Дело № 2-558/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Шарлык 06 сентября 2011 года Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., при секретаре Кандараковой А.О., с участием старшего помощника Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяинова М.А., представителя заинтересованного лица главы администрации МО «Сарманайский сельсовет» Ялчина Р.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к МО «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района о признании незаконным бездействия администрации в части несоблюдения требований о безопасности гидротехнических сооружений и обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Исполняющий обязанности Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по приобретению права собственности на бесхозное гидротехническое сооружение расположенное на реке Дёма и обязании администрации МО «Сарманайский сельсовет» обратиться в органы осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет, отмеченного бесхозного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. В заявлении указано на то, что природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Сарманайский сельсовет Шарлыкского района. В ходе проверки установлено, что на реке Дёма в пределах территории Сарманайского сельсовета, на расстоянии примерно 500 м. в восточную сторону от <адрес>, находится гидротехническое сооружение (ГТС) - запруда (земляная дамба). Данное ГТС не имеет собственника и не эксплуатируется какой – либо организацией, в связи с чем не обеспечивается безопасность ГТС. Согласно положений Федерального закона РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» безопасность ГТС это свойство сооружения позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, а обеспечение безопасности ГТС проводится путем разработки и осуществления мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются: оснащение сооружения техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификацией, работников обслуживающих ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС. В соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране жизни и здоровья населения, то есть полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают в том числе и принятие мер к обеспечению безопасности ГТС. Возникновение аварии на ГТС может повлечь за собой причинение вреда окружающей среде, а именно, непосредственно самому водному объекту - реке Дёма, являющейся федеральной собственностью и средой обитания объектов животного мира (водных биологических ресурсов, являющихся собственностью государства, то есть ущерб может быть причинен Российской Федерации. Бездействие органа местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с причинением материального ущерба гражданам населенного пункта и инфраструктуре поселения в целом. Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по приобретению права собственности на бесхозное гидротехническое сооружение расположенное на реке Дёма, а так же обязать администрацию МО «Сарманайский сельсовет» обратиться в органы осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет, отмеченного бесхозного гидротехнического сооружения, а в дальнейшем в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на него. Старший помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяинов М.А., участвующий в судебном заседании, требования изложенные в заявлении уточнил, просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет ГТС, расположенного на территории МО «Сарманайский сельсовет» устранить допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения в срок до ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании, Ялчин Р.Х., глава администрации муниципального образования «Сарманайский сельсовет», с уточненным требованиями прироохранного прокурора согласился, пояснив суду, что требования о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения будут исполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора с учетом уточненных требований подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 3 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон) безопасностью гидротехнических сооружений признается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Согласно ст. 9 Закона обязанности по обеспечению безопасности ГТС лежат на собственнике. В обязанности собственника гидротехнического сооружения входит обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развитие системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения и иные обязанности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ч.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч.З ст.225 ГК РФ). В судебном заседании установлено, что Оренбургской природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований о безопасности ГТС на территории муниципального образования «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области были выявлены нарушения требований законодательства, в частности: установлено, что на территории МО « Сарманайский сельсовет» на расстоянии примерно 500 м. от <адрес> на реке Дёма имеется запруда (земляная дамба), в результате строительства которой река Дёма вернулась в старое русло. Документы, подтверждающие балансовую принадлежность кому-либо указанного ГТС, отсутствуют, права на ГТС в установленном порядке не оформлялись. При таких обстоятельствах данное гидротехническое сооружение является бесхозяйным. Фактическая бесхозяйность пруда, свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления (администрацией МО «Сарманайский сельсовет») требований закона, то есть о бездействии. Согласно информации государственного учреждения «Управление объектами животного мира и водными биологическими ресурсами <адрес> установлена запруда, водоём зарыблен, собственник ГТС отсутствует. В соответствии с письмом Средневолжского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, запруда на реке Дема в районе <адрес> построена хозспособом для перехода на противоположный берег. Когда и кем построено ГТС установить не удалось, согласования на строительство ГТС на реке Дёма у <адрес> агентством по рыболовству не выдавалось. Допрошенные в судебном заседании государственный инспектор отдела госконтроля надзора и охраны ВБР по <адрес> И.В.А. и главный охотовед <адрес> Р.Е.Н. показали, что на реке Дёма у села <адрес> неизвестными лицами действительно установлена запруда. Собственника гидротехническое сооружение не имеет, разрешения на сооружение ГТС не выдавалось. Таким образом, требования изложенные в заявлении природоохранного суд признает обоснованными поскольку бездействие органа местного самоуправления создает угрозу выхода из строя гидротехнического сооружения, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с причинением материального ущерба гражданам населенного пункта <адрес> и инфраструктуре поселения в целом. Суд приходит к выводу то том, что заявление исполняющего обязанности Оренбургского природоохранного прокурора надлежит удовлетворить. Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Заявление исполняющего обязанности Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области выразившееся в непринятии мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнического сооружения, расположенного на территории МО «Сарманайский сельсовет». Обязать администрацию МО «Сарманайский сельсовет» Шарлыкского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней через Шарлыкский районный суд в кассационном порядке. Судья Росляков Е.А.