Р е ш е н и е Именем Российской Федерации с.Шарлык. 23.05.2011г Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе судьи Янкевич Е.Н. с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А. при секретаре Томиной О.И. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление и.о. прокурора Шаррлыкского района в интересах неопределенного круга лиц, о признании частично несоответствующим законодательству постановления администрации МО «Шарлыкский район», от 08.02.2011г, №58-п, суд, У с т а н о в и л: И.о. прокурора Шарлыкского района обратился в суд с заявлением, в порядке статьи 254 ГПК РФ о признании несоответствующим законодательству постановления администрации МО «Шарлыкский район» от 08.02.2011 № 58-п «О создании группы по контролю вопросов лишения ограничения, восстановления родительских прав» в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район», указав на то, что Прокуратурой Шарлыкского района, в ходе осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления выявлены нарушения требований законодательства в постановлении администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав». Постановлением от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» утвержден состав данной рабочей группы (приложение 2). Приложением 2 к Постановлению установлено, что в состав рабочей группы включены старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А., заместитель прокурора Шарлыкского района С.Е.А. Данное постановление в части включения в состав рабочей группы указанных лиц противоречит требованиям федерального законодательства, в связи с чем 21.04.2011 прокуратурой района на Постановление от 02.02.2011 № 58-п администрации МО «Шарлыкский район» принесен протест. Далее в заявлении указано, что 06.05.2011 г. протест рассмотрен администрацией МО «Шарлыкский район» и вынесено решение о выведении из состава рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав заместителя прокурора района С.Е.А. Вопрос о выведении из состава данной рабочей группы старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А. остался не решенным, таким образом протест прокурора в этой части не удовлетворен. Считает, что включение в состав рабочей группы указанного лица противоречит требованиям ст.12, ч.2.ст.15 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в соответствии с которым структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. По состоянию на момент издания вышеназванного Постановления действовал Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». В соответствии со ст. 4 Закона «О милиции» милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Согласно ст. 7 названого закона в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В настоящее время аналогичные положения закреплены в п.1 ст.3, п.3 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», который вступил в силу с 01.03.2011 г. Кроме этого, в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», полиция входит в единую централизованную систему МВД России. Согласно пункту 1 вышеназванного Положения, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А., не является работником органов местного самоуправления и не входит в структуру органов местного самоуправления. Согласно содержанию Постановления администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п рабочая группа по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав является межведомственной. Несмотря на это, совместного межведомственного нормативного правового акта (приказа, распоряжения и т.д.) о создании рабочей группы по данному вопросу, утвержденного руководителем органа местного самоуправления и руководством ОВД, не издавалось, следовательно включение старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А. в состав упомянутой рабочей группы и возложение на сотрудника ОВД каких-либо дополнительных обязанностей единоличным решением главы органа местного самоуправления, выходит за пределы полномочий главы МО «Шарлыкский район» и противоречит требованиям федерального законодательства. На основании ст. ст.45, 254 ГПК РФ просит: - признать несоответствующим закону Постановление администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» единоличным решением (постановлением) главы органа местного самоуправления. - обязать администрацию МО «Шарлыкский район» привести Постановление от 02.02.2011 № 58-п в соответствие с нормами действующего законодательства. В судебном заседании помощник и.о. прокурора Шарлыкского района, Попова Е.А. поддержав заявление, по существу дала пояснения аналогичные тем, которые указаны в заявлении, дополнив тем, С.А.А. является сотрудником полиции и согласно ст. 30 ФЗ от 07.02.2011г « О полиции», подчиняется непосредственному или прямому начальнику. Следовательно возложение на сотрудников полиции каких либо дополнительных обязанностей единоличным решением главы органа местного самоуправления является незаконным, т.к. нарушает их право гарантированное федеральным законодательством, подчиняться только своему непосредственному или прямому руководителю. В судебном заседании представитель с администрации МО «Шарлыкский район», Гаврилова С.В. действующая на основании доверенности за № 50 от 09.11.2010г, не согласившись с заявлением и.о. прокурора Шарлыкского района пояснила, что постановлением администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п «О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав» в состав рабочей группы включен старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А. в обязанности которого, входит работа с несовершеннолетними и их родителями из неблагополучных семей. С.А.А. включен в состав рабочей группы по согласованию, что подразумевает согласование с руководителем ОВД по МО «Шарлыкский район всех его действий в рамках рабочей группы. Кроме того, данное согласование было получено при подготовке проекта постановления № 58-п от 02.02.2011г, в виде подписи заместителя начальника ОВД Шарлыкского района, Д.В.А., на справке согласования, который является непосредственным начальником С.А.А. Далее пояснила, что ни Федеральный Закон № 131 ФЗ от 6 октября 2003года, ни закон « О милиции» действующий на момент принятия постановления, не определяет механизм согласования при включении в состав комиссий и иных органов специалистов, не входящих в структуру органов местного самоуправления, в том числе не требует обязательного издания приказа начальника ОВД по МО Шарлыкский район. Считает, что согласие на включение в состав рабочей группы С.