Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 05 июля 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., с участием помощника прокурора Шарлыкского района Поповой Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шарлыкский район» и Муниципальному образовательному учреждению «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1», о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения горячим питанием учащихся образовательных учреждений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарлыкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области, о понуждении к исполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части обеспечения горячим питанием учащихся образовательных учреждений, в котором указал, что Прокуратурой Шарлыкского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства, проведена проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся образовательных учреждений горячим питанием в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Совершенствование организации школьного питания». Согласно статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты. .. обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека. Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, следует разрабатывать рацион питания. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. Основным нормативным документом, конкретизирующим положения статьи 17 Федерального закона, являются Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08). Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений. Согласно п. 2.7. в малокомплектных образовательных учреждениях (до 50 учащихся) допускается выделение одного отдельного помещения, предназначенного для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытья столовой посуды. Согласно п. 6.8. для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Согласно п. 6.12. при разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд. Согласно п. 6.16. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. Согласно п. 6.31. наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания. Согласно п. 6.34 СанПин не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. В соответствии с п. 7.1. горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Согласно п. 11.1. в малокомплектных образовательных учреждениях (до 50 обучающихся) для организации питания допускается сокращение набора помещений до одного помещения. В ходе проверки установлено, что в Шарлыкском районе имеется 16 средних образовательных учреждений и 12 филиалов. Школьные столовые имеются во всех 16 средних образовательных учреждениях и в 6 филиалах. Горячее питание предоставляется 97% от общего количества учащихся в районе. Учащимся шести филиалов средних образовательных учреждений предоставляется буфетная продукция, пищеблоков не имеется, отсутствуют ставки поваров в связи с малочисленностью учащихся. Так в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1» (с.Кармалка) обучается 11 учащихся с 1 по 4 класс. Горячим питанием учащиеся не обеспечиваются. Питание учащихся производится буфетной продукцией в классной комнате, где имеются электрические плиты для приготовления чая. Таким образом, вышеуказанные требования СанПиН 2.4.5.2409-08", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) не соблюдаются. Просил признать незаконными действия администрации МО «Шарлыкский район» Оренбургской области выраженные в нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся филиала МОУ «Шарлыкская СОШ №1» в с.Кармалка горячим питанием и обязать администрацию МО «Шарлыкский район» Оренбургской области в срок не позднее 01 сентября 2011 года оборудовать отдельное помещение, предназначенное для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытья столовой посуды в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1» в с.Кармалка и организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а для детей посещающих группу продленного дня организовать дополнительно полдник. Определением суда от 21.06.2011г. Муниципальное образовательное учреждение «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа № 1» привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Исковые требования с учетом привлечения соответчика уточнены. С учетом уточнения исковых требований В судебном заседании, помощник прокурора Шарлыкского района Попова Е.А. Е.А. с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным действия администрации МО «Шарлыкский район» и директора муниципального образовательного учреждения «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1» выраженные в нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся филиала МОУ «Шарлыкская СОШ №1» в с.Кармалка горячим питанием. Обязать администрацию МО «Шарлыкский район» в срок до 01 сентября 2011 года выделить денежные средства необходимые для оборудования отдельного помещения, предназначенного для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытья столовой посуды в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1 » в с.Кармалка Шарлыкского района. Обязать директора муниципального образовательного учреждения «Шарлыкская СОШ № 1» в срок не позднее 01 сентября 2011 года и организовать в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1 » в с.Кармалка двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а для детей посещающих группу продленного дня организовать дополнительно полдник. По существу уточненных исковых требований дала пояснения аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Представитель ответчика - администрации МО «Шарлыкский район» Ковешникова Т.А., действующая по доверенности № 100 от 17.01.2011 года, в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований прокурора, пояснив суду, что причиной выявленных нарушений законодательства стало недостаточное финансирование образовательных учреждений. Представитель ответчика МОУ «Шарлыкская СОШ №1», извещенный надлежащим образом, в судебном заседании не участвовал. В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Выслушав объяснение помощника прокурора Шарлыкского района, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Шарлыкского района подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований. Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статьи 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека,. .. санитарно-эпидемиологическому благополучию. Невыполнение требований прямо указанных в Законе и иных нормативных актов, тем более которые направлены на обеспечение здорового образа жизни подрастающего поколения, является грубым нарушением законодательства. Согласно п. 1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии с частью 2 статьи 32 данного закона к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты. .. обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Основным нормативным документом, конкретизирующим положения статьи 17 Федерального закона, являются Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08) Как установлено в судебном заседании, в нарушении норм действующего федерального законодательства, в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ№1» расположенном в с. Кармалка Шарлыкского района где обучается 11 учеников, горячим питанием учащиеся не обеспечиваются, питание производится буфетной продукций. Согласно п. 6.31. СанПиН 2.4.5.2409-08 наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендуемым санитарными правилами ассортиментом дополнительного питания. Согласно п. 6.34 СанПин не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре. В соответствии с п. 7.1. горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда, доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных. Таким образом, вышеуказанные требования СанПиН в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1» в с.Кармалка не соблюдаются. Согласно п.5 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно Устава МОУ «Шарлыкская СОШ №1» школа является юридическим лицом, непосредственное управление школой осуществляет директор. Учредителем МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» является муниципальное образование «Шарлыкский район» в лице главы администрации Шарлыкского района. В соответствии с п.1.9 Устава организация питания обучающихся в школе, осуществляется школой совместно с учредителем, родителями и другими заинтересованными лицами. Согласно ст. 120 ГК РФ, учреждение – это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В соответствии с п. 3.1 Устава МОУ «Шарлыкская СОШ № 1» учредитель закрепляет за Школой имущество, принадлежащее ему на праве собственности, а так же земельные участки. Объекты собственности, закрепленные Учредителем за школой, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. Таким образом, требования изложенные в заявлении прокурора Шарлыкского района с учетом уточнения в судебном заседании, суд признает законными и обоснованными т.к. невыполнение директором МОУ «Шарлыкская СОШ №1» и администрацией МО «Шарлыкский район» требований действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части обеспечения горячим питанием учащихся филиала МОУ «Шарлыкская СОШ №1 » расположенного в с.Кармалка Шарлыкского района, является грубым нарушением законодательства. Руководствуясь ст.ст.39, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Шарлыкского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным действия администрации МО «Шарлыкский район» и директора муниципального образовательного учреждения «Шарлыкская средняя общеобразовательная школа №1» выраженные в нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения учащихся филиала МОУ «Шарлыкская СОШ №1» в с.Кармалка горячим питанием. Обязать администрацию МО «Шарлыкский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства необходимые для оборудования отдельного помещения, предназначенного для хранения пищевых продуктов, раздачи и приема пищи, мытья столовой посуды в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1 » в с.Кармалка Шарлыкского района. Обязать директора муниципального образовательного учреждения «Шарлыкская СОШ № 1» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ и организовать в филиале МОУ «Шарлыкская СОШ №1 » в с.Кармалка двухразовое горячее питание (завтрак и обед), а для детей посещающих группу продленного дня организовать дополнительно полдник. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней. Судья Е.А.Росляков