Решение суда по делу №2-324/2011 по заявлению прокурора к администрации МО `Ратчинский сельсовет` о признании незаконным бездействия в части исполнения законодательства о безопасности ГТС



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 06 мая 2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А.,

с участием заместителя прокурора Шарлыкского района Самарцева Е.А.,

при секретаре Кандараковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шарлыкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет», в части несоблюдения требований о безопасности гидротехнических сооружений и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в несоблюдении требований о безопасности гидротехнических сооружений и обязании устранить допущенные нарушения. В заявлении указано на то, что прокуратурой Шарлыкского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС).

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в названной сфере. Установлено, что на территории МО «Ратчинский сельсовет» в 2 километрах западнее <адрес> расположен пруд, не имеющий собственника. Отсутствуют документы, подтверждающие балансовую принадлежность кому-либо указанного ГТС, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.

Фактическая бесхозяйность пруда, расположенного на территории МО «Ратчинский сельсовет» на <адрес> в 2 километрах западнее <адрес> свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления (администрацией МО «Ратчинский сельсовет») требований закона, то есть о бездействии.

Бездействие органа местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с причинением материального ущерба гражданам населенного пункта и инфраструктуре поселения в целом.

Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Ратчинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в орган,
осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
о постановке на учет ГТС, расположенного на территории МО «Ратчинский
сельсовет». Обязать администрацию МО «Ратчинский сельсовет» устранить допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения а в дальнейшем - в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него.

Заместитель прокурора Шарлыкского района Самарцев Е.А., участвующий в судебном заседании, требования изложенные в заявлении уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Ратчинский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет ГТС, расположенного на территории МО «Ратчинский сельсовет» устранить допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения в срок до 01.08.2011г.

В судебном заседании, Каравайцев В.В., глава администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет», с уточненным требованиями прокурора согласился, пояснив суду, что требования о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения будут исполнены в срок до 01.08.2011г.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора с учетом уточненных требований подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 3 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон) безопасностью гидротехнических сооружений признается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Согласно ст. 9 Закона обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике. В обязанности собственника гидротехнического сооружения входит обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развитие системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения и иные обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.З ст.225 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Шарлыкского района в ходе проверки соблюдения требований о безопасности ГТС на территории муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области были выявлены нарушения требований законодательства, в частности: установлено, что на территории МО «Ратчинский сельсовет» в 2 километрах западнее <адрес> расположен пруд, не имеющий собственника. Отсутствуют документы, подтверждающие балансовую принадлежность кому-либо указанного ГТС, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. Фактическая бесхозяйность пруда, свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления (администрацией МО «Ратчинский сельсовет») требований закона, то есть о бездействии.

Согласно информации администрации МО «Ратчинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ за подписью главы администрации Каравайцева В.В., на территории МО «Ратчинский сельсовет» имеется пруд на <адрес> построенный в 1978 году. На балансе сельсовета данный пруд не состоит.

Таким образом, требования изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района суд признает обоснованными поскольку бездействие органа местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с причинением материального ущерба гражданам населенного пункта с.Ратчино Шарлыкского района Оренбургской области и инфраструктуре поселения в целом.

Суд приходит к выводу то том, что заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в несоблюдении требований о безопасности гидротехнических сооружений и обязании устранить допущенные нарушения, надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории МО «Ратчинский сельсовет.

Обязать администрацию МО «Ратчинский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения в срок до 01 августа 2011г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке.

Судья Росляков Е.А.