А.А. было получено. Просит заявление отклонить. Выслушав представителя со стороны заинтересованного лица, просившей заявление отклонить, заключение помощника и.о. прокурора Шарлыкского района, полагавшей что заявленные требования подлежат удовлетворению суд приходит к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны подлежат удовлетворению по следующим основаниям: На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. В силу статьи 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В соответствии со статьей 77 ФЗ от 16.10.2003г « Об общих принципах организации местного самоуправления, в Российской Федерации», органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, законов субъектов РФ, Уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. И.о. прокурора Шарлыкского района просит признать частично несоответствующим законодательству постановление администрации МО «Шарлыкский район», от 08.02.2011г № 8-п, о включении в состав комиссии(рабочей группы), старшего инспектора ППДН ОВДД по МО «Шарлыкский район», ссылаясь на то, что в данном случае администрация МО «Шарлыкский район превысила свои полномочия, без согласования с руководителем (начальником) ОВД по МО «Шарлыкского района, своим единоличным решением, включила в межведомственную комиссию должностное лицо, а именно старшего инспектора ППДН ОВД по МО «Шарлыкский район», С.А.А. который не является работником органа местного самоуправления, тем самым возложение на сотрудника полиции (на момент издания распоряжения от 08.02.2011г № 8-п, сотрудника милиции), каких либо дополнительных обязанностей, нарушает его право, подчиняться только непосредственному или прямому руководителю. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Статьей 21 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999года, N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", определен круг полномочий Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в частности в соответствии с положениями ч.1.п.6, ч.2. п. 2, 4, «Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей. В соответствии с Положением « О межведомственной рабочей группе по контролю вопросов лишения, ограничения родительских прав, а также организации межведомственной профилактической работы с родителями по возможности восстановления их в родительских правах », утвержденной Постановлением администрации МО «Шарлыкский район» № 58-п от 08.02.2011года, в состав рабочей группы входят: представители администрации района, учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, органов внутренних дел по МО «Шарлыкский район. Деятельность межведомственной рабочей группы координирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района. Этим же положением утвержден состав рабочей группы (приложение № 2, в который включен старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А. Согласно ст.12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В судебном заседании установлено, что С.А.А. является старшим инспектором подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район». На момент издания Постановления администрации МО «Шарлыкский район» № 58-п от 08.02.2011года, действовал Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». В соответствии со ст. 4 Закона «О милиции» милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Согласно ст. 7 названого закона в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации. Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации. Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям. В настоящее время аналогичные положения закреплены в п.1 ст.3, п.3 ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», который вступил в силу с 01.03.2011 г. Кроме этого, в соответствии с пунктом 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», полиция входит в единую централизованную систему МВД России. Согласно пункту 1 вышеназванного Положения, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. Старший инспектор подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район» С.А.А., не является работником органов местного самоуправления и не входит в структуру органов местного самоуправления. Согласно содержанию Постановления администрации МО «Шарлыкский район» от 02.02.2011 № 58-п рабочая группа по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления родительских прав является межведомственной. Несмотря на это, совместного межведомственного нормативного правового акта (приказа, распоряжения и т.д.) о создании рабочей группы по данному вопросу, утвержденного руководителем органа местного самоуправления с руководством ОВД по МО «Шарлыкский район не согласовывалось. Доводы представителя администрации МО «Шарлыкский район, о том, что данный вопрос согласовывался с заместителем начальника ОВД по МО «Шарлыкский район» Д.В.А.которому непосредственно подчиняется старший инспектор ППДН ОВД по МО «Шарлыкский район, С.А.А., не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно выписки из приказа по УВД Оренбургской области № 32 л.с. от 03.05.2006года, начальником ОВД Шарлыкского района является С.Ю.А., Суд приходит к выводу, что администрация МО «Шарлыкский район превысила свои полномочия, без согласования с руководителем (начальником) ОВД по МО «Шарлыкского района, своим единоличным решением, включила в межведомственную комиссию должностное лицо старшего инспектора ППДН ОВД по МО «Шарлыкский район», С.А.А. который не является работником органа местного самоуправления, тем самым возложила на сотрудника полиции (на момент издания распоряжения от 08.02.2011г № 8-п, сотрудника милиции), дополнительную обязанность, тем самым нарушив его право подчиняться только непосредственному или прямому руководителю. Руководствуясь ст.194-197,206, 258 ГПК РФ суд. Р е ш и л : Заявление и.о. прокурора Шарлыкского района удовлетворить. Признать незаконным Постановление администрации МО «Шарлыкский район», Оренбургской области №58-п от 08.02.2011г, « О создании рабочей группы по контролю вопросов лишения, ограничения, восстановления, родительских прав», в части включения в состав комиссии старшего инспектора подразделения по делам несовершеннолетних ОВД по МО «Шарлыкский район». Обязать администрацию МО «Шарлыкский район», в месячный срок устранить указанное нарушение. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке течение 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд. Судья Янкевич Е.Н.