Решение суда от 12.10.2011г по делу № 2-589/2011г по иску Дыга Т.Т. к администрации МО `Шарлыкский район` о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества.



Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык. 12.10.2011 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области, в составе судьи Янкевич Е.Н., при секретаре Томиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дыга Т.Т. к администрации МО «Шарлыкский район» о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества.

У с т а н о в и л :

Дыга Т.Т. обратилась в суд с иском к администрации МО «Шарлыкский район» о включении жилого дома и земельного участка в состав наследственного имущества указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж Д.В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

После смерти её мужа открылось наследство, состоящее из жилого дома, назначение: жилое, одноэтажный, литер А1,А2, общей площадью <данные изъяты> инвентарный номер и земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>.

В настоящее время она имеет намерение оформить наследство на указанное имущество, в связи с чем обратилась к нотариусу.

Нотариусом ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство в отношении жилого дома и земельного участка и выдано постановление об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в качестве правоустанавливающего документа на жилой дом имеется только выписка из похозяйственной книги о принадлежности жилого дома наследодателю, которую нотариус отказывается принимать в качестве документа, подтверждающего право на жилой дом.

Отказ в оформлении земельного участка связан с тем, что в качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего принадлежность земельного участка наследодателю, наследницей представлено свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует адрес местонахождения объекта, цель предоставления земельного участка исправлена, дата выдачи земельного участка предшествует дате принятия решения о закреплении земли в собственность, то есть представленные для совершения нотариального действия документы не соответствуют требованиям законодательства.

Таким образом у нее отсутствует возможность оформить наследство на указанные объекты недвижимого имущества без включения их в состав наследственного имущества после смерти Д.В.М. умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Просит включить в состав наследственного имущества после смерти Д.В.М. жилой дом, назначение: жилое, одноэтажный, литер А1,А2, общей площадью <данные изъяты> кв.м, инвентарный номер и земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Дыга Т.Т. не явилась. От неё поступило заявление в котором она просит рассмотреть иск без её участия, в связи с тем, что она не может присутствовать по состоянию здоровья.

Суд считает возможным рассмотреть деле в отсутствие истца.

От представителя администрации МО «Шарлыкский район» К.Т.А. действующей на основании доверенности, поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с признанием заявленных исковых требований в полном объеме.

Суд считает возможным по имеющимся материалам дела, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Привлеченная к участию по делу в качестве третьего лица на стороне истицы Ш.С.В. поддержав исковые требования истца пояснила, что Дыга Т.Т. доводится ей родной матерью, а Д.В.М. родным отцом. Ее отец Д.В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Какого либо спора в отношении наследственного имущества не имеется, иск она признает. Далее пояснила, что жилой дом по <адрес>, построили ее родители в 1962 году. В связи с тем, что раннее ни БТИ ни кадастровой палаты не было, соответствующим образом недвижимое имущество т.е. жилой дом и земельный участок не оформлялись, но в силу действующего на тот момент законодательства, с 1962года, имелись записи в похозяйственых книгах как о жилом доме так и о земельном участке.

В период совместного проживания, родители производили ремонт дома, потом его достраивали т.е. улучшали свои жилищные условия.

Выслушав Ш.С.В., привлеченную в качестве третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статья 11 ГК РФ предусматривает судебную защиту гражданских прав.

Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, право наследования гарантируется государством.

На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Истец Дыга Т.Т. просит включить в состав наследственного имущества жилой дом, назначение: жилое, одноэтажный, литер А1,А2, общей площадью <данные изъяты> инвентарный номер и земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что при обращении к нотариусу <адрес> нотариального округа с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок, ей было разъяснено что, справка органа местного самоуправления (выписка из похозяйственной книги) о принадлежности жилого дома наследодателю, представленная ею в качестве документа, подтверждающего принадлежность жилого дома, не может быть признана правоустанавливающим документом.

Отказ в оформлении земельного участка связан с тем, что наследницей представлено свидетельство на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отсутствует адрес местонахождения объекта, цель предоставления земельного участка исправлена, дата выдачи земельного участка предшествует дате принятия решения о закреплении земли в собственность, то есть представленные для совершения нотариального действия документы не соответствуют требованиям законодательства.

В судебном заседании установлено, что Дыга Т.Т. доводится супругой Д.В.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ.

Д.В.М. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти выданным отделом ЗАГС администрации <адрес>.

В соответствии с статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ, Дыга Т.Т. является наследницей первой очереди по закону.

После смерти наследодателя Д.В.М., в право наследования вступила его супруга Дыга Т.Т., которая в установленный законом шестимесячный срок, обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу <адрес> округа.

ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом <адрес> нотариального округа, отказано Дыга Т.Т. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, после смерти мужа Д.В.М. умершего ДД.ММ.ГГГГ, так как документы представленные для совершения нотариального действия не соответствуют требованиям законодательства.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей К.В.Н., С.В,Т. показали, что Д.В.М. и Дыга Т.Т. они знали давно, Дыга Т.Т. проживали в своем доме, который построили вместе в ДД.ММ.ГГГГ году, пользовались приусадебным земельным участком. Были ли оформлены надлежащим образом жилой дом и земельный участок при жизни Д.В.М. им не известно.

Согласно свидетельству о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, Д.В.М. на праве частной собственности принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> указанное обстоятельство подтверждается, выпиской из похозяйственной книги , лицевой счет по <адрес>, по сведениям которой Д.В.М. принадлежал земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>,

Согласно выписки из похозяйственной книги, выданной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , лицевой счет , жилой дом, расположенный на земельном участке размером <данные изъяты> по адресу: <адрес> принадлежал на праве частной собственности Д.В.М. Указанный жилой дом, начиная с 1963 года использовался для проживания Д.В.М.,

Таким образом в судебном заседании установлено, что при жизни Д.В.М. принадлежал на праве собственности жилой дом, и земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес> чем имеются сведения в похозяйственных книгах <адрес>, начиная с 1963года, кроме того, указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании путем свидетельских показаний.

В соответствии с статьей 131 ГК РФ, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

В соответствии со статьей 4 п. 2 ФЗ от 21.07.1997г « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.1.ст.6 того же Федерального Закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

По данным Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от сведения о правах на объекты недвижимого имущества жилой дом и земельный участок расположенных по адресу: <адрес>, отсутствуют.

То обстоятельство, что при жизни Д.В.М. не зарегистрировал свое право на указанный жилой дом, и земельный участок не может лишить прав его наследников.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

По данным нотариуса <адрес> нотариального округа в производстве нотариальной конторы имеется наследственное дело, открытое по заявлению супруги Дыга Т.Т., которая является единственной наследницей обратившейся к нотариусу.

Дочь наследодателя Ш.С.В. которая так же является наследницей первой очереди по закону, каких либо требований в отношении наследственного имущества жилого и дома и земельного участка не предъявила, иск признала.

Учитывая, что на момент смерти наследодателя Д.В.М. ему принадлежал на праве собственности жилой дом, назначение: жилое, одноэтажный, литер А1,А2, общей площадью <данные изъяты> инвентарный номер земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>. их следует включить в состав наследственного имущества.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л :

Исковое заявление Дыга Т.Т. удовлетворить.

Включить в наследственную массу после смерти Д.В.М. умершего ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, назначение: жилое, одноэтажный, литер А1,А2, общей площадью <данные изъяты> инвентарный номер и земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течении 10 дней в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд.

Судья Янкевич Е.Н.