должностными лицами органа местного самоуправления обязанности возложенной действующим законодательством, по включению Савельева С.А. в список граждан нуждающихся во внеочередном получении жилья, в 2007 году, не может лишить права, Савельева С.А. на включение в список именно в 2007 году, то есть на момент обращения к истцу. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора Шарлыкского района в интересах Савельева С.А. подлежит удовлетворению с учетом уточнения в судебном заседании. Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: Иск прокурора Шарлыкского района в интересах Савельева С.А., удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Шарлыкский район» выраженное в не предоставлении жилья ребенку -сироте Савельеву С.А. Обязать администрацию муниципального образования «Шарлыкский район» предоставить Савельева С.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. являющегося ребенком – сиротой, вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств выделяемых в виде субвенций из областного бюджета не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке. Судья Росляков Е.А.